Информирование обучающихся о достоверности учебной информации

Автор: Алексеев Владимир Михайлович, ректор АНО ДПО «Академия ГлавСпец» (Краснодар).

Библиографическая ссылка на статью: Алексеев В.М. Информирование обучающихся о достоверности учебной информации // Журнал Алексеевской академии наук. 2015. № 2 [Электронный ресурс]. URL: http://aleksejev.ru/nauka/edu/law/00006.php.

Аннотация: Ряд законов обязывает исполнителей работ, услуг предоставлять потребителю достоверную информацию о реализуемых им работах, услугах. Однако данным правом обделены обучающиеся. Пользуясь этим пробелом, некоторые авторы не только распространяют недостоверную информацию под видом научных знаний, но и, по сути, глумятся над обучающимися. В статье сформулирована необходимость восполнения данного пробела в учебно-познавательном процессе.

Ключевые слова: учебная информация, достоверная информация, защита прав обучающихся.

Учебные предметы в школе, сузе и вузе, обладая одинаковым формальным научным статусом, имеют разный уровень достоверности. Так, если математика, физия, химия максимально достоверны, то культурология, обществознание – предельно недостоверны. Есть предметы (науки), которые представляют собой несистематизированный сборник достоверной и недостоверной информации, яркий пример таких наук - общественная история. В общественной истории относятся:
- к достоверной информации - некоторые даты, некоторые свидетельства современников и некоторые описания, реконструкции и т.п.,
- к заведомо спорной информации – летописи, субъективные оценки современников и т.п.;
- к заведомо ложной информации - суждения авторов о «менталитете», «демократичности», «восточности», «западности», «европейности», «азиатности» и т.п. и т.д.
Однако авторы учебников не только не пытаются разграничить отдельные уровни достоверности информации, наоборот, стремятся ввести слушателей в заблуждение о единообразии научности их суждений. Так Л.С. Васильев в аннотации к своему учебнику «История Востока» заявляет, что тот «принадлежит к числу учебников нового поколения, свободных от идеологической заданности». На самом деле, весь учебник пронизан идеологической заданностью. Более того, в этом учебнике трудно отыскать хотя бы один правдивый абзац.
Если зрелый, высокоразвитый человек ещё как-то способен отличать ложь от правды, домыслы от фактов, то дети (школьники), юноши (студенты) необходимыми знаниями и опытом не обладают и могут пострадать от дезинформации.
В ст. 2 Закона от 29.12.2010 № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» под информационной безопасностью детей понимается состояние защищенности детей, при котором отсутствует риск, связанный с причинением информацией вреда их … психическому, духовному, нравственному развитию.
В ст. 2 Закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» информация определена как сведения (сообщения, данные) независимо от формы их представления.
В соответствии с терминами данного закона, авторы учебников – это обладатели информации, то есть лица, самостоятельно создавшие информацию, либо получившее на основании закона или договора право разрешать или ограничивать доступ к информации. Под предоставлением информации в законе понимаются действия, направленные на получение информации определенным кругом лиц или передачу информации определенному кругу лиц, в данном случае – обучающимся.

Российское законодательство содержит ряд норм, запрещающих распространение заведомо недостоверной информации под видом достоверных сообщений:
- при размещении информации на сайте или странице сайта в сети «Интернет» не допускается использование сайта или страницы сайта в сети «Интернет» в целях … распространения заведомо недостоверной информации под видом достоверных сообщений (ст. 10.2 Закона № 149-ФЗ);
- потребитель вправе потребовать предоставления необходимой и достоверной информации об исполнителе и реализуемых им работах, услугах (ст. 8 Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей»);
- исполнитель обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора (ст. 8 Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей»);
- органы государственной власти Российской Федерации принимают меры по защите ребенка от информации, пропаганды и агитации, наносящих вред его … нравственному и духовному развитию, в том числе от национальной, классовой, социальной нетерпимости, … от пропаганды социального, расового, национального и религиозного неравенства… (ст. 14 Закона от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»;
- экстремистская деятельность (экстремизм) – это … пропаганда исключительности, превосходства либо неполноценности человека по признаку его социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности или отношения к религии (ст. 1 Закон от 25.07.2002 № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности»);
- реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная реклама и недостоверная реклама не допускаются (ст. 5а Закон от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе»);
- не допускается использование установленных Законом от 27.12.1991 № 2124-1 «О средствах массовой информации» прав журналиста в целях сокрытия или фальсификации общественно значимых сведений, распространения слухов под видом достоверных сообщений, сбора информации в пользу постороннего лица или организации, не являющейся средством массовой информации (ст. 51 Закона № 2124-1).
В профильном Законе от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» ни слова не сказано про право обучающихся на достоверную информацию, и это не удивительно, поскольку этот закон терминологически больше соответствует архаичному советскому законодательству, чем действующему российскому.
Между тем во многих учебниках по общественным наукам, в том числе в упомянутом учебнике Л.С. Васильева «История Востока», под видом научных знаний выдаётся не просто недостоверная информация, а информация:
- наносящая вред нравственному и духовному развитию,
- информация, пропагандирующая расовое, национальное и религиозное неравенство и т.п.
Яркие примеры такой информации из учебника Л.С. Васильева «История Востока»:
- «Словом, в античном мире были заложены основы так называемого гражданского общества, послужившего идейно-институциональным фундаментом быстрого развития античной рыночно-частнособственнической структуры. Всем этим античное общество стало принципиально отличаться от всех других, прежде всего восточных, включая и финикийское, где ничего похожего, во всяком случае в сколько-нибудь заметном объеме, никогда не было»;
- «Россия… исстари была более восточной, нежели европейской страной».

