Развитие волевых качеств детей старшего дошкольного возраста

В этом разделе выложены некоторые учебные материалы (книги, учебники, монографии, пособия, методические указания, сборники научных статей, статьи), которые используют специалисты нашего портала при написании дипломных, курсовых и контрольных работ для студентов. Данные учебные материалы предназначены для ознакомления, а не заимствования.

Развитие волевых качеств детей старшего дошкольного возраста


Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по развитию волевых качеств старших дошкольников

2.1. Выявление особенностейразвития волевых качеств старших дошкольников
Экспериментальное исследование проводилось в период с ноября 2011г. по январь 2012г. в ДОУ № 100 «Жар-птица» г. Набережные Челны. Выборку составили 20 детей дошкольного возраста (девочек -9; мальчиков-11) в возрасте 6 лет. В исследовании приняли участие две группы старшего дошкольного возраста, контрольная группа, в количестве – 10 человек; экспериментальная группа –10 человек.
Диагностика уровня развития волевых качеств проводилась двумя методиками: «Не подглядывай» и «Закрась фигуры» с целью выявления уровней развития таких волевых качеств как упорство и целеустремленность. Автор методик Е.А.Ключникова [3, с. 58].
Методика «Не подглядывай».
Ребенку сообщалось, что ему принесли интересную игру, но, прежде чем начать в нее играть, нужно подождать, пока к игре будет приготовлено все необходимое. Главное – не подглядывать, что делает взрослый, "а то будет неинтересно играть". Ребенку предлагалось посидеть 3 мин с закрытыми глазами, а в это время создавалась видимость активной подготовки к игре (перекладывание деталей конструктора, стук). Через 3 мин ребенок получал обещанную игру. Если дошкольник не выдержал и открыл глаза раньше, делался вид, что нарушение правил не замечено, и игра отдавалась ребенку. Если дети все 3 мин не открывали глаза, испытание продлялось до 4 мин, но не более. При обработке результатов учитывалось время, которое смог выдержать каждый ребенок, не открыв глаза (время ожидания), и количество подглядываний каждого ребенка. Затем подсчитывалось, сколько детей выдержали 3 минуты, затем 2 и 1 минуту, также подсчитывалось количество подглядываний по группе.
Полученные результаты сравнивались со стандартными оценками уровней:
3 балла – время ожидания более трех минут, ни одного подглядывания;
2 балла – время ожидания от 2 до 3 минут, 1-2 подглядывания;
1 балл– время ожидания менее 2 минут, более 3 подглядываний.
Методика "Закрась фигуры" проводилась с целью определить уровень упорства и целеустремленности в структуре монотонной деятельности. Для проведения методики использовался тестовый бланк, на котором в два ряда нарисованы контуры различных 20 фигур (круг, квадрат, треугольник, четырехугольник), в каждом ряде располагалось по 10 фигур (см. приложение 1). Обследуемым предлагалась инструкция: "Закрасьте эти фигурки очень аккуратно, не выходя за контур".
Методика проводилась индивидуально с каждым ребенком и заканчивалась, как только ребенок начинал проявлять небрежность или отказывался от работы. Одна аккуратно закрашенная фигура оценивалась в 1 балл. Максимальное количество баллов по двум методика – 23 балла.
Полученные результаты сравнивались со стандартными оценками уровней:
Высокий уровень – 23- 18 баллов;
Средний уровень – 17- 10 баллов;
Низкий уровень – 9 баллов и ниже
Данные, полученные в результате исследования по двум методикам, отражены в таблице 1.
Таблица 1
Уровни развития волевых качеств детей экспериментальной группы на констатирующем этапе исследования
Уровень
Кол-во детей в %

Низкий уровень
40%

Средний уровень
40%

Высокий уровень
20%

Анализируя таблицу 1, мы видим, что 20% детей показали высокий уровень развития волевых качеств. Количество детей с низким уровнем развития волевых качеств составляет 40%.
По данным таблицы 1 построена гистограмма ( рис.1).
%

Рис. 1 Уровень развития волевых качеств детей экспериментальной группы на констатирующем этапе исследования

Количественные данные, характеризующие уровень развития волевых качеств детей контрольной группы приведены в таблице 2.
Таблица 2
Уровень развития волевых качеств детей контрольной группы на констатирующем этапе исследования
Уровень
Кол-во детей в %

Низкий уровень
50%

Средний уровень
20%

Высокий уровень
30%
Анализируя таблицу 2, мы видим, что высокий уровень развития волевых качеств наблюдается у 30% детей. Низкий уровень развития волевых качеств наблюдается у 50% детей. Средний уровень развития волевых качеств наблюдается у 20% детей.
По данным таблицы 2 построили гистограмму ( рис.2).
%

Рис. 2 Уровень развития волевых качеств детей контрольной группы на констатирующем этапе исследования
Из представленных диаграмм выявлено, что у детей, как в экспериментальной, так и в контрольной группах, преобладают признаки никого уровня развития волевых качеств.
Результаты исследования показали, что в экспериментальной группе Андрей Л. и Ангелина Ш. имеют высокий уровень развития волевых качеств.
Игорь К., Егор Л., Настя Ф. и Даша С. показали средний уровень развития волевых качеств.
Страницы

X
Обратная связь
Отправлено.