Упорядочивание использования в географии абстракций, конкретизаций и фикций

Автор: Алексеев Владимир Михайлович, ректор АНО ДПО «Академия ГлавСпец» (Краснодар).

Библиографическая ссылка на статью:

Алексеев В.М. Упорядочивание использования в географии абстракций, конкретизаций и фикций // Журнал Алексеевской академии наук. 2015. № 1 [Электронный ресурс]. URL: http://aleksejev.ru/nauka/geography/geography/00001.php.

Аннотация

Аннотация: В географии используются геологические абстракции, географические конкретизации, административные, политические, культурологические и богословские фикции. Проблема в том, что их использование носит не систематизированный, а интуитивный характер, свойственный общественным наукам; не на пользу России, а против неё.

Ключевые слова: абстракция, акцентуация, конкретизация, фикция.

 

А не кажется ли Вам, …, что эта дурость очень хорошо организована?

[цитата из книги и кинофильма]

 

Различные типы общепринятого в географии и общественных науках

Нередко приходится сталкиваться с табу в виде общепринятых «понятий».

На протяжении 1500 лет сто миллионов человек ежедневно говорят о боге. Как Вы воспримете человека, который утверждает, что бога нет - как неуча, как олигофрена, как психопата, как тролля?

На протяжении 200-300 лет миллионы россиян в школах и вузах, а в последние 50 лет десятки миллионов телезрителей и радиослушателей при просмотре и прослушивании выпусков прогноза погоды усваивают деление России на части «света». Как Вы воспримете человека, который утверждает, что это деление фикция - как неуча, как олигофрена, как психопата, как старовера, как тролля?

Когда Вас перебивает оппонент отсылкой «так общепринято», заявите ему, что не общепринято уже потому, что Вы не верите, и спросите у него: как и кем? Может оказаться, это общепринято на словах и в кругу узких специалистов, а остальное население бездумно усваивает и тотчас забывает, как только освобождается от обязанности усваивать. Что показательно по итогам 1917 года, когда обязанность верить в бога была официально отменена.

Можно выделить три типа общепринятого:

1) общепринятое на уровне математических формул (абстракции),

2) общепринятое на уровне органов чувств (конкретизации). Всё то, что Вы можете почувствовать, почувствует любой другой человек. Вы выглянули в окно и видите берег, реку, мужчину, женщину, мальчика, девочку, облака; осязаете свежий воздух, ощущаете тепло и т.п. То же самое увидит, осязает, ощутит любой другой человек. Ваш рассказ про медведя повторит любой другой человек, если он увидит медведя сам, не читая и не слыша вашего рассказа.

3) общепринятое на словах (фикции). Эффективность усвоения зависит от частоты повторов (интенсивности пропаганды). Ваш рассказ про йети не сможет повторить ни один человек, если он предварительно его не выучит. Вы сами не сможете повторить свой рассказ, если его не выучите. Чем фиктивнее явление, тем большее расхождение будет в рассказе.

Общепринятое на словах различается на те же виды, что и источники права. В общественных науках по умолчанию за главенствующий источник права принята доктрина этих наук. Наиболее яркий пример: Конституция СССР как общепринятый нормативно-правовой акт, действовавшая с 1977 по 1991 годы, провозглашала в СССР подлинную демократию. Советские общественные науки того периода в целом старались избегать привязки слова «демократия» к СССР, но и старались явно не отрицать наличие демократии в СССР. Однако с начала 1990-ых доктриной российских общественных наук стало отрицание демократии как в СССР, так и в России. Более того, некоторые обществоведы утверждают, что «сладкое слово демократия впервые зазвучало в  России в 1990-ые годы».

Пожалуй, самым общепринятым на словах за всю историю человечества является «бог». Его никто не видел, никто не знает, но уже на протяжении две тысячи лет о нём как реально существующем написано и сказано порядка триллиона человеко-лет.

Среди общепринятых на словах географических «понятий» лидируют производные от слов «европа», «азия», «запад», «восток». Так, в общественных науках общепринято деление России на «европейскую» и «азиатскую» части. Это деление общепринято исключительно на словах, поскольку границу между «европейской» и «азиатской» частями России невозможно:

- установить на уровне математических формул,

- почувствовать любым органом чувств (увидеть, услышать, обонять, осязать, вкусить).

