Ссылка на мнение «великого русского» деятеля культуры как популярный демагогический приём

Автор: Алексеев Владимир Михайлович, ректор АНО ДПО «Академия ГлавСпец» (Краснодар).

Библиографическая ссылка на статью: Алексеев В.М. Ссылка на мнение «великого русского» деятеля культуры как популярный демагогический приём // Журнал Алексеевской академии наук. 2016. № 1 [Электронный ресурс]. URL: http://aleksejev.ru/nauka/art/literatura/00013.php.

Аннотация: В среде обществоведов популярен демагогический приём - ссылка на мнение «великого русского» деятеля культуры о русской культуре, цивилизации, менталитете, «национальном характере». При этом авторы не уточняют, что они понимают под «великим русским» - национальность и/или язык?

Ключевые слова: русофобские цитаты, демагогический приём.

 

Поскреби англичанина - найдешь башкира [В.М. Алексеев].

 

Среди как русофобов, так и русофилов очень популярный демагогический приём - ссылка на мнение «великого русского» деятеля культуры - как правило, поэта или писателя. «Берётся имя какого-то великого русского, а потом ему вставляется подходящая цитата» [блогер sexanet].

При этом осуществлена игра омонимом «русский», которое обозначает:

- национальность (точнее - гаплогруппу, поскольку цитируются только, за редким исключением, мужчины),

- язык.

То есть «великий русский» звучит одновременно как:

- великий представитель r1a-гаплогруппы, что синонимично «вождю народа»,

- великий носитель русского языка, что синонимично «творцу русского языка» (кстати, А.С. Пушкина нередко именно таким и позиционируют).

 

Рассмотрим самые рейтинговые русофобские цитаты:

 

«Поскреби русского - найдешь татарина»

Эту фразу приписывают целой армии «великих русских» писателей (поэтов), в том числе: А.С. Пушкин, Н.С. Лесков, Ф.М. Достоевский, И.А. Бунин, Н.В. Гоголь, А.И. Куприн и т.п.

Цитата, кому бы не принадлежала, изначально абсурдная и полностью утратила научный смысл с того дня, как были опубликованы результаты исследования гаплогрупп.

Во-первых, не понятно, почему нужно удивляться тому, что русские - это на 100%, наполовину, на четверть и т.п. татары?

Во-вторых, куда более забавный факт: среди башкиров-мужчин очень много представителей «высшерасовой» r1b-гаплогруппы.

Вывод: безграмотное высказывание, подпадающие под признаки экстремизма (см. [1]).

 

«Прощай немытая Россия»

Изучение творчества М.Ю. Лермонтова в российских школах уже сто лет начинается или заканчивается, как правило, стихотворением «Прощай немытая Россия», которое впервые обнародовано спустя 32 года после убийства поэта в письме П.И. Бартенева к П.А. Ефремову 9 марта 1873 года с примечанием - «списано с подлинника». В 1890 году Бартенев публикует еще один вариант этого стихотворения в принадлежащем ему журнале «Русский архив» с примечанием на этот раз - «записано со слов поэта современником».

 

Прощай, немытая Россия,

Страна рабов, страна господ.

И вы, мундиры голубые,

И ты, им преданный народ.

Быть может, за стеной Кавказа

Сокроюсь от твоих пашей,

От их всевидящего глаза,

От их всеслышащих ушей.

 

Это малоценное с художественной точки зрения восьмистишье, написанное, вероятно, либералом-пародистом Д.Д. Минаевым, очень популярно среди либералов.

Вывод: фейк.

 

«Они видят в нас скорее варваров, шатающихся по Европе»

Фраза, вырванная из контекста дневника Ф.М. Достоевского: «Они видят в нас скорее варваров, шатающихся по Европе и радующихся, что что-нибудь и где-нибудь можно разрушить, - разрушить лишь для разрушения, для удовольствия лишь поглядеть, как всё это развалится, подобно орде дикарей, подобно гуннам, готовым нахлынуть на древний Рим и разрушить святыню, даже без всякого понятия о том, какую драгоценность они истребляют. Что русские действительно в большинстве своём заявили себя в Европе либералами, - это правда, и даже это странно» [5].

Вывод: малосвязанный частный поток мыслей.

 

«Ах, как тяжело, как невыносимо тяжело порою жить в России»

Фраза, вырванная из контекста письма И.С. Аксакова: «Ах, как тяжело, как невыносимо тяжело порою жить в России, в этой вонючей среде грязи, пошлости, лжи, обманов, злоупотреблений, добрых малых мерзавцев, хлебосолов-взяточников, гостеприимных плутов - отцов и благодетелей взяточников!» [2].

Вывод: частное мнение.

 

«Принадлежит ли Россия к Европе? Нет, не принадлежит»

Фраза Н.Я. Данилевского, вырванная из контекста его книги «Россия и Европа» [4].

