Оглавление Глава 1. Теоретические основы мотивации персонала 3 1.1. Сущность мотивации персонала. Эволюция систем мотивации 3 1.2. Механизм мотивации. Мотив и стимул 15 1.3. Деньги как средство мотивации 26 1.4. Компетентность и компетенции персонала 35 Глава 2. Иерархия потребностей и мотивация персонала 46 2.1. Потребности: виды, свойства, особенности 46 2.2. Содержательные теории мотивации и иерархия потребностей 53 2.3. Критерии разумности потребления 57 Глава 3. Психологические особенности мотивации персонала 66 3.1. Психологические аспекты мотивационного процесса. Теории атрибуции 66 3.2. Влияние стилей лидерства на мотивацию персонала 80 3.3. Власть и мотивация 107 3.4. Процессуальные теории мотивации. Мотивация достижения 112 3.5. Методы негативной мотивации персонала: наказания, штрафы, понижение в должности, депремирование 117 Глава 4. Мотивационная система управления персоналом 129 4.1. Трудовая деятельность как объект мотивации 129 4.2. Влияние системы управления по целям на мотивацию персонала 141 4.3. Ценности как основа формирования мотивационной системы личности 151 4.4. Удовлетворенность трудом и вовлеченность 160 4.5. Определение эффективности системы мотивации. Сбалансированная система показателей 175 Глава 5. Разработка и оптимизация системы вознаграждения персонала 197 5.1. Вознаграждение: внешнее и внутреннее 197 5.2. Компенсационная политика компании 202 5.3. Разработка базовой заработной платы 209 Глава 6. Система дополнительного вознаграждения персонала кампании 223 6.1. Дополнительное вознаграждение 223 6.2. Премиальная система компании 227 6.3. Социальная мотивация персонала 231 6.4. Системы участия 251 6.5. Использование контрактно-договорной системы для мотивации персонала 263 Глава 7. Организационная культура и мотивация персонала 282 7.1. Теории поля и мотивация персонала 282 7.2. Мотивация персонала разных организационных культур 287 Соломанидина Т.О. Мотивация трудовой деятельности персонала / Т.О. Соломанидина, В.Г. Соломанидин. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009. - 312 с. 1.Соломанидин, Владимир Геннадьевич. Глава I Теоретические основы мотивации персонала 1.1. Сушрость мотивации персонала. Эволюция систем мотивации Часто говорят, что эффект мотивации длится недолго. Точно так же недолго длится и эффект мытья. Поэтому мы советуем заниматься мотивацией ежедневно. Циг Циглар Одна из наиболее сложных составляющих работы менеджера - правильный выбор метода управления конкурентной экономической ситуацией на предприятии (тактика) и разработки стратегических целей организации в соответствии с требованиями экономических и неэкономических законов (стратегия). Методы управления оказывают разное воздействие на производство и на работника. Развитие производства основано на объективных законах развития техники, технологии и при правильном определении спроса прогнозируется достаточно четко и определенно. Основные сложности возникают в процессе координации взаимодействия людей, осуществляющих и регулирующих процесс производства. Дело в том, что процесс общественного производства порождает множество психологических и социальных явлений: изменение ценностных ориентиров личности, сдвиги в социальной структуре общества, демографические перемещения, движение персонала, образование неформальных групп и лидеров и т.п. Выбор правильных методов воздействия на эту личностную составляющую производства и является основной задачей менеджера. Каждый человек - это уникальный и сложный мир, облагающий множеством особенностей включения его в общественную экономическую жизнь страны. Облик человека в современном рыночном хозяйстве можно представить как совокупность трех образов: Я-внутреннее личное, Я-производственное, Я-социальное, общественное. Каждому из этих образов соответствует своя группа потребностей, мотивов и стимулов. Для анализа этих образов следует применять ситуационный подход, поскольку в разных аспектах своей жизнедеятельности к принятию решений подходят с разных позиций: где-то преобладает Я-социальное, где-то Я-личное. Атмосфера, благоприятствующая или, наоборот, препятствующая формированию положительных Я-образов и позитивной мотивации работника, создается теми критериями и ценностями, которые определяют работу социально-экономического механизма рыночного хозяйства. Обеспечение свободной конкуренции с помощью честных правил игры, удовлетворение разнообразных социально-политических интересов трудящихся, стабилизация