Показательно, что в выпусках прогноза погоды Южный Федеральный округ попадает в часть выпуска про «европейскую часть» России, тогда как во многих учебниках по географии утверждается, что ЮФО находится в «азиатской части», поскольку граница между «европой» и «азией» проходит якобы по руслу реки Дон.

Из всех типов общепринятого овладевает мышлением, речью человека то, что:

1) получило статус научности (истины),

2) а из (1) то, что чаще мусолится.

Поэтому самый одарённый математик может верить в «бога», если он часто натыкается на наукообразные разговоры о существующем боге и ни разу на математические опровержения его несуществования. А самый грамотный географ может в своих текстах упоминать про «европейскую» и «азиатскую» части России, поскольку они, существуя только на словах, никак не проявляют себя в реальном мире и, следовательно, не дают повода для опытного опровержения своего существования. Далее учащиеся, узнав про фикцию от профессионального географа, принимают её как истину. Миллионы выпускников школ и вузов становятся носителями фикции, которая благодаря массовости закрепляется в речи и из неё возвращается к географу как часть речи, не позволяя ему ни забыть, ни опровергнуть эту фикцию.

 

География - наука о «кто» и «где»

География - это наука о том, где расселился кто. Для описания «кто» и «где» в географии используется целый ряд именований «кто» и «где», восходящих от абсолютно абстрактного:

- к абсолютно конкретному (под влиянием точных наук),

- к абсолютно мнимому (под влиянием общественных и богословских наук).

В точных науках абстракция понимается как «результат абстрагирования от всего лишнего». Для общественных и богословских наук характерна софистика, то есть запутывание исходно простого и реального до невразумительного и мнимого. В общественных науках (в частности, в философии) появилось деление понятий на абстрактные и конкретные, откуда оно проникло в точные науки и получило легализацию в формальной логике.

По сути, то, что в философии именуют «абстрактными понятиями», это часто фикции.

Абстракции и фикции являются противоположностями и различаются типом акцентуации. Если в абстракциях акцент ставится на реальное (истинное), то в фикции - на нереальное (мнимое).

 

Глоссарий

Абстракция (от лат. abstractio - отвлечение) - речевая акцентуация на наиболее существенных реальных1 признаках2 объекта3. Абстракцию также можно охарактеризовать как результат упрощения, движимого акцентуацией.

Акцентуация (от лат. accentus - ударение) - заострение внимания на чём, ком-либо.

Конкретизация (от лат. concretus - сгущенный) - речевое наделение объекта другими существенными реальными признаками по сравнению с исходной (соответствующей) абстракцией.

Омоним (от греч. ὁμώνυμος - «одинаково звучащий») - слово, обозначающее два и более разных объектов.

Понятие - синкретически неразличаемая абстракция, конкретизация или фикция.

Софистика (от др.-греч. - хитрая выдумка) - стилистика, затрудняющая или исключающая возможность установления природы (происхождения) объекта, то есть его места в цепочке абстракций, конкретизаций и фикций (например, классические определения «общества»4).

Троп (от др.-греч. τρόπος - оборот) - слово, словосочетание, применяемые в игре слов, в том числе омонимов.

Универсалия (от лат. universalis - общий) - наиболее часто употребляемый в речи некоторых групп людей троп-омоним.

Фикция (от лат. fictio - вымысел) - ложная конкретизация, то есть:

- наделение объекта заведомо спорными либо заведомо ложными признаками (например, «личность» - человек как член «общества»),

- акцентуация на заведомо спорных либо ложных признаках объекта (например, «азиат» - человек с монголоидными чертами лица, который (например, «татарин» или «башкир») на проверку может оказаться представителем «европейских» r1a- или r1b-гаплогрупп, проживающим в Африке).

Фикцией также называют слово (знак), обозначающее:

- объект, свойства которого доступны восприятию только разумных существ (например, «электронная подпись»),

- заведомо спорный либо заведомо мнимый объект (например, «вечный двигатель», «демократия», «душа», «бог»).

Почти все ключевые фикции общественных и богословских наук - универсалии.

 

Отличия абстракций от фикций

Абстракция стремится к истине, фикция - ко лжи. Если абстракция получается в результате абстрагирования, то есть избавления представления от лишнего, то фикция получается обратным путём - путём наделения представления домыслами. Как следствие, фикция всегда отличается крайней степенью полисемии (омонимии).

