Умозаключения из Указа Президента РФ «Об утверждении Основ государственной культурной политики»

Автор: Алексеев Владимир Михайлович, ректор АНО ДПО «Академия ГлавСпец» (Краснодар).

Библиографическая ссылка на статью: Алексеев В.М. Умозаключения из Указа Президента РФ «Об утверждении Основ государственной культурной политики» // Журнал Алексеевской академии наук. 2016. № 5 [Электронный ресурс]. URL: http://aleksejev.ru/nauka/povedenie/myshlenie/00028.php.

Аннотация: В Основах государственной культурной политики впервые в России легально закреплены абсурдно сформулированные определения слов «культура» и «менталитет».

Ключевые слова: культура, менталитет, общество, духовные ценности.

 

«При очень высокой нравственности простого народа, девки русские иногда в подоле приносили, а чтобы от позора уйти, подкидывали младенцев между грядок на огородах» [Пикуль В.С. Фаворит. Т. 2].

 

 

24 декабря 2014 года Президентом РФ утверждены «Основы государственной культурной политики» [3], в котором впервые в России дано легальное определение слов «культура» и «менталитет». В этих Основах используемые слова означают:

- «культура» - совокупность формальных и неформальных институтов, явлений и факторов, влияющих на сохранение, производство, трансляцию и распространение духовных ценностей (этических, эстетических, интеллектуальных, гражданских и т.д.);

- «менталитет, ментальность российского народа» - совокупность интеллектуальных, эмоциональных, культурных особенностей, ценностных ориентаций и установок, присущих россиянам.

Ни в этом Указе, ни в Основах законодательства о культуре[2], не дано толкование слов «институт», «явление», «факторы», через которое определяется слово «культура». Из ст. 2 Федерального закона «О содействии развитию и повышению эффективности управления в жилищной сфере и о внесении изменений в отдельные законодательные акты» [1] следует, что под институтом понимается организация (в том случае - акционерное общество). [Обществоведы (гуманитары) к институтам терминально также относят семьи, кланы и т.п., но операционально всегда понимают организации - некие совокупности людей, имеющих строго определённый юридический адрес (например, Кремль) и фирменное наименование (например, «государство», «общество» и т.п.).] Под «явлением», вероятно, понимаются общество в единственном числе, гражданское общество, цивилизация, менталитет, землетрясение, шторм и т.п. Под «фактором» - финансирование, кризис, безработица, рейдерский захват, демпинг и т.п.

Отметим, что в тексте Основ государственной культурной политики прямо перечислены некоторые организации культуры: «музей, библиотека, архив, театр, филармония, концертный зал, дом культуры».

 

Ни в этом Указе, ни в Основах законодательства о культуре, также не дано толкование словосочетания «российский народ», не приведен перечень «культурных особенностей».

Словосочетание «российский народ» почти не встречается в нормативно-правовых актах. В Послании Президента России Владимира Путина Федеральному Собранию РФ читаем: «…российский народ - талантливый, инициативный и предприимчивый. Что он умеет работать и достоин лучшей жизни. Что он способен ее добиться, конечно, если ему в этом не мешать. Хотя бы не мешать. Лучше, если мы будем помогать» [4].

Из Основ законодательства о культуре следует, что «духовные ценности», через которые толкуется «культура», - это часть культурного наследия, ЗА ИСКЛЮЧЕНИЕМ материальных ценностей, памятников и историко-культурных территорий и объектов.

В Основах государственной культурной политики «культурное наследие» определено как совокупность предметов, явлений и произведений, имеющих историческую и культурную ценность. Следовательно: «духовные ценности» - это нематериальное культурное наследие (языки и диалекты, традиции, обычаи и верования, фольклор, традиционные уклады жизни и представления об устройстве мира народов, народностей, этнических групп, русская литература и литература народов России, музыкальное, театральное, кинематографическое наследие, созданная в стране уникальная система подготовки творческих кадров).

