Объекты и феномены - фундаментальные отличия «западного» и «восточного» мировоззрений

Автор: Алексеев Владимир Михайлович, ректор АНО ДПО «Академия ГлавСпец» (Краснодар).

Библиографическая ссылка на статью: Алексеев В.М. Объекты и феномены - фундаментальные отличия «западного» и «восточного» мировоззрений // Журнал Алексеевской академии наук. 2015. № 4 [Электронный ресурс]. URL: http://aleksejev.ru/nauka/povedenie/myshlenie/00010.php.

Аннотация: О том, что «Россия - восточная цивилизация (культура и т.п.)» и т.д. русскоязычными авторами написаны миллионы страниц. Однако, даже если это так, то можно ли доверять «исследованиям» этих авторов? Ведь они, будучи россиянами, должны быть либо типичными носителями «восточной ментальности», либо иностранными агентами, и, следовательно, в любом случае их представления о различиях «восточной» и «западной» цивилизациях (культурах) - заведомо ложны.

Ключевые слова: менталитет, западный менталитет, восточный менталитет,  мировоззрение, объектное мировоззрение, феноменное мировоззрение, объекты, феномены.

В общественных науках популярно противопоставление «западного» и «восточного» мировоззрений по парам признаков (табл. 1).

Таблица 1. Противопоставление «западного» и «восточного» мировоззрений по парам признаков (в порядке убывания популярности)

Рейтинг

«западное» мировоззрение

«восточное» мировоззрение

1

Демократизм

Авторитаризм

2

Индивидуализм

Коллективизм

3

Рационализм (логичность)

Художественность (лиричность, метафоричность и т.п.)

Т.Б. Радбиль на основе сравнительного изучения образцовых «западных» и «восточных» языков делает очень важный вывод:

«западная традиция делает акцент на субъектно-объектную структуру мира, что как раз и соответствует логически ори­ентированному, по преимуществу рационалистическому взгляду на мир, а русский языковой менталитет предпочитает акцентиро­вать внимание не на предмете, а на событии в целом, на характе­ристике действия или состояния, а не его субъектов, т.е. на связях и отношениях между явлениями, что во многом соответствует об­разному, художественному способу постижения реальности. Это, кстати, приближает русский вариант языкового менталитета к восточному типу» [2].

Анализ этого и других утверждений российского кандидата филологических наук показывает, что, по-видимому, именно под влиянием пресловутой «восточности» русского языка, на котором автор писал свою книгу, они получились нелогичными. Противопоставляя «западные» и «восточные» языки по паре признаков, с одной стороны, объект или субъект [1] , а с другой стороны, событие, действие или состояние [2], он тут же толкует объект как… связи и отношения между явлениями. То есть Т.Б. Радбиль в силу своей «восточной» ментальности не способен понимать отличия между объектами и феноменами, а умные идеи, вероятно, вычитал в «западных» книжках.

«Сравнивая Запад и Восток, социологи часто отмечают, что западноевропейский человек смотрит на дерево, а восточно-азиатский - на лес. Имеется в виду то, что при восприятии того или иного объекта первый обращает внимание на его свойства, в то время как второго интересует отношение данного объекта к окружающей его среде» [2].

Опять автор не понимает, что дерево и лес - это два объекта, с тем несущественным отличием, что первый - единичный, второй множественный. Правильнее написать так:

западноевропейский человек смотрит на дерево - такое, какое оно есть, а восточно-азиатский - на дерево как совокупность лесных отношений.

В первом случае дерево - объект, во втором случае вместо дерева - феномен [3].

Принципиальные отличия между объектами и феноменами

Принципиальные отличия между объектами и феноменами представим в таблице 2.

Таблица 2. Принципиальные отличия между объектами и феноменами

п/п

Объекты

Пример объекта

Феномены

Пример феномена

Размеры

Имеет четкие пространственные размеры и границы

Материк, например - Австралия

Не имеет внятных размеров и границ

«Часть света», например - «западная европа» у одних авторов включает один набор стран, у других - другой, у третьих…

Местонахождение

Имеет четкое местонахождение

Например, континент Южная Америка расположен южнее континента Северной Америки

Отсутствует реальное местонахождение

Например, относительно России «запад» реально расположен восточнее, а «восток» - южнее.