Все абстракции и конкретизации относительны, то есть для каждой абстракции всегда можно подобрать более узкую абстракцию, а каждую конкретизацию ещё шире конкретизировать.

Абстрагирование и конкретизация тесно связаны, если конкретизация получена в результате обобщения абстракций. Например, конкретизация «человек» получается из абстракций «мужчина» и «женщина» путём их обобщения в результате абстрагирования от вторичных половых признаков человека.

Вероятно, существуют абсолютные (конечные) абстракции и абсолютные (конечные) конкретизации. Так, для «человека» в качестве условной абсолютной (конечной) абстракции можно принять «генотип», а абсолютной (конечной) конкретизации - «житель такого-то пола, в таком возрасте, такой-то местности).

Избыточная конкретизация вырождается в фикцию.

 

Виды абстракций, конкретизаций и фикций в географии

В географии используются:

1) геологические абстракции;

2) географические конкретизации;

3) административные фикции,

4) политические фикции,

5) культурно-исторические (культурологические и богословские) фикции.

Проблема в том, что их использование в географии носит не систематизированный, а интуитивный характер, свойственный общественным наукам, где слова, обозначающие реальное и мнимое, употребляются как синонимы. Так, в каждом учебнике по географии можно встретить такие перечисления в одном предложении, как это: Тибет, Средняя Азия, Монголия. Здесь в кучу смешаны: географическая конкретизация (Тибет), культурологическая фикция (Средняя Азия) и политическая фикция (Монголия). Авторы таких учебников, по сути, используют учебный процесс для легализации культурологический фикций.

Самый вопиющий пример ложного употребления фикций в качестве конкретизаций - «европа» и «азия».

Для наглядности представим континуум «истинное - мнимое» кто и где (рис. 1).

  


Рисунок 1. Континуум «истинное - мнимое» представлений о кто и где

 

Как следует из представленной схемы, «страна» и «население» (а именно «постоянное население»5) - абсолютные конкретизации где и кто, поскольку они отвечают на вопросы:

- кто (человек),

- сколько (сколько человек),

- где (территориальная локализация),

- как долго (как долго проживают - постоянно или временно).

Ближайшая фикция к где - государство, а ближайшая грубая фикция - союз государств.

Ближайшая фикция к кто - граждане, то есть часть населения, имеющая свидетельства о рождении или паспорта, а ближайшая грубая фикция к кто - народ, то есть часть людей, спекулятивно отнесённая сторонним наблюдателем к «православным», «русским» и т.п.

Ближайшая к географии по тематике фиктивная наука - политология, а их пересечение - социально-политическая география, через которую и осуществляется «отмытие» значительной части фикций.

 

Краткая характеристика конкретизаций и фикций в географии

1. Объекты, которые обозначают конкретизации (континенты, материки, страны (гео)) существуют миллионы лет и могут быть точно локализованы на основе данных о строении земной коры, геологической карты или физической карты мира.

1.1. Континент - неочевидный крупный участок земной суши, локализуемый посредством литосферных плит. Так, например, кто-то считает Индостан, Аравию и т.п. отдельными континентами, кто-то субконтинентами и т.д.

1.2. Материк - очевидный крупный участок земной суши, полностью окруженный морями и/или океанами. Может включать в себя более одного континента или состоять из частей разных континентов, пример такого материка - материк, на котором расположена Россия, включающий в себя помимо основного континента6 также Индостан, Аравию, часть североамериканского континента и т.д.

1.3. Страна (гео) - участок земной суши, явно отличаемый от соседних участков, например: горная система; горное плато; равнина; территория между горными системами и т.п.

2. Административные, правовые и политические фикции (государства и их союзы) -существуют в воображении людей. Достаточно строго локализуются на основе политической карты мира. Имеют некоторые типологические сходства с информационными фикциями типа интернета, электронной подписи и т.п. Границы государств, союзов строго зафиксированы в ряде нормативных правовых актов, любые их изменения могут вызвать ожесточенные споры вплоть до войны. Время существования государств - порядка 1000 лет, политических союзов - порядка 100 лет.

2.1. Страна (государство) - участок земной поверхности (суши), имеющий официальную локализацию на карте мира, реализуемую посредством различных ограничений в перемещении иностранных граждан и лиц без гражданства, а также товаров и услуг.

