Что реально подразумевается под государством в Конституции России?

Автор: Алексеев Владимир Михайлович, ректор АНО ДПО «Академия ГлавСпец» (Краснодар).

Библиографическая ссылка на статью: Алексеев В.М. Что реально подразумевается под государством в Конституции России? // Журнал Алексеевской академии наук. 2015. № 2 [Электронный ресурс]. URL: http://aleksejev.ru/nauka/jurisprudence/constitutional-law/00004.php.

Аннотация: В статье продемонстрирована «железная логика» толкования текста Конституции России, выявлены наиболее вопиющие случаи употребления слова «государство» и сформулированы чёткие предложения по совершенствованию Основного Закона.

Ключевые слова: государство, Администрация Российской Федерации, омоним, метонимия.

Конституция России официально принята на всенародном референдуме. Согласно своей легенде, в создании её текста приняли участие тысячи людей, и он прошёл якобы достаточно длительное общественное обсуждение.
На самом деле, текст российской конституции написан десятком кандидатов и докторов юридических наук за сравнительно короткий срок, причём до написания и принятия Гражданского кодекса, что и сказалось как на низком качестве Основного Закона, так и на почти полном отрыве его понятийного аппарата от современного нормативно-правового лексикона. Простыми словами, текст Конституции России изначально был морально устаревшим, в котором по наитию изложены популярные на момент её написания и принятия идеи.

Разберём по пунктам наиболее значительные недостатки толкования государства в Конституции России:
1) почему самопонятное слово «Россия» и синонимичное ему словосочетание «Российская Федерация» толкуются через непонятный набор слов «демократическое федеративное правовое государство», а не наоборот?
2) ст. 1 устанавливает тождество объёмов «Российская Федерация», «Россия» и «демократическое федеративное правовое государство». В тексте Конституции «демократическое федеративное правовое государство», «социальное государство» и «светское государство» упоминаются по 1 разу, а просто «государство» - 25 раз. Как соотносятся эти объекты по объёму?;
3) 3 из 16 статей главы 1 (ст. 1, ст. 7, ст. 14) начинаются по формуле: «Российская Федерация – [прилагательное] государство».
3.1) в чём назначение этой формулы?
3.2) почему все 16 статей главы 1 не изложены по той же формуле, например:
- ст. 2 «Российская Федерация – человеческое государство»,
- ст. 3 «Российская Федерация – многонационально-народное государство»,
- ст. 4 «Российская Федерация – суверенное государство»,
- ст. 5 «Российская Федерация – равноправно-субъектное государство»,
- ст. 6 «Российская Федерация – гражданское государство», и т.п.;
3.3) почему в Конституции поименовано только 3 вида государства - «демократическое федеративное правовое государство», «социальное государство» и «светское государство», если ст. 71, ст. 114 допускают существование также «экономического государства», «экологического государства», «культурного государства», «научного государства», «образовательного государства», «здравоохранительного государства» и т.п.?

Прилагательные в словосочетаниях «демократическое федеративное правовое государство», «социальное государство» и «светское государство» не являются качественными, поскольку не выражают черты, присущие только России. Примером качественного прилагательного применительно к России является – «крупнейшее [государство]». Эти прилагательные – относительные, притяжательные, поскольку они устанавливают принадлежность России как государства к другим государствам. Уяснить это отнесение (причисление) можно на следующем примере. Согласно российскому законодательству в уставах организации должны указывать организационно-правовую форму по формуле близкой к такой: ««Ромашка» - некоммерческая организация». Что такое «некоммерческая организация» и чем она отличается от «коммерческой организации» прописано в соответствующих нормах Гражданского кодекса. Следовательно, использование относительных, притяжательных прилагательных применительно к существительному «государство» призвано подчеркнуть второстепенное место устава [конституции] в системе нормативных правовых актов. Данное положение закреплено в ч. 4 ст. 15 Конституции, согласно которой «если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора». Кроме того, в соответствии со ст. 79 «Российская Федерация может участвовать в межгосударственных объединениях и передавать им часть своих полномочий в соответствии с международными договорами…». Как следствие, и суверенитет России подразумевается Конституцией как относительный.