Из Основ законодательства о культуре косвенно следует, что творческая деятельность – вид культурной деятельности, которой занимаются люди, создающие или интерпретирующие культурные ценности. Культурные блага определены как условия и услуги, предоставляемые организациями, другими юридическими и физическими лицами для удовлетворения гражданами своих культурных потребностей.

 

Забавный факт: в Основах государственной культурной политики написано «Россия - страна великой культуры…». Буквально следует: «Россия - страна великой совокупности организаций, влияющих на творческих работников и творческие компании».

 

Забавный факт: в Основах государственной культурной политики написано «Культура России - такое же ее достояние, как и природные богатства». Забавно, на теле-, радиоканалах крутится реклама АО «Газпром», из которой следует, что АО «Газпром» - это национальное достояние. Забава в том, что по логике авторов Основ государственной культурной политики АО «Газпром» - это именно культура, а не культурное достояние.

 

Из этих и других определений, приведенных в Основах законодательства о культуре и Основах законодательства Российской Федерации о культуре, следует то, что культурой:

1) являются:

- организации (коммерческие, некоммерческие, государственные, муниципальные как зарегистрированные, так и не зарегистрированные в ФНС и Минюсте), ВЛИЯЮЩИЕ, но НЕ производящие нематериальное культурное наследие, то есть фонды, банки, органы власти, охранные предприятия, почтовые, теле- и радиопередающие организации и т.п. и т.д.;

- общество, цивилизация, менталитет, землетрясение, шторм, финансирование, кризис, безработица, рейдерский захват, демпинг и т.п. и т.д.;

2) НЕ являются:

- люди, организации, производящие духовные ценности,

- блага, которыми пользуются люди,

- культурные потребности,

- духовные ценности.

Простыми словами: некультура – это творческие работники, творческие индустрии и т.п.

 

Для особо одарённых: по мнению авторов Основ государственной культурной политики культурой является, в частности, не русский язык, а некие институты, явления и факторы, влияющие на него, то есть, как вариант, госдеп, иностранное финансирование, английский язык и т.п.

 

Забавный факт: в Википедии, которую чаще других пишут и правят дилетанты, культура толкуется как деятельность. Это противоречит Основам законодательства о культуре, в которых культурная деятельность определена как деятельность по сохранению, созданию, распространению и освоению культурных ценностей, то есть как деятельность людей и организаций, которые НЕ являются культурой. В Википедии культура России толкуется как культура русского народа, других народов и народностей России, что снова противоречит легальным толкованиям, более того: подпадает под нормы антиэкстремистского законодательства.

Для авторов Википедии: по мнению авторов Основ государственной культурной политики культурой России являются, в частности: Министерство культуры, ФБК Навального, Московский центр Карнеги, Горбачёв-Фонд и другие организации, ВЛИЯЮЩИЕ на духовные ценности, но не производящие их.

 

Из легального определения «культуры» следует, что авторы Основ государственной культурной политики понимают под ней разновидность гражданского общества, которое обществоведы часто определяют как совокупность некоммерческих организаций.

 

В Основах государственной культурной политики утверждается, что менталитет – это совокупность, в частности, интеллектуальных, эмоциональных особенностей, ценностных ориентаций и установок, присущих россиянам. Обратим внимание на ОСОБЕННОСТЬ этого утверждения: в нем отсутствует слова типа «только», «все», «некоторые» и т.п. Эту фразу можно было бы сформулировать так:

- менталитет – это совокупность … интеллектуальных, эмоциональных особенностей, присущих только россиянам,

- менталитет – это совокупность … интеллектуальных, эмоциональных особенностей, присущих всем россиянам,

- менталитет – это совокупность … интеллектуальных, эмоциональных особенностей, присущих некоторым россиянам.

Что это за интеллектуальные особенности, ценностные ориентации и установки, присущие только или всем россиянам? Может быть те, о которых говорил Президент России В. Путин в своем послании Федеральному Собранию: талантливость, инициативность и предприимчивость, умение работать и стремление к лучшей жизни?

