Демагогическая пара: «понятие» и узкий (широкий) смысл

Автор: Алексеев Владимир Михайлович, ректор АНО ДПО «Академия ГлавСпец» (Краснодар).

Библиографическая ссылка на статью: Алексеев В.М. Демагогическая пара: «понятие» и узкий (широкий) смысл // Журнал Алексеевской академии наук. 2016. № 5 [Электронный ресурс]. URL: http://aleksejev.ru/nauka/povedenie/myshlenie/00027.php.

Аннотация: В общественных науках постоянно используется несколько демагогических приёмов, среди которых важное место занимают мемы - «понятие», «узкий смысл» и «широкий смысл».

Ключевые слова: узкий смысл, широкий смысл, понятие, демагогический приём, мем.

 

Мем - это не имеющее строго определённого и единственного значения слово, вместе с подобными словами закрепляющееся в речи людей, склонных или побужденных к словоблудию.

Одним из фундаментальных мемов общественных наук является слово «понятие».

Так, в учебнике для юридических вузов и факультетов под редакцией С.С. Алексеева слово «понятие» употреблено 137 раз, из них 23 раза в оглавлении! [6]

 

Если в учебниках по физике и технике авторы пишут типа «колесо было изобретено…», «гравитация открыта…», «планета Уран описана…», то в учебниках по общественным наукам пишут типа «понятие демократии стало известно древним грекам…» и т.п., где «…» - в таком-то веке. Принципиальная разница в том, что представители точных наук исследуют, открывают, описывают, создают объекты (феномены), обозначая их именами, то представители общественных наук пишут о понятиях объектов (феноменов).

Возникает вопрос: почему обществоведы используют слово «понятие», а не слово «слово», например: «слово демократия означает …», а не как принято у обществоведов «понятие демократия означает …». Опрошенные мной адепты общественных наук объясняли тем, что якобы слово не всегда обозначает реальный объект (феномен), а понятие – всегда.

 

Я: Душа - реальна?

Р: Нет.

Я: Понятие души реально?

Р (нет вразумительного ответа): Понятие души важно для людей.

Я: Понятие – это то, что важно?

Р: Да.

Я: Для всех?

Р: Да.

Я: Маслоу врёт: для всех людей душа важнее колбасы?

Р: Нет, для большинства людей колбаса намного важнее души.

Я: Следовательно, понятие может обозначать то, что не реально, но что важно для некоторых людей?


Важно: Обществоведы используют слово «понятие», а не слово «слово», потому, что с мемами они знакомятся прежде всего на языках иных стран, в интересах которых они действуют: английском, французском, немецком, латинском, которые используют иную, отличную от кириллической, письменность. По этой причине обществовед не может честно написать, что «слово la démocratie появилось в России в 18 веке», поэтому он и пишет витиевато «понятие демократия...».

 

Понятие толкуется обществоведами как «отображённое в мышлении единство существенных свойств, связей и отношений предметов или явлений» [3, с. 304].

 

Утрированно: понятие = перечень признаков.

 

Простыми словами, понятие обозначает:

- как правило, не сам предмет (или явление) как он(о) есть в действительности, а некоторые якобы существенные для обществоведа (богослова) его свойства, связи и отношения,

- иногда часть предмета или явления.

 

Забавный факт: многие авторы учебников по логике:

- избегают давать явное определение понятия,

- различают понятие и имя.

 

Так, И.В. Демидов толкует понятие как определённую связь существенных признаков предметов, отражаемых в абстрактном мышлении. Ниже он определяет:

- имя как языковое выражение, обозначающее предмет,

- значение как обозначаемый именем предмет или класс предметов, их свойства и другие характеристики,

- смысл как то, что именно отражено из обозначенного именем предмета (какая информация) [1].

То есть И.В. Демидов пишет о том, что имя может состоять из множества слов, некоторые или многие из которых лишние, а смысл - это наиболее важная часть имени, непосредственно обозначающая предмет. Важно не то, что автор путает имя и смысл (показательно, что автор «смысл» толкует через «именно», то есть … имя), а то, что он, по сути, различает понятие и смысл, под первым подразумевая набор слов, ни одно из которых может не обозначать предмет.

 

Покажем схематично соотношение имени, описания, определения, понятия, значения, смысла и на примере определения автомобиля в ст. 1 Конвенции о дорожном движении (Вена, 8 ноября 1968 года).