2.2. Политический союз - совокупность государств, снявших или упростивших ограничения в перемещении граждан, товаров и услуг в пределах союза, например: ЕС, СНГ и т.п.

3. Культурно-исторические фикции: «европа», «азия», «запад», «восток», «свет» и различные их фиктивные конкретизации типа «западная европа», «передняя азия», «дальний запад», «ближний восток», «старый свет», «новый свет», «этот свет» и т.п. Все культурно-исторические фикции, используемые в географии, -  тропы (фигуры речи), при этом почти все они одновременно гиперболы (литоты), синекдохи и олицетворения. Пример гиперболы: «Если бы не было Запада, не возник бы научно-технический прогресс», пример литоты: «Роль Востока в развитии демократии ничтожна», пример синекдохи: «Запад - центр миграции» (на самом деле некоторые страны, относимые к нему), пример олицетворения: «Запад сказал». Все наиболее часто употребляемые в географии культурно-исторические фикции - универсалии. Универсалии привычны в пустословии, демагогии.

Культурно-исторические фикции существуют только в воображении некоторых профессиональных групп людей (обществоведов, политиков, богословов, слушателей курсов и т.п.), не имеют внятной привязки к объектам (пространственной локализации). Размеры (границы, пространственная локализация) объектов, обозначаемых культурно-историческими фикциями, утверждаются на уровне ненормативных актов некоммерческих организаций. Например, граница между «европейской» и «азиатской» частями России утверждена ВОО «Русское географическое общество» (ОГРН 1037858010970) и существенно отличается от локализаций, осуществленной иными организациями. Культурно-исторические фикции активно используются в идеологии, пропаганде. Время существования культурно-исторических фикций - от 100 до 1000 лет. Перестают существовать, как только интенсивность пропаганды резко уменьшается, а фикции теряют статус научных.

Почти все наиболее популярные в обществоведческой литературе культурно-исторические фикции связываются с территорией континента, на котором расположена Россия. Их более десятка, при этом их сумма не даёт этот континент. Характерные особенности этих фикций: основные названия заимствованы якобы из древнегреческих мифов, а производные названия придуманы христианами; в качестве центра координат принята восточно-атлантическая (или северо-средиземноморская) оконечность континента, на котором расположена Россия. Вот почему восточные от России страны именуют «западными», а южные - «восточными».

3.1. «Европа» и «азия». Этот континент грубо делится на «европу» и «азию», причём это единственный континент на планете, который поделён на части «света» по суше (но не единственный материк, который поделён на части «света» по суше или вдоль искусственного водного канала)! При этом Россия и Казахстан - в настоящее единственные государства в мире, поделённые на части «света» по суше (на части «света» по суше поделён также остров Новая Гвинея, но в отличие от российской и казахстанской территорий, он принадлежит двум разным государствам и к тому же лежит на двух разных литосферных плитах). Отметим, что вдоль искусственного водного канала шириной всего лишь 350 метров (!) на части «света» поделён Египет. Представления о границе между «европой» и «азией» складывались на протяжении около тысячи последних лет, в их основе - представления о границах влияния христиан и нехристиан, которые сложились на текущий момент. Сегодня на «европу» (если не считать Россию) приходится около 1/10 части континента, а на «азию» - 9/10 территории. Таким образом, подобное деление заведомо не имеет географического смысла.

Наименования «европа» и «азия» появились примерно 2500 лет назад, при этом «европа» - более раннее, то есть ПЕРВОНАЧАЛЬНОЕ название материка (континента), на котором расположена Россия. Название «евразия» появилось 150 лет назад и является типичным синонимом в общественных науках, которым легче предложить новое наименование объекта, чем разграничить имеющиеся фикции.

«Европой» как культурно-исторической фикцией, а с недавних пор и политической фикцией именуют восточно-атлантическую оконечность континента (материка), на котором расположены «европа» и «азия», независимо от времени её рассмотрения - то есть не только, к примеру, в наши дни, но и в ледниковые периоды, как будто культурно-историческое и политическое единство «европы» было предопределено уже тогда и т.п. Однако по этой же логике следовало бы именовать Советским Союзом 1/3 часть «евразии» также независимо от времени её рассмотрения, в частности в ледниковые периоды и т.п. и т.д.