Появление, исчезновение

Время появления и исчезновения объекта может быть определено с предельно возможной точностью

Страна (политическая) - появление / исчезновение стараются определить с точностью до одного дня

По умолчанию, существуют вечно

Культурно-историческая часть «света» - «европа» мыслится существующей, даже если рассматривается кайнозойская эра.  

Собственность

Все объекты земной поверхности находятся в собственности отдельных людей или групп людей

Объекты гражданских прав

Не принадлежат людям либо люди повседневно не пользуются

Культура

Делимость

Любой объект можно разложить на всё более простые объекты до уровня элементарных частиц

Например, дом разобрать на кирпичи

Не делимы

Душа

Единичность/Множественность

Нет уникальных объектов

Например, рядом с деревом посадить еще одно, и т.п.

Уникальны

«Российское общество»

Взаимозаменяемость

Объект А можно преобразовать в объект Б

Например, из железа получить сталь

Не заменимы, не преобразуемы

«Западная» цивилизация

Относительно отношений

Первичны

Тело относительно гравитации

Вторичны

Личность - относительно общества

Материальность

Материальны

Любая вещь

Как правило, нематериальны

Менталитет

Принципиальные отличия между объектами и феноменами покажем на примере двух разных типов обществ:

1) общества с ограниченной ответственностью - могут быть созданы и затем ликвидированы любым человеком; их уже создано в России десятки тысяч; в уставе прописывается местонахождение ООО с точностью до дома и даже офиса; обязательно ведение отчетности о составе имущества; оно существует, чтобы приносить учредителю прибыль; и т.п.;

2) общество в единственном числе (или «российское общество») - якобы существовало до рождения и якобы будет существовать после смерти любого россиянина; оно одно в России; где оно находится, что оно включает в себя, для чего оно существует - не известно; и т.п.

Пример исключительности, вечности феноменов:

«Принадлежит ли в этом смысле Россия к Европе? К сожалению или к удовольствию, к счастью или к несчастью - нет, не принадлежит» [1].

Показательно, что Н.Я. Данилевский в своих трудах не только не оспаривает, но и пытается доказать, что Россия как объект - это часть Европы как объекта. Однако его мало интересуют объекты, и он закладывает основы учения о России и Европе как противопоставляемых феноменах.

Обществоведы [4], в частности историки, постоянно путают объекты и феномены, например, они употребляют словосочетание «западная европа» применительно к географическим объектам, рассматриваемым в Ледниковый период и т.п., когда заведомо не существовало никакой «западной» либо «европейской» культуры или цивилизации, а вместе с тем и «частей света». Эта путаница - следствие того, что для носителей «восточной» ментальности феномены - вечные и существующие независимо от человека.

Поясним, что значит первичность объекта и вторичность феноменов для «западного» исследователя. Это значит, что, к примеру, культуру и цивилизацию «западный» исследователь рассматривает как некую одежду, которую человек как объект может одеть и снять по нескольку раз на дню. Как следствие, он мыслит людей разными, а страну - как средоточие бесчисленного многообразия культур и цивилизаций. То, что люди разные - это очевидно, если сравнить хотя бы мужчин и женщин; детей и стариков; рабочих и обществоведов и т.п.

Наоборот, для «восточного» исследователя - отдельный человек ничто, он как бы не существует. В его мировоззрении: одна страна - одно общество - одна культура - одна цивилизация и т.п. Помыслы, желания, особенности отдельных людей - для него ничто. «Восточному» исследователю без разницы - сколько человек в той или иной стране, 100 млн или 100, кто куда мигрирует. Он не озадачится вопросом: «а что будет с ментальностью Петра Иванова, если он из России мигрирует в Англию?». «Ничего, это его проблемы».