В ст.ст. 7 и 14 можно увидеть попытку законодателя через Основной Закон легализовать некоторые фразеологизмы. Так, социальное государство толкуется как государство, «политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека», а светское государство как государство, в котором «никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной». Исключение составляет ст. 1, в которой отсутствует какое-либо внятное толкование демократического федеративного правового государства с республиканской формой правления. Авторы конституции лишь, по сути, сделали равнозначными наименования «Российская Федерация», «Россия» и «федеративное правовое государство с республиканской формой правления», при этом исключив последнее из ч. 2 ст. 1.
Текст конституции написан с крайне низкой юридической техникой, в ней упомянуты только наиболее популярные и восприимчивые избирателями фразеологизмы, двум из которых дано толкование.

Если в ст. 1 государство вполне отождествляется со страной, то во многих нижеследующих статьях (ст. 2, ч. 2 ст. 14, ч. 2 ст. 19 и прочих статьях, в которых государство что-то обязано или гарантирует) государство толкуется как организация (администрация). Наибольшее сходство государства с организацией в тексте Конституции проявляется в тех нормах, в которых поименованы должности Российской Федерации: «Президент Российской Федерации» (ч. 1 ст. 80), «Генеральный прокурор Российской Федерации» (ст. 83). Отметим, что ряд должностей «члены Совета Федерации», «депутаты Государственной Думы», «судьи Конституционного Суда Российской Федерации», «Председатель Правительства Российской Федерации», «Председатель Центрального банка Российской Федерации» сформулированы грамотно. Максимального сходства государство с организацией достигает в ч. 1 ст. 80, согласно которой «Президент Российской Федерации является главой государства».
На первый взгляд, слово «государство» в тексте Конституции – типичный для общественных наук омоним, который в каждом следующем предложении имеет всё новое и новое значение, пробегая в тексте континуум значений от индивида до совокупности отношений, связей и т.п. Однако проблема омонимии «государство» в тексте Конституции кажущаяся, если учесть, что авторами этого текста злоупотреблено использование метонимии, то есть сокращение словосочетаний с искажением смысла. Применительно к государству обществоведами, писавшими Основной Закон, в ряде норм упущено слово «администрация».
Доказательство: «Президент Российской Федерации не является главой России, поскольку:
- согласно ч. 1 и ч. 4 ст. 3 «носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ», «никто не может присваивать власть в Российской Федерации. Захват власти или присвоение властных полномочий преследуются по федеральному закону»;
- в соответствии со ст. 6 «каждый гражданин Российской Федерации обладает на ее территории всеми правами и свободами и несет равные обязанности, предусмотренные Конституцией Российской Федерации. Гражданин Российской Федерации не может быть лишен своего гражданства или права изменить его»;
- в соответствии со ст. 19 все равны перед законом и судом,
- его акты имеют меньшее значение, чем Конституция и акты Федерального Собрания;
- согласно ч. 2 ст. 2 ГК РФ «гражданские права могут быть ограничены на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства»; и т.п.
Если бы Президент Российской Федерации был главой именно России, а не, как на самом деле, только администрации Российской Федерации, то он мог бы отдавать любые приказы любым гражданам непосредственно в обычных условиях, а не только в условиях чрезвычайного положения (ст. 56). На самом деле, в обычных условиях Президент Российской Федерации не вправе как-либо командовать гражданами, не находящимися на гражданской либо другой службе, подотчетной Президенту.
Формулировка «Президент Российской Федерации является главой государства» является архаичной, пережитком периода самодержавия, в который самодержец реально был вправе приказывать любому человеку, находящемуся в его владениях, по размерах близким к размерам России.
Аналогичная по смыслу формулировка содержится в Законе 131-ФЗ – «глава муниципального образования». Однако в отличие от Конституции, в этом законе разъяснено, что под «главой муниципального образования» фактически понимается «исполняющий полномочия главы местной администрации» (п. 13, п. 14, ст. 35, ст. 37 и т.д.). Кроме того в п. 5 ст. 36 чётко указано: «Глава муниципального образования подконтролен и подотчетен населению и представительному органу муниципального образования».
В соответствии со ст. 125 ГК РФ, от имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации выступают органы государственной власти, а от имени муниципальных образований - органы местного самоуправления.
Согласно ч. 1 ст. 5 Конституции, Российская Федерация состоит из субъектов Российской Федерации.
В 453 статьях ГК РФ существительное «государство» встречается лишь в 4 статьях. В том числе 1 раз в главе 5, посвящённой, по сути, пресловутому «государству». В этой главе вместо слова «государство» употребляется словосочетание «Российская Федерация». В ст. 124 выделены 3 вида образований, имеющих статус субъектов гражданского права (по сути - юридических лиц): Российская Федерация, субъекты Российской Федерации и муниципальные образования. К субъектам Российской Федерации отнесены республики, края, области, города федерального значения, автономная область, автономные округа. В ст. 2 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Закона 131-ФЗ) муниципальное образование определено как городское или сельское поселение, муниципальный район, городской округ, городской округ с внутригородским делением, внутригородской район либо внутригородская территория города федерального значения.
Домысливая лексикон Конституции, можно получить следующие терминологические соответствия: Государство - Субъект Российской Федерации – Муниципалитет. При этом слово «муниципалитет» отсутствует в Конституции и так же, как и слово «государство», сравнительно крайне редко употребляется в нормативных правовых актах.
Принимая единообразную терминологию, можно получить следующие актуальные терминологические соответствия:

Российская Федерация

Субъект Российской Федерации

Муниципальное образование

Федеративное образование

Региональное образование

Муниципальное образование

Федеральный (федеративный)

Региональный

Муниципальный


В ряде статей Конституции (4, 6, 15, 27, 56 и т.п.) Российская Федерация, а в Законе 131-ФЗ муниципальное образование понимаются как [по сути, заселённая] территория. Принципиальное отличие Российской Федерации от муниципального образования в том, что первая имеет суверенитет и является субъектом международного права.

Таким образом, государство в тексте Конституции России:
- архаичное, житейско-разговорное слово, распространённое среди носителей профессионального арго (обществоведов, публицистов, участников ток-шоу и т.п.);
- обозначает страну-организацию, зависимую от неких межгосударственных объединений.

Предложения по совершенствованию Конституции России в части употребления слова «государство» и его производных:
1. Организационные предложения:
1.1. Провести повышение квалификации и профессиональную переподготовку высших должностных лиц по образовательной программе «Тропы, омонимы и другие приёмы демагогии». Выбрать в качестве ответственного за реализацию обучения должностных лиц – Автономную некоммерческую организацию дополнительного профессионального образования «Академия подготовки главных специалистов».
1.2. Сформулировать для Президента Российской Федерации, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства Российской Федерации, органов законодательной власти субъектов Российской Федерации запрос в Конституционный Суд Российской Федерации (ч. 5 ст. 125 Конституции), которому необходимо поручить дать официальное толкование Конституции Российской Федерации. Далее этот текст принять в качестве Федерального конституционного закона «Официальное толкование основных положений Конституции Российской Федерации».
2. Методические предложения:
2.1. Исключить из текста Конституции, других нормативно-правовых актов, официальных текстов слово «государство» и его производные. Вместо «государство» рекомендовать употреблять Российская Федерация (Россия), федеративное образование, вместо «государственный» - федеральный (федеративный).
2.2. Исключить из текста Конституции, других нормативно-правовых актов, официальных текстов использование метонимий, искажающих смысл.

Примеры некоторых метонимий в тексте Конституции 
Метонимия
Правильный вариант
государственная власть
Администрация Российской Федерации
органы государственной власти
органы Администрации Российской Федерации
Президент Российской Федерации
Президент Администрации Российской Федерации
Глава Российской Федерации
Глава Администрации Российской Федерации
Генеральный прокурор Российской Федерации
Генеральный прокурор Генеральной Прокуратуры Российской Федерации
«обязанность государства»
«Обязанность Администрации Российской Федерации»
«Религиозные объединения отделены от государства»
«Религиозные объединения отделены от Администрации Российской Федерации»
«государство гарантирует»

«Администрация Российской Федерации гарантирует»
«охраняется государством»
«охраняется Администрацией Российской Федерации»
«управлении делами государства»

«управлении делами Администрации Российской Федерации»
«защитой государства»
«защитой Администрации Российской Федерации»


2.3. Определить Администрацию Российской Федерации как совокупность организаций и граждан, выступающих от имени Российской Федерации и наделённых соответствующими полномочиями по распоряжению, владению и пользованию собственностью Российской Федерации в интересах граждан Российской Федерации.


X
Обратная связь
Отправлено.