и сбалансированность товарно-денежной системы, высокие нравственные принципы развития свободы, демократии и прогресса способствуют правильному формированию и раскрытию внутренних и внешних Я-образов человека, выбору им своего места в рыночном хозяйстве, формированию его жизненных убеждений и твердой позиции, уверенности в будущем. Это воздействие приобретает свою интегрированную, завершенную форму на конкретном рабочем месте, в учреждении или на предприятии. При этом политика самого предприятия не должна приходить в противоречие с той системой взглядов, норм, ценностей, отношений к труду, которая формировалась в человеке под воздействием социальной политики государства. К сожалению, многие руководители в наше время в качестве образца для создания организации используют легионы Цезаря, когда у власти стоит значительный и недосягаемый авторитет, непослушание которому жестоко карается. Необразованные солдаты и рабочие ждут приказаний сверху. При этом люди ненавидят работу, не любят ответственности, не проявляют инициативы и для того, чтобы заставить работать на организацию, их следует принуждать. Это самая неэффективная система управления. Безусловно, чтобы эффективно двигаться к намеченной цели, руководитель должен координировать работу людей и заставлять их работать. Для этого и существуют методы мотивационного воздействия, освоив которые, руководитель вправе рассчитывать на успех. Очень важно понимать, что в условиях современных технических, технологических и общественных изменений только эффективная совместная работа всех участников производственного процесса гарантирует успех. А эта работа в свою очередь зависит от того, насколько равномерно и сильно основные принципы совместной работы будут выполняться всеми и будут направлены на удовлетворение потребностей и ожиданий в цепочке потребности (ожидания) человека - потребности (ожидания) организации - потребности (ожидания) общества. Потребности побуждают людей к деятельности, обусловливают их поступки, придают им направленный характер. Однако эти поступки могут совершаться, а могут и не совершаться. Работник может активно действовать, трудиться, находить пути совершенствования своей работы, а может остаться безучастным к процессу производства, выполняя лишь минимальные требования или не выполняя их совсем. Практический опыт показывает, что только успешная реализация философии сближения потребностей и ожиданий работника и потребностей компании способна создать здоровый в крепкий коллектив единомышленников. Сравним интересы и ожидания компании и работников (табл. 1.1, 1.2). Таблица 1.1. Ожидания работника от компании Элемент ожидания Характеристика Личные Характер работы на новом месте, ее содержание, требования к результатам, перспективы развития, вознаграждение, качество трудовой жизни, справедливость оценки, гарантии на будущее Групповые Комфортность при работе в группе, обособленность коллектива от других, значимость его в компании, автономность в принятии решений, степень ответственности за работу / / Статусные , Оценка своего места и роли в компании, значимость, признание, уважение, манера общения, стиль руководства, стиль управления конфликтными ситуациями Культурно -этические Степень соответствия ценностей, целей, этических норм, стиля лидерства и других элементов культуры компании представлениям, нормам и культуре работника Потребности и ожидания работников включают: высокое качество трудовой жизни, справедливость оценки результатов труда, рост благосостояния и возможности денежных накоплений, покрытие расходов на медицинское обслуживание и содержание детей в дошкольных учреждениях, учебу в лицее, университете, покрытие непредвиденных расходов и снижение налоговых выплат. Персонал ожидает от организации удовлетворения своих потребностей в соответствии с результатами своего труда, своей квалификацией, усердием и способностями. Таблица 1.2. Ожидания компании от работника Элемент ожидания Характеристика Трудовые Добросовестное выполнение должностных обязанностей, проявление усердия, исполнительности, предприимчивости, инициативы, творческого подхода, режима самообучения Групповые Конформность, дружная бесконфликтная работа в группе, лидерские качества, умение работать в команде По обеспечению безопасности Лояльность, дисциплина, выполнение всех норм и регламентов, непринадлежность к группам риска, неразглашение конфиденциальной информации Культурно -этические Соответствие важнейших