Абсолютно непонятно, что это за «эмоциональные особенности», присущие только или всем россиянам-мужчинам и россиянам-женщинам, россиянам-старикам и россиянам-детям и т.п. Может быть рабское терпение, которое обществоведы приписывают россиянам? Неужели существуют «эмоциональные особенности», присущие одновременно ВСЕМ россиянам-мужчинам и ВСЕМ россиянам-женщинам и неприсущие ни одной канадке-женщине?!?

Это крайне неправильно сформулированное утверждение несёт явные признаки экстремизма: пропаганда расовых различий между людьми.

 

Анализ текста Основ государственной культурной политики позволяет выявить очевидные интеллектуальные ОСОБЕННОСТИ, присущие только авторам Основ государственной культурной политики:

- атактическое мышление,

- шизофазия.

Примеры:

1. Большая часть «понятий», которым авторы дали определение, не связаны друг с другом и/или толкуются через непонятные слова, у которых отсутствует толкование в законодательстве. По всему тексту упоминаются несвязанные между собой россияне, российский народ, многонациональный российский народ (чем он отличается от упоминаемого в Конституции России «многонационального народа?»), народы России и народы Российской Федерации (чем они отличаются от коренных народов?), другие народы, народности, этнические группы, общество, человеческое общество, российское общество, русскоязычные сообщества и т.п. и т д.

2. Авторы утверждают, что Россия «развивается как страна, объединяющая два мира - Восток и Запад». Однако из этого должно следовать, что у россиян нет никаких особенностей, поскольку стран, объединяющих два «мира» – «восток» и «запад», десятки: Болгария, Греция, Израиль, Испания, Казахстан, Турция, Украина, все страны Америки и т.п. и т.д. Об особенностях можно было бы вести речь, если бы Россия «развивалась как страна, объединяющая параллельные миры из Андромеды».

3. Авторы утверждают, что «исторический путь России определил … особенности национального менталитета … российского общества». Однако дальше они пишут про «менталитет российского народа», при этом повсюду по тексту понимая под «российским обществом» куратора культуры (организацию, курирующую пресловутую «совокупность формальных и неформальных институтов»; в тексте Основ государственной культурной политики она именуется как «координационный орган»). Выделим, в частности, такую фразу: «Утверждение приоритета культуры призвано обеспечить более высокое качество общества, его способность к гражданскому единству, к определению и достижению общих целей развития». Если расшифровать эту фразу, то получится, как вариант, следующее: «Утверждение приоритета совокупности организаций, влияющих на духовные ценности, призвано обеспечить более высокое качество координационного органа, его способность к гражданскому единству, к определению и достижению общих целей развития».

 4. В Основах государственной культурной политики упоминаются словосочетания великая русская культура, русская культура, русская литература, литература народов России, русский язык, языки народов Российской Федерации, культурное наследие народов Российской Федерации, русскоязычные сообщества в иностранных государствах, объединения русскоговорящих граждан в зарубежных странах и т.п. Возникает вопрос: что такое «русская культура», «русский язык», «русская литература» и как, в частности, «русская культура» соотносится с «российской культурой» (культурой России)? 

Важно: словосочетание «великая русская культура» подпадает под нормы антиэкстремистского законодательства и буквально расшифровывается как «великая совокупность русских организаций», то есть совокупность таких организаций, как «Национал-социалистическое общество», «Славянский союз» и т.п.

Из контекста следует, что «русская культура», «русский язык», «русская литература» - это не самостоятельные объекты (феномены), а производное от пресловутого русского народа. При этом словосочетание «русский народ» не встречается ни в одном нормативно-правовом акте и употреблено только в послании Президента Владимира Путина Федеральному Собранию РФ от 12.12.2012 [5]. По тексту отчетливо видно, что под «русским народом» авторы Основ понимают не русскоязычных и не русскоговорящих ни людей вообще, ни постоянных жителей России в частности. Русский народ отличается от постоянного населения России тем, что может постоянно проживать не только в России, но и вне её и быть постоянным населением других стран. Получается, под «русской культурой», «русским языком», «русской литературой» авторы Основ понимают то, что отчасти или полностью является … иностранным.

