Принципиальное отличие между основным (средним и высшим) и дополнительным образованием

Автор: Алексеев Владимир Михайлович, ректор АНО ДПО «Академия ГлавСпец» (Краснодар).

Библиографическая ссылка на статью: Алексеев В.М. Принципиальное отличие между основным (средним и высшим) и дополнительным образованием // Журнал Алексеевской академии наук. 2016. № 1 [Электронный ресурс]. URL: http://aleksejev.ru/nauka/edu/methodology/00018.php.

Аннотация: Основное (среднее и высшее) и дополнительное образование – два вида образования. Порядок зачисления и прохождения дополнительного образования существенно отличается от основного образования. По сравнению с правилами дополнительного образования, основное образование – скорее коммунистический пережиток.

Ключевые слова: основное образование, дополнительное образование, дополнительное профессиональное образование.

 

Между основным (средним и высшим) образованием, с одной стороны, и дополнительным образованием, с другой стороны, имеется фундаментальное отличие, из которого вытекают все остальные различия. Как среднее образование, так и высшее образование, независимо от того, в какой форме они реализуются, в Российской Федерации основаны на явочном характере. А именно на необходимости ДО НАЧАЛА обучения либо предъявить приёмной комиссии учащегося вместе с оригиналами персональных данных (свидетельство о рождении, паспорт, другие документы), либо в запечатанном конверте предоставить бумажные копии документов, содержащие персональные данные. Пока не будут предоставлены в полном объёме персональные данные учащегося, учебное учреждение не вправе оказывать услуги основного образования.

Более того: заведения основного образования требуют от родителей первоклассников и учащихся заявления на зачисление в учебное учреждение! Данная норма весьма архаичная, поскольку приравнивает образование к трудовой деятельности либо воинской службе.

Кроме того, в школу учащегося могут не принять, если его постоянная или временная регистрация проживания не соответствует каким-то требованиям.

В заведения среднего профессионального и высшего образования учащегося не примут, если он:

- не предоставит копии документа об успешном завершении предыдущего уровня образования,

- успешно не прошёл вступительных испытаний (экзаменов, тестирования, собеседования).

Важно отметить то обстоятельство, что человеку отказывают в получении высшего образования даже за плату (!), если он на день подачи заявления не предоставит копии документа об успешном завершении предыдущего уровня образования. Такое ограничение конституционного права на образование некоторые авторы мотивируют тем, что оно якобы введено с целью защиты самого обучающегося от риска потери напрасную времени на обучение, целью которого является якобы только получение документа о более высокой ступени образования. На самом деле, такое ущемление естественного права человека было введено в нашей стране ещё в период эпохи бесплатного образования, когда пресловутое «государство», то есть федеральное казначейство не желало оплачивать обучение формально не соответствующих граждан, и в настоящее время является архаизмом.

 

Суть явочного характера образования состоит в презумпции ВИНОВНОСТИ учащегося, которого заведения основного образования должны с первого до последнего дня обучения подозревать в стремлении получить документ об образовании незаконным путём. Поэтому заведения основного образования с первого дня обращения учащегося требуют у него документы с персональными данными, а документ о предыдущем уровне образовании, как правило, отбирают и возвращают только после отчисления учащегося. Основное образование не реализуется полностью в дистанционной форме, оно даже не предусмотрено легально. Основное образование может реализоваться только в очной форме, заочной форме и заочной форме с применением дистанционных технологий.

Принципиального отличия между очной и заочной формами нет. Если для первой формы минимальная доля аудиторных занятий установлена на отметке 40%, то второй – 25%. Учреждения основного образования, реализующие программы в заочной форме с применением дистанционных технологий требуют явки учащихся на сессии, которые редко длятся менее двух недель.

 

Иначе регламентируется дополнительное образование. Как при реализации общеразвивающего образования, так и дополнительного профессионального образования, учебное заведение вправе не запрашивать ДО НАЧАЛА обучения каких-либо персональных данных учащихся. Заказчик дополнительного образования (а таковым могут быть любые юридические лица и любые физические лица, в том числе: родители, супруг, непосредственно сам обучающийся и т.д.) вправе направить на обучение ЛЮБОГО человека, не предоставляя в учебный центр ДО НАЧАЛА обучения каких-либо персональных данных. Более того: заказчик дополнительного образования вправе заменить направленного учащегося на любого другого учащегося вплоть до итоговой аттестации. Учитывая строгое российское законодательство о защите персональных данных, учебное учреждение вправе организовать процесс дополнительного образования таким образом, чтобы минимизировать и даже полностью исключить риски сбора и хранения персональных данных.

Учебное заведение дополнительного образования вправе зачислить на обучение любого человека, независимо от наличия у него формального права на дополнительное образование.

 

Процедуры дополнительного профессионального образования имеют больше сходств с процедурами основного образования в итоговой части:

- нельзя выдавать документы об образовании анонимам и лицам, не предоставившим персональные данные,

- нельзя выдавать документы об образовании лицам, не имеющим документа о предыдущем уровне образования; и т.п.

 

Именно в силу отсутствия явочного характера у дополнительного образования стало возможным его реализация полностью в дистанционной форме, поскольку при дистанционной форме сотрудники учебного заведения не увидят учащегося ни разу не только в живую, но и на «картинке». Исключение составит только фотография на паспорте, но и она не нужна для идентификации учащегося.

 

Таким образом, принципиальное отличие между основным (средним и высшим) и дополнительным образованием заключается в степени реализации конституционного права каждого человека на получение знаний. Если получение основного (среднего и высшего) образования сопряжено с рядом необходимых бюрократических формальностей, необходимостью учащегося являться в учебное заведение, доказывать своё право на образование, то начать обучаться по программам дополнительного образования любой человек может, подписав лишь обычный договор на оказание услуг и внеся оплату либо без таковой.


X
Обратная связь
Отправлено.