«Азией» именуется часть континента, расположенная восточнее Древней Греции на том основании, что якобы древние греки называли «азией» соседний от них полуостров. Однако по этой логике следовало бы называть многие территории, к примеру, к северу от Греции, «никакосия», поскольку они не были известны древним грекам в то время, когда они якобы давали материковые названия своему полуострову и соседнему. С точки зрения геологии (чистой науки) Балканский полуостров и Анатолийский полуостров имеют общее происхождение и лежат на одной платформе. Тогда как, к примеру, Британские острова имеют к «европе» спорное геологическое отношение. Что касается «культурно-исторического» единства, то страны - правопредшественники Греции и Турции, расположенные на Балканском и Анатолийском полуостровах, состояли в одном государстве в общей сложности около 1500 лет - гораздо дольше, чем история большинства государств «европы», не говоря уже об их союзах.

3.1.1. «Европа» грубо локализуется на: «западную европу» (к ней то относят, то не относят Германию, Италию и т.п.), «центральную европу» (к ней то относят, то не относят Германию, Словакию, Беларусь и т.п.), «южную европу», «восточную европу» (к ней то относят, то не относят Россию, что уже даёт свыше 100% погрешности). Наиболее популярно деление на «западную европу» и «восточную европу», при этом «западная европа» упоминается в десятки раз чаще и ей приписывается всё прогрессивное и демократическое.

3.1.2. «Азия» грубо локализуется на: «ближний восток», «малую азию», «переднюю азию», «среднюю азию», «средний восток», «юго-восточную азию» и «дальний восток». Следовательно, не все части «азии» получили от христианских «географов» названия. Многие эти названия придуманы во второй половине XX века британскими, немецкими и австрийскими колонизаторами. Некоторые христианские «географы», например, британские, под «азией» по умолчанию понимают страны Индостана.

«Ближний восток» и «передняя азия» получили такие названия, потому что они наиболее известны христианским «географам» и на протяжении 1000 лет были объектом крестовых походов.

«Средняя азия» так названа, потому что она расположена якобы посередине «азии».

«Дальний восток» так назван, потому что он расположен максимально далеко от христианских «географов».

Все эти части «азии» представляют собой произвольно мысленно нарезанные куски материка, поскольку являются чересчур неоднородными как в географическом, так и «культурно-историческом» плане. А некоторые части «азии» являются многовековыми очагами политической напряженности без ощутимых перспектив к политическому и тем более административному объединению.

3.2. «Запад» и «восток».

«Запад» - результат обобщения разных «европ», одна из которых расположена на материке (континенте), на котором расположена Россия, а другие появились на иных материках и находятся под влиянием стран, по сути, с преобладающей r1b-гаплогруппой (в просторечье - «англосаксов»). Ближайшей политической фикцией к культурно-исторической фикции «запад» с середины прошлого века является НАТО.

Важно понимать, что в словосочетании «европа - часть света» под «светом» подразумевается «запад», а не некий материк (континент).

«Восток» - результат обобщения разных «азий», расположенных в «старом свете».

Важно понимать, что в словосочетании «азия - часть света» под «светом» подразумевается «восток», а не некий материк (континент).

3.3. «Свет».

«Свет» - результат обобщения «запада» и ещё чего-то невразумительного, как вариант «рая». Для христиан «светом» изначально были подконтрольные им территории, а «тьмой» - территории, подлежащие христианизации. Христиане несли «свет» и занимались «просвещением». Они различали «этот свет» (по умолчанию - «свет») и «тот свет» («тьму»).

 

Что касается фикции кто, то отметим, что в Конституции России 1993 года фигурирует несколько видов народов, как в единственном числе, так и во множественном числе, при этом, как следует из контекста и диспозиций норм, это разные народы, тогда как люди, население и граждане по всему тексту одни и те же.

Полная фикция «общество» 25 раз упоминалась в тексте Конституции СССР 1977 года и исключена из текста действующей конституции, поскольку используется как правовая фикция (в значении «организация») в Гражданском кодексе 1994 года.

 

Важнейшие проблемы

Важнейшие проблемы вызваны использованием географии в придании наукообразия:

1) деления России на части «света», что нарушает конституционные нормы о целостности страны и единстве её пространства и подпадает под нормы законодательства о противодействии экстремизму,

2) пропаганде исключительности и единства «запада» и «европы» в частности, которая способствует, с одной стороны, оттоку капиталов, ресурсов из России на «запад» («европу») и, с другой стороны, экономической и административно-политической дестабилизации России.