параметров культуры работника основным параметрам культуры компании, ее миссии, целям, ценностям, нормам и корпоративным кодексам Интересы компании, как правило, включают: привлечение и удержание на рабочих местах наиболее ценных, компетентных высокопрофессиональных работников, глубоко продуманную и планомерно организованную мотивацию персонала в целях повышения производительности его труда, повышение экономической эффективности вложений в человеческий капитал, успешное заключение и выполнение коллективных договоров в соответствии с трудовым законодательством и интересами данной компании. Со стороны персонала компания ожидает понимания этих интересов и всемерного сотрудничества для их осуществления. решать поставленные перед компанией задачи, не используя активно опыт, квалификацию, способности и желание работать своих сотрудников. Существующие концепции человеческих ресурсов рассматривают наемных работников как ключевой ресурс производства, отказываясь от представлений о рабочей силе как даровом богатстве, освоение которого не требует денежных средств и организационных усилий со стороны нанимателя. Это существенно меняет кадровую работу в направлении активизации поиска на рынке труда высококвалифицированного персонала, перехода к планированию человеческих ресурсов, определения их ценности и разработки новых подходов к удержанию наиболее ценных специалистов на фирме. Поэтому теоретически каждый из двух участников процесса производства (компания и работник) заинтересованы в сближении своих ожиданий и наилучшем удовлетворении своих потребностей. Практически в начальный период времени после найма ожидания компании от сотрудника и сотрудника от компании совпадают всего на 30%. По оценкам немецких специалистов лишь при сближении ожиданий до 60% производительность труда работника сможет достигнуть 100%. Мостиком, соединяющим готовность человека к деятельности с непосредственным практическим проявлением этой готовности - успешной работой, является механизм мотивации персонала. Не бывает плохих работников: если человек работает плохо, значит в существующих трудовых отношениях именно плохая работа оптимально удовлетворяет его потребности. Поведение человека всегда для него оптимально: действия и поступки всегда направлены на получение максимальной материальной и моральной выгоды, и он не сделает ничего, не удовлетворяя тем самым одну из своих важнейших потребностей. Искусство менеджмента заключается в том, чтобы эту личную оптимальность поставить на службу организации, ее миссии и целей. Для этого и существует мотивация. Мотивация - это создание таких условий, регулирующих трудовые отношения, в рамках которых у работника появляется потребность самоотверженно трудиться, поскольку для него это единственный путь достижения своего оптимума в удовлетворении потребностей. Это процесс сопряжения целей компании и целей работника для наиболее полного удовлетворения потребностей обоих, процесс побуждения себя и других к деятельности для достижения общих целей. Это создание условий отождествления интересов организации и работника, при которых то, что выгодно и необходимо одному, становится столь же необходимо и выгодно другому. Потребность является той силой, которая заставляет людей действовать, производить материальные, социальные и духовные блага. Субъективным выражением этого побуждения к деятельности, сформировавшимся для каждого конкретного человека под воздействием окружающего его внешнего мира, которое отражено в сознании, является мотив. Работник мотивирован, - следовательно, он заинтересован, создана ситуация, при которой, решая общие цели предприятия, он тем самым удовлетворяет свои личные потребности. К сожалению, во многих современных организациях люди могут реализовать себя лишь на 20-30%. В результате такого рабочего ритма у них появляются неудовлетворенность, расстройства, неуверенность. Менеджер же, вместо того чтобы полнее использовать потенциал имеющихся работников, идет по пути увеличения численности работающих, что снижает эффективность работы предприятия и его производительность. Чтобы давать максимальные результаты и сопровождаться здоровым радостным подъемом, всякая человеческая работа требует трех условий: 1) работа должна доставлять удовольствие; она должна быть не каторгой, а игрой; 2) всякая работа должна иметь определенный конец, она должна быть не неопределенной, бесконечной лямкой, а требовать таких-то результатов в такой-то срок; 3)