Объект

Имя

Автомобиль

Описание

[многостраничный, многотомный текст, десятки, сотни чертежей – всё вместе, позволяющие создать автомобиль]

Определение

Механическое транспортное средство, используемое обычно для перевозки по дорогам людей или грузов или для буксировки по дорогам транспортных средств, используемых для перевозки людей или грузов.

Понятие

Механическое транспортное средство для перевозки по дорогам людей,  грузов.

Значение

Механическое транспортное средство.

Смысл

Для перевозки по дорогам людей или грузов.

Соотношения имени, описания, определения, понятия, значения, смысла:

 

-

Обозначение

 

Имя

И

Имя объекта и имя описания совпадают (равны).

Описание

О

Имеет наивысший объём (и наивысшую точность).

Определение

Опр

Опр << О

Понятие

П

З + С = П < Опр << О

Значение

З

З < П < Опр << О

Смысл

С

С < П < Опр << О

 

Говоря математическими терминами, определение относится к описанию, понятие относится к определению, значение и смысл относятся к понятию и т.п. и т.д. (в любой комбинации) как приближения в такой-то степени. Математически эти соотношения можно записать в виде функций:

О = f1(Опр1, Опр2, … Опрn),

Опр = f2(П1, П2, … Пn),

П = f3(З1, З2, … Зn; С1, С2, … Сn;).

 

Важнейшее следствие: понятие, в отличие от имени (слова), обозначает не объект (феномен), а некоторые, важные для носителя понятия, признаки (части).

См.: «Понятие государства, его характеристики конкретизируются при раскрытии признаков, отличающих его как от родового строя, так и от негосударственных организаций общества» [6].

С.С. Алексеев и другие соавторы понятие государства раскрывают следующей формулой:

Понятие государства = f3(территориальная организация населения и осуществление публичной власти в территориальных пределах; публичная (государственная) власть; государственный суверенитет; неразрывная связь государства и права).

 

Забавный факт: понятием государства является не государство, а все слова (имена), перечисленные как переменные от функции f3.

 

Для догматиков: государство – это имя объекта (родовое, например, для страны Россия), а его понятие – это слова (имена): территориальная организация населения и осуществление публичной власти в территориальных пределах; публичная (государственная) власть; государственный суверенитет; неразрывная связь государства и права.

 

Если на основе описания невозможно создать (воссоздать) объект (феномен), это значит:

- описание ложное (подложное),

- объект (феномен) не существует.

Признаки ложного описания: нестрогая терминология, омонимия, отсутствие схем, грубые ошибки в схемах, недостоверная информация, подлог и т.п.

Следствия ложного описания - ложные:

- определение,

- понятие,

- значение,

- смысл.

 

Значение – это то же самое, что род (происхождение) объекта (феномена). Широкое значение – это дальний род, узкое значение – это ближайший род.

Покажем на примере автомобиля широкое значение и узкое значение:

 

Широкое значение

Дальний род

Средство

Среднее значение

Средний род

Транспортное средство

Истинное узкое значение

Ближайший род

Механическое транспортное средство

Ложное узкое значение

-

Западно-цивилизованное механическое транспортное средство

 

Покажем на примере автомобиля широкий смысл, истинный узкий смысл и ложный узкий смысл:

 

Широкий смысл.

Для перевозки по твердой поверхности планеты чего-либо.

Истинный узкий смысл.

Для перевозки по дорогам людей или грузов.

Ложный узкий смысл.

Для телепортации по культурно-нравственным путям личностей.

 

Указание на узкий и широкий смысл (значение) слов с оговоркой по тексту, что слово обозначает понятие, - один из демагогических приёмов, часто используемых в общественных науках. [Отметим: обществоведы постоянно путают смысл и значение, а также отождествляют смысл и идею, смысл и сущность, значение и признаки и т.п.] Так, по данным СПС «Консультант+» на 01.05.2016, словосочетание «широкий смысл» встречается в 43% юридических книг и комментариев.

Используя фразеологию И.В. Демидова, можно предположить, что и широкий смысл - это предельно длинное языковое выражение, обозначающее предмет (то есть, к примеру, учебники по теории государства и права), а узкий смысл - это предельно короткое языковое выражение, обозначающее предмет (то есть имя).

 

Проанализируем некоторые случаи использования обществоведами узкого и широкого смысла слов на примере слова «общество».

 

«В узком смысле под обществом может пониматься как определённая группа людей, объединившихся для общения и совместного выполнения какой-либо деятельности, так и конкретный этап в историческом развитии какого-либо народа или страны.

В широком смысле общество - это обособившаяся от природы, но тесно связанная с ней часть материального мира, которая состоит из индивидуумов, обладающих волей и сознанием, и включает в себя способы взаимодействия людей и формы их объединения» [2].

