Пропаганда и антипропаганда страны внутри и за ее пределами

Автор: Алексеев Владимир Михайлович, ректор АНО ДПО «Академия ГлавСпец» (Краснодар).

Библиографическая ссылка на статью: Алексеев В.М. Пропаганда и антипропаганда страны внутри и за ее пределами // Журнал Алексеевской академии наук. 2016. № 2 [Электронный ресурс]. URL: http://aleksejev.ru/nauka/promotion/methodology/00023.php.

Аннотация: Пропаганда ведётся разными людьми и организациями, как действующими от имени правительства страны, так и без его санкции, как в интересах своей страны, так и в интересах иных стран, как получающие оплату из источников своей страны, так иной страны, так и без оной. При этом могут быть самые причудливые комбинации этих параметров.

Ключевые слова: пропаганда, антипропаганда, пропаганда России, антипропаганда России.

 

На протяжении всей истории человечества не было, наверное, ни одной страны, жители которой не пытались расширить размеры страны либо войти в состав союза стран. Помимо насильственного присоединения территорий всегда использовались различные идеи о необходимости объединения людей и занимаемых ими территорий. Распространение таких идей посредством устной речи, печатных изданий, радио и телевидения (с XX века) именуется пропагандой.

До XVI века наиболее удачными идеями считались богословские идеи, благодаря которым некоторые страны не только входили в империи (Омейядский халифат, Священная Римская империя и т.п.), но и унифицировали школьную и вузовскую учебную программу. Так, к примеру, на протяжении тысячи лет в школах и вузах некоторых стран севернее Средиземного моря был обязательным богословский факультет, где учащиеся изучали единообразную схоластику - наукообразный бред об объединяющем значении неких феноменов, в которые якобы верили все её жители и в которые не верили жители иных стран.

Богословскую пропаганду утрированно можно выразить следующей формулой: мы, верующие в бога А, дайте объединимся, чтобы сообща искоренять неверующих в бога А.

После XVI века богословские идеи заместились обществоведческими идеями, в которых: 1) у богов появилось больше имён, 2) слово «бог» вышло из употребления.

То есть если ранее богослов сказал бы «бог демократии», то отныне обществовед говорил просто «демократия».

Обществоведческую пропаганду утрированно можно выразить следующей формулой: мы, верующие в демократию, дайте объединимся, чтобы сообща искоренять неверующих в демократию.

­Идея единства стран только тогда становится удачной, когда даётся имя не только проектному союзу стран, но и его населению. Так, христиане грезили «христианским миром» и населявшими его христианами, а российские обществоведы придумали «Третий Рим» (?), «Русский мир» (русский народ), «Советский союз» (советский народ).

Гораздо более удачной оказывается та идея единства стран, которая выражается одним словом. Пример самой успешной идеи последних 300 лет: «европа» (европейцы).

 

Забавный факт: германофил Н.Я. Данилевский написал концепцию единой Романо-Германии. Спустя 90 лет был учрежден Европейский Союз, в первоначальный состав которого вошли страны пресловутой Романо-Германии: Бельгия, Германия, Италия, Люксембург, Нидерланды и Франция [2].

 

Пропаганда ведётся разными людьми и организациями, как 1) действующими от имени правительства страны, так и 2) без его санкции, как а) в интересах своей страны, так и б) в интересах иных стран, как &) получающие оплату из источников своей страны, так – €) иной страны, так и 0) без оной. При этом могут быть самые причудливые комбинации этих параметров: 1а€, 1б&, 2а0, 2б€ и т.п. и т.д.

 

Пропаганда от имени Российской Федерации, осуществляемая на средства из бюджета Российской Федерации, то есть номинально 1а&, часто именуется «государственной пропагандой». Это название ненормативное, поскольку в России нет органа власти под названием «государство», издающим нормативные правовые акты. Словосочетание «государственная пропаганда» не содержит указания, в пользу каких стран осуществляется пресловутая пропаганда. Грамотнее словосочетание, к примеру, «федеральная пропаганда России».

 

Иностранного агента характеризует прежде всего параметр «б». Однако в соответствии с логикой Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» под иностранным агентом понимается человек или организация, «которая получает денежные средства и иное имущество от иностранных государств, их государственных органов, международных и иностранных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства либо уполномоченных ими лиц и (или) от российских юридических лиц, получающих денежные средства и иное имущество от указанных источников, и которая участвует, в том числе в интересах иностранных источников, в политической деятельности, осуществляемой на территории Российской Федерации» [1].