5. Если для обычного человека «молочный» - то, что изготовлено из молока, то по извращённой логике обществоведов (гуманитаров), «культурный» - то, что является результатом воздействия «культуры» на кого-(что)-то (ближайшая аналогия: «солнечная сторона дома» - то есть сторона дома, на которую солнце воздействует чаще).


Забавные следствия из Основ государственной культурной политики

1. Материальная культура – это, говоря бухгалтерскими словами, только учредители, персонал, основные средства и материальные ценности организаций, влияющих на духовные ценности. Так, строго говоря, древние кувшины, извлекаемые из слоя земли, это предметы материальной культуры только в том случае, если они принадлежали организациям, влияющим на духовные ценности. Кувшины, изготовленные 2000 лет назад пресловутыми творческими работниками (например, индивидуальными ремесленниками), - это всего лишь материальные ценности, изготовленные 2000 лет назад, к которым слово «культура» применяться может только с момента, как только эти материальные ценности переходят в распоряжение организации, влияющей на духовные ценности, например, в виде экспоната музея. В жилищи случайного взятого современного человека с вероятностью близкой к 100% нет ничего из материальной культуры.

2. Нематериальная культура – это, говоря бухгалтерскими словами, в частности, нематериальные активы организаций, влияющих на духовные ценности.

3. Поговорка «у россиян иная культура» означает лишь «у россиян иная совокупность организаций, явлений и факторов, влияющих на духовные ценности». Изменение, в частности, «совокупности организаций, влияющих на духовные ценности», означает изменение культуры. Логично, что у россиян, живших до 1917 года и после 1917 года, живших до 1991 года и после 1991 года, и т.п. - разная культура.

4. Утверждения типа «Петров - некультурный человек» или  «Петров - малокультурный человек» может означать в зависимости от контекста: Петров – иностранец, Петров – не учредитель (сотрудник) организации, влияющей на духовные ценности; и т.п.

5. Утверждение о существовании «западной (европейской) культуры» и «восточной (азиатской) культуры» означает утверждение о существовании «западной (европейской) совокупности организаций» и «восточной (азиатской) совокупности организаций». Ближайшими примерами такой «совокупности организаций» являются… «ордена иезуитов», «ложе масонов» и т.п., правомочные на территориях сравнительно небольшого количества стран, в числе которых были не все страны «запада» («европы»), но была (или могла быть) Россия. Отметим, что с 1 января 1995 года действует Всемирная торговая организация, объединяющая ныне организации 162 стран, в том числе США, России, Китая.

6. АО «Газпром» (и т.п.) – не только национальное достояние, но и часть культуры.

 

Рассмотрим подробнее казус «у россиян иной менталитет». Грамотно, логически мыслящий человек сразу задастся вопросами:

- у каких россиян?

- сколько этих россиян, каков их удельный вес?

- они пользуются, владеют или распоряжаются менталитетом?

- они всегда, в любых видах деятельности пользуются каким-то одним менталитетом?

- менталитет наследуется генетически, передается как вирус?

- как изменить менталитет, условия пользования им?

Страдающий шизофазией, обладатель атактического мышления такие вопросы задавать не будет.

Все эти вопросы актуальны хотя бы потому, что тезисы о менталитете написали одни россияне, а усомнился в них другой россиянин. Абсолютно не актуально было, если бы усомнился инопланетянин.

Возьмем, к примеру, россиян – авторов общественных наук и авторов естественных наук. Сравнение текстов общественных (гуманитарных) наук и естественных наук показывает, что их авторы-россияне значительно отличаются друг от друга интеллектуальными, эмоциональными, культурными особенностями, ценностными ориентациями и установками.