С середины прошлого века активизировалась игра словом «европа» как:

- культурно-исторической фикции,

- метонимии политической фикции «Европейский [экономический] союз».

Это облегчает пропаганду «культурно-исторического» и политического единства стран, которые:

- на самом деле имеют глубокие «культурно-исторические» различия (например, «цивилизация», государственность возникла в некоторых странах «европы» на тысячелетия (!) позднее по сравнению с «европейскими», «азиатскими» и африканскими государствами Средиземноморья, которые имеют многотысячелетние контакты и, по сути, общую историю (именуемую «античной», при этом часть «античной» истории спекулятивно выделяют в так называемую историю «востока»);

- воюют друг с другом на протяжении всей своей истории (последняя крупнейшая война между ними закончилась 70 лет назад).

Историки очень любят напоминать о том, как, к примеру, янычары убивали греков и армян, акцентируя при этом на их «культурно-исторические» различия и религиозные мотивы. И любят умалчивать о масштабах геноцида римскими воинами - варварских народов «европы»; воинами варварских народов «европы» - населения Римской империи; английскими воинами - французов; французскими воинами -  немцев и т.п. и т.д.

Аналогичная игра словом «азия» не ведётся с тем, чтобы не допустить единства «азии». Наоборот, «азия» поделена на весьма сомнительные части. В частности, Турция умозрительно упорно объединяется с Арменией («передняя азия»), а не с Грецией («византия», при этом «византия» делится на «европейскую» и «азиатскую» части «света»; грамотнее «византию» именовать «малой европой») и т.п. и т.д. Турция и Греция умозрительно не объединены христианскими «географами» в одну общую часть «света» по той простой причине, что раздел «византии» (также как и России и некоторых других некатолических стран) на части - цель крестовых походов.

Проблема России, Турции и ряда других стран прежде всего в том, что в них отсутствует самостоятельная и независимая от общественных наук география. Общественные науки сформировались в католических странах, а их понятийный аппарат никогда не предавался очищению от фикций и особенно от экстремистских высказываний о единстве «запада» («европы») против «востока» («азии»). Политики - обычные люди, которые некритично верят во всё то, что имеет статус научности или непогрешимости.

 

Пути совершенствования

1. Исключить из географии культурно-исторические фикции.

1.1. Исключить из географии деление России на части «света».

1.2. Рекомендовать именовать континент (материк), на котором расположена Россия, - Европой («азию», «евразию» исключить).

2. Предать жёсткой критике культурно-исторические фикции, а такие как «азия», «евразия» - осуждению как экстремистские символы.

3. Рекомендовать правила написания: культурно-исторические фикции писать в кавычках (например: «бог», «запад», «европа»); с большой буквы – только имена собственные конкретизаций (например: «Африка») и имена собственные политических фикций (например: «Европейский Союз»). Считать попыткой введения в заблуждение использование уменьшительных имён и метонимий (например: Европа вместо «Европейский Союз» и т.п.).

4. Переписать и переиздать все учебники по географии.

4.1. В учебниках выделять отдельным цветом страницы, параграфы, главы, содержащие заведомо спорные или заведомо ложные сведения либо цитаты, содержащие фикции, выдаваемые за абстракции, конкретизации или имена собственные.

5. Провести переобучение учителей и преподавателей географии.

 

Примечания

1. Здесь и везде: в том числе доказательно-предположительно реальных.

2. Здесь и везде: в том числе свойствах, чертах.

3. Здесь и везде: в том числе вещи, явления.

4. «Общество - это исторически сложившаяся … система … отношений между людьми, основывающаяся на определенном способе производства …, поддерживаемая силой политических … институтов …». Из этого 42-словного определения понятно лишь то, что «общество» - это не люди (множество людей). Непонятно: кто, где, когда, сколько, почему, кому это надо и т.п.

5. Также выделяют «временное население» и т.п.

6. Этот континент, как и одноименный материк, не имеет общепринятого научного названия. В обществоведческой литературе популярны 3 названия: «европа», «азия», «евразия».


X
Обратная связь
Отправлено.