 

Пропаганда должна решать две задачи:

1) сохранение страны, союза,

2) расширение страны, союза.

В первом случае крайне важно, чтобы доминировала санкционированная пропаганда в пользу страны и недопустимо, чтобы в школах и вузах распространялись какие-либо идеи единства иного союза, в котором данная страна не состоит и официально не планирует состоять и тем более – если официально провозглашено противостояние страны и иного союза.

Во втором случае крайне важно, чтобы пропаганда в пользу данной страны велась за ее пределами.

И в первом, и в другом случае важно вести как внутри страны, так и за пределами антипропаганду иных стран (союзов).

Внешнюю пропаганду своей страны и антипропаганду иных стран (союзов) можно вести двумя принципиально разными путями:

1) внедрение в чужие концепции идей единства своей страны и идей разделённости иных стран;

2) явная пропаганда и антипропаганда, в пределе принимающие формы троллинга.

 

Как следствие, на территории одной страны одновременно может осуществляться пропаганда как в пользу этой страны, так в пользу иных стран, а по истечении длительного времени концепции разных пропаганд могут настолько переплестись, что только высококвалифицированные специалисты способны понять, чего в санкционированной правительством «государственной пропаганде» больше – пропаганды или антипропаганды.

Ярким примером государственной псевдопропаганды является именование союза, в который вошла Россия, евразийским, а не европейским. Слову «европа» - более 2000 лет, им древние греки обозначали сушу – то есть либо полуостров либо контингент (материк), других вариантов не может быть, а слово «евразия» было придумано менее 150 лет немецкоговорящими людьми и оно обозначает тот же контингент (материк).

 

В таблице представлены основные параметры пропаганды иных стран и антипропаганды России, осуществляемой в России посредством общественных наук.

Параметр пропаганды иных стран

Пример

Соответствующий параметр антипропаганды России

Пример

Рекомендация по совершенствованию

Единство стран

Десяток стран, имеющих между собой географические,

природно-климатические, «историко-культурные» сходства несущественно большие либо меньшие, чем с Россией, уже более 300 лет именуются одним словом «европа» и более 150 лет – «запад». При этом Россия противопоставляется «европе» («западу») как нечто далекое и чуждое.

Деление России на части, имеющее признаки экстремизма

Россия – одна из немногих стран в мире, которая делится на «части света» по … суше (как Казахстан и Папуа Новая Гвинея). В основе деления на «части света» - имеющая признаки экстремизма идея о существенных географических,

природно-климатических, «историко-культурных» различиях частей единой более 300 лет территории России, полностью расположенной на одном материке.

Рекомендация по пропаганде: именование России, Беларуси, Греции, Сирии, Турции, Украины и некоторых других соседних стран Европой.

Рекомендация по антипропаганде иных стран: 1) запрет каких-либо слов и символов, объединяющих иные страны в единое; 2) деление стран «европы» на «части света» по тем же критериям, по которым иностранные агенты поделили Россию на «части света».

Естественно-человеческие характеристики

Десяток стран характеризуются как страны, которые населяют люди, стремящиеся к естественным человеческим благам: здоровье, долголетие, благополучие, свобода и т.п.

Приписывание России отталкивающих характеристик

Уже более 200 лет россиянам приписывается склонность к варварству, коммунизму (общинности), автократизму (холуйству) и т.п.

Признать экстремизмом приписывание России отталкивающих характеристик

Приписывание достижений

Уже более 300 лет десятку стран приписываются достижения других стран, в том числе достижения России. Наиболее вопиющий пример: приписывание «европе» «европейских ценностей», которые на проверку оказываются российскими ценностями.

Отрицание научно-технических, естественно-правовых достижений, приписывание сомнительных достижений.

Наиболее яркий пример: отрицание демократии в России, доходящее до абсурда. Так, иностранными агентами отрицается не только то, что «подлинная демократия» была прописана в Конституции СССР, так и то, что в СССР вообще было законодательство.

Запретить финансирование из федерального бюджета антипропаганды

 

 

Литература

1. Федеральный закон от 12.01.1996 N 7-ФЗ (ред. от 31.01.2016) «О некоммерческих организациях» // Собрание законодательства РФ, 15.01.1996, N 3, ст. 145.

2. Алексеев В.М. Геополитическая карта Европы в объектных науках // Журнал Алексеевской академии наук. 2016. № 2 [Электронный ресурс]. URL: http://aleksejev.ru/nauka/promotion/geopolitics/00022.php.


X
Обратная связь
Отправлено.