Т.Б. Радбиль акцентирует на то, что «западные» языки принадлежат к числу «иметь-языков», в которых их носители якобы почти все мысли выражают через конструкцию «Я хочу…», а «восточные» языки - «быть-языков», в которых их носители якобы почти все мысли выражают через конструкцию «У меня есть…». Однако автор в силу своей «восточной» ментальности упускает гораздо более существенный факт: носители «быть-языков», к числу которых принадлежит этот кандидат филологических наук, все мысли выражают преимущественно через конструкцию «Я (он, она, мы, они) - член(ы) отношений…», при этом обществоведы применительно к человеку выделяют до тошноты «общественные отношения». Если условный «западный» человек скажет типа «Я имею деньги», то «восточный» человек - «Я - участник денежных отношений».

Пресловутые «отношения» - один из ключевых феноменов, составляющих «восточное» мировоззрение. Они существуют как бы вечно, а объекты (отдельные люди, население и т.п.) относительно них мыслятся вторичными. «Отношение» - по сути, аналогично действию гравитации относительно огромного объекта на ничтожно малый объект.

Носители «восточной» ментальности при всех своих потугах использовать объектный подход всё равно приплетают отношения. Яркий пример: определение общества как совокупности людей и … общественных отношений. Для сравнения: Солнечная система - это совокупность звезды и планет, вращающихся вокруг этой звезды, и … гравитационных отношений.

Важнейшие объекты/феномены «западного» и «восточного» мировоззрений представим в таблице 3.

Таблица 3. Важнейшие объекты/феномены «западного» и «восточного» мировоззрений (в порядке убывания популярности)

п/п

Объект

Характеристика

Феномен

Классическое толкование феномена

1

Население

Много человек

Общество

Совокупность общественных отношений

2

Человек

XY или XX-кариотипная особь

Личность

Совокупность общественно полезных свойств

3

Страна

Территория, на которой находится население

Государство

Территориальная организация власти

4

Нематериальные и движимые материальные блага

То, что потребляет человек

Культура

Общественные отношения в сфере потребления нематериальных

благ

5

Недвижимые материальные блага

Благоустройство

Цивилизация

Общественные отношения в сфере потребления материальных благ

6

Союз стран

Много стран

Запад (Восток)

Тип общественных отношений в сфере потребления материальных благ

7

-

-

Власть

Общественные отношения в сфере управления

8

-

-

Демократия (Авторитаризм)

Тип общественных отношений в сфере управления

9

-

-

Индивидуализм (Коллективизм)

Тип общественных отношений

Важнейшие следствия из постулата о «восточной» ментальности русскоязычных обществоведов

Русскоязычные обществоведы, болтая о «восточной» ментальности россиян и «восточности» России, в своих академических публикациях отдельно не оговаривают свою принадлежность к россиянам и, следовательно, к носителям «восточной» ментальности. Свои тексты они пишут в сугубо феноменном (антиобъектном) стиле и, значит, нет оснований полагать, что русскоязычные обществоведы - носители «западной» ментальности. Однако нельзя исключать, что они – агенты, действующие в интересах иных стран.

Рассуждения русскоязычных обществоведов о «западной» и «восточной» культурах, цивилизациях, демократиях и т.п. и т.д. – заведомо недостоверные и не имеют никакой научной ценности, поскольку они высказаны носителями «восточной» ментальности со всеми их типичными недостатками: авторитарно, коллективистки, художественно (лирично, метафорично и т.п.) мыслящими членами «российского общества».

Будучи носителями «восточной» ментальности, русскоязычные обществоведы:

- имеют третичные, смутные представления о «западной» ментальности и, как следствие, отличиях между «восточной» и «западной» менталитетами, культурами, цивилизациями и т.п.;

- не способны различать речь, тексты, поведение носителей «восточной» и «западной» ментальностей (за исключением формальных признаков - язык и гражданство).

С точки зрения носителей «восточной» ментальности все тексты, написанные русскоязычными людьми, имеют «восточный» менталитет, а все тексты, написанные «западными» людьми, имеют «западный» менталитет.

Способностью различать носителей «восточной» и «западной» ментальности обладают люди, стоящие по уровню развития выше носителей «восточной» ментальности.

Так, например, по мнению М.Б. Ходорковского: «…да, Путин, наверное, не либерал и не демократ, но все же он либеральнее и демократичнее 70% населения нашей страны» [3]. То есть этот русскоязычный иностранный агент прямо допускает то, что «население нашей страны» неоднородно по показателям либеральности и демократичности (то есть ментальности).