 

Если убрать типичную для обществоведов софистику, простыми словами: в широком смысле общество - это население, в узком смысле - группа людей. Простыми словами, дальний род общества – это население, ближайший род общества - группа людей; и т.д.

Поскольку группа людей - это часть населения, и каждый человек состоит в какой-то группе, то население - это сумма групп людей. Принципиальная разница между обществом в широком смысле и обществом в узком смысле: первое - одно (в единственном числе), вторых - много (во множественном числе). Однако Клименко А.В., Румынина В.В. акцентируют на том, что их общество в узком смысле - это определённая группа людей.

 

«Общество в широком значении - совокупность исторически сложившихся форм совместной деятельности людей; в узком смысле - исторически конкретный тип социальной системы, определённая форма социальных отношений.

Общество и государство - понятия не совпадающие. Первое шире второго, ибо в обществе помимо государства есть и негосударственные структуры: политические партии, политические движения, общественные организации и объединения, трудовые коллективы и т.д.» [4].

Из рассуждений Н.И. Матузова и А.В. Малько следует, что государство в узком смысле - это общество. Однако прямо они это суждение не высказывают.

 

«Государство есть лишь политическая часть общества, его элемент.

Государство занимает в обществе центральное положение и играет в нем главную роль…Государство по отношению ко всему обществу выступает как средство управления, ведения общих дел (обеспечивает порядок и общественную безопасность), а по отношению к противникам господствующего класса - нередко как орудие подавления и насилия» [4].

Здесь Н.И. Матузов и А.В. Малько под государством понимают, по сути, как орган управления обществом. Таким органом управления обществом, к примеру, является … администрация общества с ограниченной ответственностью во главе с директором (или федеральная администрация во главе с президентом и т.п.).

 

«В широком смысле государство понимается как общность людей, представляемая и организуемая органом высшей власти и проживающая на определённой территории… В современной науке государство в узком смысле понимается как организация, система учреждений, обладающие верховной властью на определённой территории. Оно существует наряду с другими политическими организациями: партиями, профсоюзами и т.п.… » [5].

Из рассуждений В.П. Пугачева и А.И. Соловьева следует, что партия, профсоюз - это государство в узком смысле. Однако прямо они это суждение не высказывают и именуют государством в узком смысле только один вид политических организаций.

 

«В широком смысле гражданское общество включает всю непосредственно не охватываемую государством, его структурами часть общества, т.е. все то, до чего «не доходят руки» государства. Гражданское общество в узком, собственном значении неразрывно связано с правовым государством, они не существуют друг без друга. Гражданское общество представляет собой многообразие не опосредованных государством взаимоотношений свободных и равноправных индивидов в условиях рынка и демократической правовой государственности» [5].

Из рассуждений В.П. Пугачева и А.И. Соловьева следует, что гражданское общество как в узком смысле, так и в широком смысле, - это государство в узком смысле. Однако прямо они это суждение не высказывают.

 

Анализируя случаи употребления обществоведами (богословами) мема «узкий (широкий) смысл», можно сделать следующие выводы:

- «широким смыслом (значением)» обществоведы обозначают ЦЕЛЫЙ объект (феномен),

- «узким смыслом (значением)» обществоведы обозначают фетишизируемую, акцентуированную (простыми словами – вожделённую), то есть наиболее важную для них ЧАСТЬ объекта (феномена), а также либо только некие его отношения с другими частями либо другими объектами (феноменами).

 

Важные следствия:

- «широкий смысл (значение)» почти всегда одинаковый у разных групп людей,

- «узкий смысл (значение)» может быть разным у разных групп людей (так, к примеру, если по мнению авторов текста Конституции СССР 1977 года, в СССР установилась «подлинная демократия», что предполагает утверждение о неподлинной демократии в иных странах, то по понятиям обществоведов на территории СССР вплоть до сегодняшнего дня не было никакой демократии, а подлинная демократия существует в иных странах уже сотни и даже тысячи лет).

Так, Иванов «домом» называет квартиру № 23, а Петров - квартиру № 119. Москвич-обществовед «америкой» называет США, а житель Аргентины - Аргентину; и т.п. и т.д.

 

Узкое понимание обществоведами на примере «европы»

Н.Я. Данилевский

Обществовед 1

Обществовед 2

Обществовед 3

Страны с

«германским духом».

Страны с общей христианской культурой, исключая некоторые страны – Россию, Турцию и т.п.

Территории, которые «европой»

 называли древние греки, включая некоторые те, которые древние греки «европой» не называли.

