Типичные установки, приёмы и нарушения мышления авторов общественных наук (на примере учебника Васильева Л.С. История Востока)

Автор: Алексеев Владимир Михайлович, ректор АНО ДПО «Академия ГлавСпец» (Краснодар).
Библиографическая ссылка на статью: Алексеев В.М. Типичные установки, приёмы и нарушения мышления авторов общественных наук (на примере учебника Васильева Л.С. История Востока) // Журнал Алексеевской академии наук. 2015. № 2 [Электронный ресурс]. URL: http://aleksejev.ru/nauka/history/history/00005.php.
Аннотация: История - одна из редких общественных наук, тесно связанных с описанием строения поверхности Земли и необходимостью привязки суждений к географическим объектам. Как следствие, резко повышается роль географических знаний и навыков пространственного воображения. Однако многими историками демонстрируется отсутствие и того, и другого.
Ключевые слова: восток, европа, Греция, нарушения мышления, акцентуации, научное мифотворчество.

В первом предложении аннотации учебника Л.С. Васильева «История Востока» заявлено: «предлагаемое издание принадлежит к числу учебников нового поколения, свободных от идеологической заданности». Однако пресловутая «идеологическая заданность» задана уже в третьем предложении аннотации: «традиционный Восток структурно отличен от Западной Европы со времен античности». Абсурд этого тезиса в том, что:
1) во времена античности «западной европы» как историко-культурного либо политико-административного объекта ещё не существовало,
2) страны античности не относятся к числу стран, включаемых в макрогеографический регион «западная европа»! Так, Грецию, расположенную на Балканском полуострове, и Италию, занимающую Апеннинский полуостров, не относят к Западной Европе:
- Общероссийский классификатор стран мира, утверждённый Постановлением Госстандарта России от 14.12.2001 № 529-ст,
- ООН,
- ЦРУ,
- Словарь географических названий зарубежных стран.
Общероссийским классификатором стран мира, другими справочниками Греция и Италия отнесены к Южной Европе.
Идеологическая заданность учебника Л.С. Васильева состоит в выдумывании объектов и, как следствие, отличий между ними. Аналогичные ошибки встречаются по всему тексту учебника.

Тексты авторов общественной истории являются результатом сложения 6 элементов научного мифотворчества (по убыванию значимости):
- нарушений мышления,
- акцентуации;
- догматических установок;
- знаний/невежества,
- демагогических приёмов;
- стиля работы с информацией.
Покажем их влияние друг на друга.

Авторам общественной истории свойственны типичные для деятелей общественных наук нарушения мышления.

Ключевые нарушения мышления авторов общественной истории

Ранг нарушения
Наименование нарушения
Эпикриз
Примеры из учебника Л.С. Васильева
Влияние на другие элементы научного творчества
1
Крайне слабые навыки пространственного воображения
Неспособность своевременно мысленно соотносить слово с пространственным объектом, воображать этот объект, мысленно рассматривать его с разных сторон, мысленно вращать его и т.п. Неспособность вообразить именуемый на словах объект сказывается на неспособности расчленять его на части, различать части, анализировать части по отдельности. Крайняя степень пространственной импотенции состоит в том, что человек не способен отличить часть от целого, а целое от части.
1) Автор на протяжении всей книги приписывает части свойства целого (например, Греции - свойства «европы»), а целому - свойства части (например, «европе» - особенности Греции); и т.п.
2) «В нашей стране, где менталитет XX в. воспитан на идеях марксизма» - яркий пример отсутствия пространственного воображения и блуждания по словам; и т.п.
Базовое нарушение, сильно влияющее на все остальные составляющие мифотворчества. Следствием слабо развитого пространственного воображения является словоблудие - блуждание от слова к слову, ярким проявлением чего является злоупотребление универсалиями.
2
Примитивная оперативная память
Неспособность расчленить объект на части и каждую часть по отдельности прогнать через предложенную теоретическую модель; и т.п.
«начиная с античной Греции, в цивилизованном мире возникли две разные социальные структуры - европейская и неевропейская… причем [второй] не были знакомы ни господствующая роль частной собственности, ни античное «гражданское общество»»; и т.п.
Отсутствие аналитических способностей как таковых и подмена аналитических выводов акцентуациями.

Акцентуации (заострение внимания на чём, ком-либо) относятся к психопатическим отклонениям, которые человек не способен контролировать в силу недоразвития мышления. Среди всех видов акцентуаций наиболее безобидные - житейские, например, именование своей квартиры, расположенной в многоквартирном доме, «домом». Люди, использующие житейские акцентуации, способны чётко различать «дом» и дом как часть и целое. Люди же, страдающие идеологическими акцентуациями, верят в буквальность своих акцентуаций.