Г.Х. Чхартишвили (Б. Акунин): «В России живут бок о бок два отдельных, нисколько не похожих народа, и народы эти с давних пор люто враждуют между собой. (Чтоб он провалился, византийский орел с двумя головами - шизофренический символ, выбранный Иоанном Третьим в качестве герба нашего государства.) Есть Мы и есть Они. У Нас свои герои: Чехов там, Мандельштам, Пастернак, Сахаров. У Них - свои: Иван Грозный, Сталин, Дзержинский, теперь вот Путин» [4]..


М.П. Шишкин: «У нас очень странная ситуация: существуют два народа, называющиеся русскими, говорящие по-русски и населяющие одну и ту же территорию, но абсолютно разные по менталитету. Большая часть населения верит телевидению, что единственная цель заграницы - уничтожить Россию, и спасти ее может только отец народа. Гораздо меньшая часть населения живет в основном в больших городах, имеет высшее образование и много поездила по миру. Эта Россия считает, что мы как можно скорее должны присоединиться к либеральным ценностям Европы, что мы - часть всемирной семьи народов и должны ввести демократический общественный строй и у нас» [5].

Для носителя «западной» ментальности очевидно, что русскоязычные тексты различны.

Так, в сугубо феноменном стиле написаны русскоязычные тексты:

- общественных наук,

- Конституции СССР 1977 года, некоторые другие нормативно-правовые акты,

- и т.д.

Преимущественно в феноменном стиле написаны русскоязычные тексты:

- Конституции РФ 1993 года,

- Закона об образовании от 29.12.2012 № 273-ФЗ,

- и т.д.

В сугубо объектном стиле написаны русскоязычные тексты:

- естественных наук,

- Гражданского кодекса РФ,

- и т.д.

Весьма показательно, что в тексте Конституции СССР 1977 года многократно употребляется «общество» в единственном числе, а в Гражданском кодексе РФ создан подраздел 3 «Объекты гражданских прав». Согласно ст. 128 ГК РФ к «объектам гражданских прав относятся вещи, включая наличные деньги и документарные ценные бумаги, иное имущество, в том числе безналичные денежные средства, бездокументарные ценные бумаги, имущественные права; результаты работ и оказание услуг; охраняемые результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации (интеллектуальная собственность); нематериальные блага». Если в ГК РФ пишется строго «личность гражданина», то в тестах обществоведов «личность» существует сама по себе; и т.п. и т.д.

Выводы

1. «Западное» мировоззрение – объектное. Образец «западного» мировоззрения – ГК РФ. «Восточное» мировоззрение – феноменное. Образец «восточного» мировоззрения – любой учебник по общественным наукам (написанный как англоязычным, так и русскоязычным – без разницы);

2. Русскоязычные обществоведы - носители «восточной» ментальности.

3. Рассуждения русскоязычных обществоведов о «западной» и «восточной» культурах, цивилизациях, демократиях и т.п. и т.д. – заведомо недостоверные и не имеют никакой научной ценности.

4. Привлечь к административной и уголовной ответственности распорядителей бюджетных средств, выделяемых на финансирование «исследований» русскоязычных обществоведов о «западной» и «восточной» культурах, цивилизациях, демократиях и т.п. и т.д.

Литература

1. Данилевский Н.Я. Россия и Европа / Русские мыслители. - М.: Де’Либри, 2015. - 768 с.

2. Радбиль Т.Б. Основы изучения языкового менталитета : учеб. пособие. - М.: Флинта: Наука, 2010. - 328 с.

3. Ходорковский М.Б. Кризис либерализма в России. - М., 2004.

4. Чхартишвили Г.Х. Переписка с Шишкиным М.П.

5. Шмид М. Михаил Шишкин: «Российскому автору нельзя молчать» // Frankfurter Rundschau, 4 апреля 2013 г.



[1] Далее для простоты - объект.

[2] Далее для простоты - феномен.

[3] Фено́мен (греч. φαινόμενον) - необычное явление, редкий факт, то, что трудно постичь.

[4] Обладатели учёных степеней по общественным наукам и их идейные последователи.


X
Обратная связь
Отправлено.