 

Особенности

Авторы естественных наук при написании текстов естественных наук

Авторы общественных (гуманитарных) наук при написании текстов общественных (гуманитарных) наук

Интеллектуальные особенности

Стремятся к предельной точности и ясности

Отличаются крайней небрежностью словоупотребления и софистикой

Эмоциональные особенности

Эмоции не проявляют

Деятели некоторых общественных наук (политология, культурология) руководятся скорее эмоциями, чем рассудком

Культурные особенности

Финансируются и поддерживаются конечным потребителем либо военно-промышленным комплексом

Финансируются и поддерживаются федеральным казначейством, различными «институтами» «гражданского общества»

Ценностные ориентации и установки

Свою цель (задачу, миссию) видят в создании, изменении объектов, потребляемых конечным потребителем либо военно-промышленным комплексом

Свою цель (задачу, миссию) видят в словоблудии, пропаганде общества в единственном числе, пропаганде превосходства «запада» («европы») над «востоком» («азией»)

 

Факт: свои лучшие особенности авторы естественных наук проявляют только при написании текстов естественных наук. Если автора естественных наук попросить написать текст общественных (гуманитарных) наук, он показывает худшие особенности авторов общественных (гуманитарных) наук. Тексты по политологии, культурологии и т.п., написанные авторами естественных наук, ничем не отличаются от аналогичных текстов, написанных авторами общественных (гуманитарных) наук. Яркий пример: выдающийся физик и заурядный обществовед (гуманитар) А. Сахаров.

Вывод: жители одной страны гораздо сильнее отличаются друг от друга интеллектуальными, эмоциональными и культурными особенностями, чем условный бесполый и не имеющий возраста «среднестатистический» житель одной страны от аналогичного жителя другой страны. Однако своими особенностями (способностями) они пользуются (проявляют) ситуативно, при этом человек с низшими способностями не способен выполнять работу человека с высшими способностями, а человек с высшими способностями выполняет малоквалифицированную умственную работу точно также, как человек с низшими способностями, если ему поставлена та же цель (задача, миссия).

Общественные (гуманитарные) науки и естественные науки значительно отличаются ценностными ориентациями и установками, поэтому даже выдающиеся деятели естественных наук не способны выполнять работу обществоведов (гуманитаров) лучше их. Действовать с другими ценностными ориентациями и установками – значит, действовать в рамках других наук.

Одним из приоритетов государственной культурной политики Основами названо «развитие гуманитарных наук как наук о человеке, его духовной, нравственной, культурной и общественной деятельности». Следовательно, приоритетным менталитетом «российского общества» авторы Основ подразумевают менталитет авторов общественных (гуманитарных) наук.

 

Литература

 

1. Федеральный закон «О содействии развитию и повышению эффективности управления в жилищной сфере и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 13.07.2015 № 225-ФЗ (ред. от 29.12.2015) // Собрание законодательства РФ. 2015. № 29 (часть I). Ст. 4351.

2. Основы законодательства Российской Федерации о культуре (утв. ВС РФ 09.10.1992 № 3612-1) (ред. от 28.11.2015) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2016) // Ведомости СНД и ВС РФ», 19.11.1992, № 46, ст. 2615.

3. Указ Президента РФ «Об утверждении Основ государственной культурной политики» от 24.12.2014 № 808 // Собрание законодательства РФ. 2014. № 52 (часть I). Ст. 7753.

4. Послание Президента РФ Федеральному Собранию «Послание Президента России Владимира Путина Федеральному Собранию РФ» // Российская газета. 2003. № 93.

5. Послание Президента РФ Федеральному Собранию от 12.12.2012 «Послание Президента Владимира Путина Федеральному Собранию РФ» // Российская газета. 2012. № 287.


X
Обратная связь
Отправлено.