Акцентуации авторов общественной истории

Ранг нарушения
Наименование нарушения
Эпикриз
Примеры из учебника Л.С. Васильева
Влияние на другие элементы научного творчества
1
Идеологические акцентуации
Приписывание чего-то кому-то.
«Капитализм в этом смысле - детище европейского города и эпохи Возрождения», «в античном мире были заложены основы так называемого гражданского общества, послужившего идейно-институциональным фундаментом быстрого развития античной рыночно-частнособственнической структуры» и т.п.
Влияют на дихотомии.
2
Географические акцентуации
Восприятия карты мира с точки зрения жителя одной страны или одного региона.
«сравнительной отдаленностью Ирана от Европы», «сравнительная удаленность Индии от других очагов мировой культуры» и т.п.
Влияют на географический нигилизм.
3
Житейские акцентуации
Именование стран, союзов стран по имени одноименного континента (например, «Америка» вместо Соединенные Штаты Америки, «Европа» - вместо Европейский Союз и т.п.).
-
Способствуют употреблению тропов (синекдох, метонимий и т.д.)

Догматические установки авторов общественной истории

Ранг нарушения
Наименование нарушения
Эпикриз
Примеры из учебника Л.С. Васильева
Влияние на другие элементы научного творчества
1
Дихотомия «запад» - «восток»
Приписывание «западу» всего лучшего, а «востоку» - всего худшего.

«Если в Европе с античности государство способствовало процветанию господствующего класса, собственников, если там общество в лице частных собственников всегда отчетливо доминировало над государством, а государство было слугой общества и соответственно были построены все его институты, то вне Европы, на Востоке, дело обстояло иначе»; и т.п.
Влияет на географический нигилизм, нормативно-правовой нигилизм и стиль работы с информацией.
2
Дихотомия «европа» - «азия»
-//-
-//-
-//-

Знание/невежество авторов общественной истории

Ранг нарушения
Наименование нарушения
Эпикриз
Примеры из учебника Л.С. Васильева
Влияние на другие элементы научного творчества
1
Географический нигилизм
Вольное именование реальных и выдумывание несуществующих географических объектов.

«в районе плодородных речных долин Ближнего Востока, затем в других землях, включая Северную Африку, европейское Средиземноморье, Иран и Среднюю Азию, Индию и Китай», «колониальная торговля Европы с Востоком», и т.п. и т.д. - перечисляются фикции разного порядка.
Влияет на стиль работы с информацией.
2
Культурологический идеализм
Выдача культурологических фикций за реальность.
«Именно культура уже в ее самой ранней форме легла в основу общества, практически создала общество как совокупность людей», и т.п.
Влияет на злоупотребление универсалиями.
3
Нормативно-правовой нигилизм
Отсутствие систематической, а часто и какой-либо работы с нормативно-правовыми и научными справочниками; замена этих справочников вторичной и третичной литературой.
«традиционный Восток структурно отличен от Западной Европы со времен античности», и т.п.
Влияет на стиль работы с информацией.

Демагогические приёмы авторов общественной истории

Ранг нарушения
Наименование нарушения
Эпикриз
Примеры из учебника Л.С. Васильева
Влияние на другие элементы научного творчества
1
Синекдоха
Использование слов, обозначающих одновременно часть и целое.
«европа», «азия», «восток», «запад», «власть», «общество» и т.п.

Влияет на стиль работы с информацией.
2
Метонимия
Использование слов, вырванных из словосочетаний, с потерей исходного смысла.
«власть», «общество», «личность» и т.п.
3
Омонимы
Использование слов, обозначающих одновременно разные объекты, природу и объём которых невозможно определить из контекста.
В книге очень много омонимов и универсалий - общество, культура, демократия, менталитет, которые свидетельствуют о мифотворчестве.
4
Универсалии

Стиль работы с информацией авторов общественной истории

Ранг нарушения
Наименование нарушения
Эпикриз
Примеры из учебника Л.С. Васильева
Влияние на другие элементы научного творчества
1
Грубый стиль работы с источниками
Делаются заведомо спорные или ложные утверждения.

«Россия… исстари была более восточной, нежели европейской страной», и т.п.
Влияет на грубый стиль употребления слов.
2
Грубый поэтический стиль употребления слов
Склонность к запутанным словосочетаниям, софистике, затрудняющей распознавание физического смысла.
«Скуповатый старейшина не мог рассчитывать удержаться у власти, а иногда вместе с нею терял и жизнь», «в обществе существует четко очерченный слой лиц», и т.п.
Олицетворения, синекдохи, метонимии, омонимы и т.п. - прямое следствие грубого стиля употребления слов

Вывод
Таким образом, обществоведы поделили мир на «восток» и «запад», а те в свою очередь на «азию» и «европу» и «африку», не на основе строго научных данных о различиях групп стран, отнесённых к «частям света», а в силу настолько слабых мыслительных способностей, что они не в состоянии оперировать различиями гораздо большего количества реально существующих стран, регионов. Обществоведы предвзято, в силу акцентуаций, поделили единый античный мир на «восток» и «запад», при этом отнеся к «западу» ряд территорий, населённых в тот античный период первобытнообщинными и варварскими народами.

Литература
1. Алексеев В.М. Упорядочивание использования в географии абстракций, конкретизаций и фикций // Журнал Алексеевской академии наук. 2015. № 1.
2. Алексеев В.М. Реальная локализация и названия материков и континентов Земли // Журнал Алексеевской академии наук. 2015. № 1.

X
Обратная связь
Отправлено.