Предложения о совершенствовании законодательства о защите прав обучающихся

1. Включить учебную информацию в перечень отдельных видов товаров (работ, услуг), по которым Правительством Российской Федерации устанавливаются способы доведения информации до потребителя.
2. Информация об учебной информации в обязательном порядке должна содержать, помимо уже установленного законодательством:
- информацию об уровне достоверности учебной информации;
- указание на обладателей информации.
3. Обладатели учебной информации при предоставлении информации обучающимся обязаны структурировать (выделять) учебную информацию на 5 уровней достоверности:
Уровень достоверности
Наименование уровня достоверности
Критерии уровня достоверности
Примеры
Высший
Абсолютно достоверная информация
Строгая терминология, словам соответствуют реальные объекты либо объекты, существование которых строго научно доказано
Математика, физика, химия и т.п.
Высокий
Достоверная информация
Некоторые изъяны в строгости
Биология, геология, теория архитектуры, медицинские науки и т.п.
Удовлетворительный
Достаточно достоверная информация
Отсутствие строй терминологии, фикции не различаются по степени; заметное, но несущественное влияние общественных наук
Общественная география, теория муниципального управления, мемуары и т.п.
Низкий
Недостоверная информация
Досужие суждения, домыслы не отделены от фактов, злоупотребление тропами, омонимами и универсалиями и т.п.
Общественная история, летописи, психологические теории, выдающиеся литературно-художественные произведения и т.п.
Низший
Заведомо спорная или заведомо ложная информация
Понятийная каша, игра слов
Культурологические теории, философские эссе и т.п.

4. Установить для каждого школьного учебника (пособия и т.п.) требования:
- совокупная доля информации с высшим и высоким уровнем достоверности не может быть меньше 61% от всей учебной информации,
- доля информации с удовлетворительным уровнем достоверности не может превышать 25% от всей учебной информации,
- доля информации с низким уровнем достоверности - 15% от всей учебной информации,
- доля информации с низшим уровнем достоверности - 5% от всей учебной информации.

5. На лицевой обложке каждого печатного издания, имеющего форму учебника, достаточно крупным шрифтом должна указываться следующая информация:
- «содержит учебную информацию», если совокупная доля информации с высшим и высоким уровнем достоверности превышает 33% от всей учебной информации,
- «не содержит учебную информацию», если совокупная доля информации с высшим и высоким уровнем достоверности не превышает 33% от всей учебной информации.

6. Тексты, в которых совокупная доля информации с высшим и высоким уровнем достоверности не превышает 33% от всей учебной информации, не могут содержать гриф рекомендованного кем-либо для изучения кем-либо.

7. Предъявить специальные требования к печатным носителям учебной информации:
- в колонтитуле каждой страницы, содержащей информацию ниже удовлетворительного уровня, относительно крупным шрифтом должно быть написано предупреждение следующей формы: «На странице содержится недостоверная информация», «На странице содержится заведомо спорная или заведомо ложная информация» и т.п.;
- все участки страниц печатного носителя учебной информации должны иметь фон, соответствующий уровню достоверности информации:

Уровень достоверности
Фон текста
Высший
Белый
Высокий
Дымчато-белый
Удовлетворительный
Синий Эллис
Низкий
Розово-лавандный
Низший
Бледно-розовый

8. Аналогичные требования сформулировать для электронных носителей информации (интернет-ресурсов).
9. Предусмотреть и ужесточить дисциплинарную (трудовую, служебную), административную и уголовную ответственность за нарушение оборота учебной информации.

Литература

Алексеев В.М. Упорядочивание использования в географии абстракций, конкретизаций и фикций // Журнал Алексеевской академии наук. 2015. № 1.
Алексеев В.М. Типичные установки, приёмы и нарушения мышления авторов общественных наук (на примере учебника Васильева Л.С. История Востока) // Журнал Алексеевской академии наук. 2015. № 2.

X
Обратная связь
Отправлено.