Более полный фрагмент: «Итак, принадлежит ли Россия к Европе? Я уже ответил на этот вопрос. Как угодно, пожалуй - принадлежит, пожалуй - не принадлежит, пожалуй - принадлежит отчасти и притом насколько кому желательно. В сущности же, в рассматриваемом теперь смысле, и Европы вовсе никакой нет, а есть западный полуостров Азии, в начале менее резко от нее отличающийся, чем другие азиатские полуострова, а к оконечности постепенно все более и более дробящийся и расчленяющийся. Неужели же, однако, громкое слово «Европа» - слово без определенного значения, пустой звук без определенного смысла? О, конечно, нет! Смысл его очень полновесен, - только он не географический, а культурно-исторический, и в вопросе о принадлежности или непринадлежности к Европе география не имеет ни малейшего значения. Что же такое Европа в этом культурно-историческом смысле? …

Европа есть поприще германо-романской цивилизации - ни более ни менее; или, по употребительному метафорическому способу выражения, Европа есть сама германо-романская цивилизация. Оба эти слова - синонимы.

… Принадлежит ли в этом смысле Россия к Европе? К сожалению или к удовольствию, к счастью или к несчастью - нет, не принадлежит. Она не питалась ни одним из тех корней, которыми всасывала Европа как благотворные, так и вредоносные соки непосредственно из почвы ею же разрушенного Древнего мира, - не питалась и теми корнями, которые почерпали пищу из глубины германского духа…» [4, с. 74-76].

 Для сравнения: «Но, скажут, Франция - еще не Европа. Нет, Франция - именно Европа, ее сокращение, самое полное ее выражение…» [4, c. 287].


То, что Данилевский именует Германией-Романией, с 1034 года германскими правителями именовалась Римской империей, а с 1512 года - Священной Римской империей германской нации (нем. Heiliges Römisches Reich Deutscher Nation).

Эта псевдопреемница истинной Римской империей прекратила своё существование  в 1806 году, за 16 лет до рождения Данилевского. Во второй половине XIX века в Германии снова становятся очень популярными идеи о возрождении рейха, но уже в гораздо больших размерах.

Даже в период своего наивысшего расцвета в состав этой империи НЕ входили территории «европы»: южной Италии, большей части Франции, Великобритании, Испании, Португалии, Бельгии, Дании, Исландии, стран Балканского полуострова, стран Скандинавского полуострова, стран будущей Организации Варшавского договора, за исключением Чехии и т.д. и т.п.


Вывод: типичная обществоведческая игра словами, обозначающими одновременно [культурно-исторические] феномены и [географические] объекты (см. [3]). Н.Я. Данилевскому проще было написать: «Россия - географическая Европа, но никогда не входила в состав Священной Римской империи германской нации». Однако его целью был 1) троллинг, 2) выставление России маргинальной страной, 3) разжигание розни между странами, объединяющимися в рейх («европу»), и Россией. Данилевский был не славянофилом, как его именовали другие славянофобы, а германофилом, наукообразным идеологом экстремизма.

 

Как видно, среди авторов наиболее популярных русофобских цитат не все:

- представители r1a-гаплогруппы,

- великие носители русского языка.

И тем более никто из них - не великий представитель r1a-гаплогруппы.

 

В остатке имеем: некоторые русофобские цитаты принадлежат или приписаны русскоязычным поэтам и писателям, которые могут быть признаны как эксперты в области … стихосложения или художественного письма. Однако они не могут быть признаны не то что экспертами, а хотя бы знатоками российского (русского) менталитета, «национального характера» и т.п. и т.д.

 

Вывод: ссылка на мнение «великого русского» деятеля культуры - примитивный, хотя и популярный, демагогический приём, направленный авторитарно («восточно») мыслящими демагогами на авторитарно («восточно») мыслящих адресатов.

 

 

Литература

1. Федеральный закон «О противодействии экстремистской деятельности» от 25.07.2002 № 114-ФЗ (ред. от 23.11.2015) Российской Федерации // Собрание законодательства РФ. - 2002. - № 30. - Ст. 3031.

2. Аксаков И.С. Письма к родным (1849-1856). - М.: Наука, 1994.

3. Алексеев В.М. Культура и культурные ценности - фундаментальные отличия «восточного» и «западного» мировоззрений // Журнал Алексеевской академии наук. 2016. № 1 [Электронный ресурс]. URL: http://aleksejev.ru/nauka/povedenie/myshlenie/00011.php.

4. Данилевский Н.Я. Россия и Европа. - М.: Книга, 1991. - 574 с.

5. Достоевский Ф.М. Дневник писателя / Собрание сочинений в 10 т. Т. 10. М., 1958.


X
Обратная связь
Отправлено.