Территории, которые входили в состав разных «римских империй» за исключением империй со столицей в Новом Риме, но включая некоторые территории, которые никогда не входили в состав разных «римских империй».

 

 

Наиболее яркие примеры употребления узких и широких значений обществоведами

Слово (имя объекта / «понятие»)

Широкое значение

Легальное значение

Среднее значение

Узкое значение

Америка

Одноимённый материк

Одноимённый материк

Не всегда определённое место на одноимённом материке

Одна (например, США), две-три, редко больше десяти определённых стран, расположенных на одноимённой части суши

Государство

Страна

Страна, имеющая конституцию, занимающую наивысшее место среди источников права

Администрация страны

Отношения между администрацией и населением (именуемые также властью)

Дом

Одноимённое строительное сооружение, например, многоквартирное

Одноимённое строительное сооружение, например, многоквартирное

Жилище

Определённая квартира в многоквартирном доме

Европа

Одноимённый континент

Одноимённая часть суши, на которой расположены 51 страна согласно Постановлению Госстандарта России от 14.12.2001 № 529-ст

Европейский Союз

Одна, две-три, редко больше десяти определённых стран, расположенных на одноимённой части суши, в число которых никогда не входит Россия.

Общество

Население страны

Один или несколько человек, действующий(е) не только под своим именем, но и под именем организации, интересы которой он(и) представляе(ю)т.

Лучшая часть населения (именуемая также как коммунистическое или гражданское общество)

Отношения между людьми (именуемые также общественными отношениями)

 

Выделение узкого (и как следствие, широкого) смысла (значения) слова («понятия») – следствие систематизированной подмены обществоведами (богословами) целого (общего) частью (частностью). Яркие примеры: «Москва сказала» (на самом деле, некоторые люди, наделёнными полномочиями представлять интересы России), «россияне имеют восточную ментальность» (на самом деле, некоторые люди, в том числе обществоведы), «европейские ценности» (на самом деле, общечеловеческие ценности, закреплённые в том числе в нормах российского (ранее - советского) законодательства и т.п.

Выделенная часть целого обществоведами (богословами) далее наделяется заведомо спорными или ложными признаками, свойствами, то есть мысленно из конкретного преобразуется в фикцию. Например, «личность – совокупность общественно полезных свойств» - здесь заведомо спорны положения об «общественном», о «полезном». Более того, эти положения противоречат действующей Конституции. Кто это общество, для которого что-то установлено как полезное, где (в каких документах) и кем (на основании каких полномочий) закреплен перечень этого полезного?!? Подобная формула личности позволяет обществоведу в противоречие Гражданскому кодексу считать инвалида Бахтина личностью (то есть, по сути, «сверхдееспособным»), а здоровую девушку, ценность которой в популяции на порядок выше, чем у любого мужчины, – неличностью (то есть недееспособной).

 

Фетишизируемая (акцентуированная) часть объекта (феномена), обозначаемая обществоведами как «понятие» в узком значении, в представлении обществоведов (богословов) может существовать как отдельный объект (феномен). Яркие примеры отдельно якобы существующих частей объектов (феноменов): душа (у богословов), личность, власть (у обществоведов) и т.п.

 

Причины именования одним словом ЦЕЛОГО и отдельной ЧАСТИ:

- глубокие нарушения мышления, умственного и психического развития, повлекшие на слабую способность человека наблюдать и воображать целое и его части, различать целое и части, производить умственные операции над целым и частями,

- фетишизм, акцентуации (в том числе житейские), коррупция, деятельность в интересах иных стран,

- склонность к демагогии, словоблудию, в том числе мемоз (словесный фетишизм) - навязчивая потребность употреблять мемы.

 

 

Литература

 

1. Демидов И.В. Логика: Учебное пособие. - М.: МГЭИ, 2000. - 196 с. ISBN 5-291-00009-0

2. Клименко А.В., Румынина В.В. Обществознание: Учеб. пособие для школьников ст. кл. и поступающих в вузы». М: Дрофа, 2004.

3. Маклаков А.Г. Мышление // Общая психология. СПб.: Питер, 2001.

4. Матузов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права. М.: Юристъ, 2004.

5. Пугачев В.П, Соловьев А.И. Введение в политологию. М.: Аспект Пресс, 2006.

6. Теория государства и права. Учебник для юридических вузов и факультетов / Алексеев С.С., Архипов С.И. и др. Под ред. С.С. Алексеева. М.: Норма, 2005.


X
Обратная связь
Отправлено.