Физиология ВНД и СС. ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЭКЗАМЕНУ

Работа, на которую не указана цена, не добавляется в Корзину. Чтобы сделать заказ работы, которая не добавляется в Корзину, оформите заявку с помощью формы "Заказать работу" или "Заказать:" диплом, курсовую, практику, реферат либо напишите заявку на drug-studenta@mail.ru. В заявке укажите адрес страницы с интересующей Вас работой либо тему работы.  

Содержание

МОСКОВСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ
Дисциплина: «Физиология ВНД и СС»
Специальность: 030301

ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЭКЗАМЕНУ

1.    Рефлекторная теория – этапы формирования. Работы И.М.Сеченова и И.П.Павлова.
2.    Базовые принципы современной физиологии ВНД: принцип отражения, принцип рефлекса, принцип доминанты, принцип системной деятельности мозга.
3.    Определение, биологическое значение и принципы классификации безусловных и условных рефлексов.
4.    Классификация безусловных рефлексов П.В.Симонова. Витальные безусловные рефлексы.
5.    Классификация безусловных рефлексов П.В.Симонова. Зоосоциальные безусловные рефлексы.
6.    Классификация безусловных рефлексов П.В.Симонова. Безусловные рефлексы саморазвития.
7.    Определение и виды биологической памяти: генетическая, иммунологическая и нейрологическая память. Структурно-функциональные основы памяти и обучения. Понятие энграммы. Сенсорная, кратковременная и долговременная память. Классификация форм обучения: неассоциативное, ассоциативное и когнитивное обучение.
8.    Облигатный характер неассоциативного обучения. Суммация, ее механизмы и биологическое значение. Привыкание как один из вариантов стимул-зависимого обучения.
9.    Неассоциативное обучение. Долговременная потенциация как один из физиологических механизмов памяти.
10.    Неассоциативное обучение. Импринтинг (запечатление), его особенности и биологическое значение. Виды импринтинга. Приуроченность импринтинга к определенному периоду онтогенеза.
11.    Неассоциативное обучение. Подражание (имитация) как основа видовых стереотипов.
12.    Условия и механизмы образования временных связей. Условный рефлекс как пример эффект-зависимого обучения. Схема замыкания дуги условного рефлекса (УР). Закономерности формирования временной связи. Принцип «общего конечного пути» как отражение механизма конвергенции.
13.    Принципы классификации УР: по афферентному звену рефлекторной дуги, по эфферентному звену, в зависимости от вида безусловного рефлекса, в зависимости от эффекторных органов (инструментальные и классические УР), по характеру безусловного подкрепления
14.    Условные рефлексы высшего порядка, динамический стереотип. Использование поведенческих методов в медико-биологических исследованиях.
15.    Тормозные процессы в ЦНС,  их разнообразие и  значение. Принципы иррадиации и концентрации возбуждения и торможения. Взаимоиндукция нервных процессов: положительная и отрицательная индукция. Три стадии выработки УР: стадия прегенерализации, генерализации и специализации.
16.    Типы безусловного торможения. Запредельное торможение, его механизмы и "охранительное" значение.
17.    Типы безусловного торможения. Внешнее (индукционное) торможение как частный случай проявления принципа доминанты в работе головного мозга. Отрицательная индукция. Переключения доминанты в ходе реального поведения. Два вида индукционного торможения: гаснущий тормоз и постоянный тормоз.  
18.    Условное торможение как форма отрицательного обучения. Угасательное торможение (угашение), способы его выработки, механизмы и биологический смысл. Угашение как ситуация перехода  временных связей в скрытое состояние.
19.    Дифференцировочное торможение (дифференцировка) как закономерный этап формирования любого условного рефлекса. Обстановочные условные рефлексы и межсигнальные реакции.
20.    Условный тормоз как вариант дифференцировочного торможения. Условный тормоз и воспитание.  
21.    Запаздывательное торможение и его фазы (недеятельная и деятельная фазы отставленных УР). Запаздывательное торможение и ситуации "ожидания".
22.    Потребности и мотивации.  Безусловные рефлексы как механизмы удовлетворения базовых потребностей. Классификация потребностей животных и человека (П.В.Симонов).
23.    Биологические потребности, их иерархия и индивидуальный профиль организации.
24.    Зоосоциальные потребности животных. Феномен эмоционального резонанса, эволюционное значение альтруизма. Иерархия и особенности социальных потребностей человека.
25.    Идеальные потребности. Наука, религия и искусство в системе идеальных потребностей человека. Вторичные (высшие, гибридные) потребности человека.
26.    Роль гипоталамуса и миндалины в формировании потребностей и мотивационного состояния. Роль мотивации в формировании целенаправленного поведения. Принцип доминанты и признаки мотивационного состояния. Общие свойства мотивации.
27.    Эмоции: их анатомический субстрат и физиологическое выражение. Информационная и биологическая теории эмоций. Функции эмоций.
28.    Доминанта. Ее свойства и функциональное значение. Автор учения о доминанте.
29.    Теория функциональной системы П.К.Анохина. Два типа функциональных систем.
30.    Стадии поведенческого акта: афферентный синтез, принятие решения, акцептор результата действия, эфферентный синтез и др. Полезный  приспособительный  результат как системообразующий  фактор.
31.    Формирование функциональных систем в онтогенезе. Гетерохронность развития как ведущий принцип онтогенеза. Принцип опережающего развития структуры, принцип минимального обеспечения  функции.
32.    Понятие функционального состояния. Понятие о циркадных ритмах: сон и бодрствование. Ключевые структуры ЦНС, участвующие в регуляции циркадных ритмов: центры сна и бодрствования, модулирующие системы.
33.    Фазы физиологического сна.. Пассивный и активный сон (по И.П.Павлову). Условнорефлекторный, гипнотический и фармакологический сон.
34.    Теория И.П.Павлова о свойствах нервных процессов и типах  высшей нервной деятельности. Три  свойства  нервных процессов, лежащие в основе классификации типов ВНД: сила, уравновешенность и подвижность.
35.    Определение типов ВНД человека при помощи психофизиологического тестирования. Роль врожденных свойств ЦНС (активность медиаторных систем и структурно-функциональные особенности), а также раннего индивидуального опыта в формировании темперамента.
36.    Особенности ВНД человека. Первая и вторая сигнальные системы; их взаимосвязь. Речевые центры коры больших полушарий. Эффекторная часть второй сигнальной системы (речедвигательные системы).
37.    Этапы формирование речи в онтогенезе: сенсорное обобщение,  речевое обобщение. Ассоциации речевых центров и формирование речевой модели внешнего мира. Функции речи. Вторая сигнальная система как основа процессов мышления. Функциональная асимметрия полушарий.
38.    Принцип гетерохронного созревания структуры и функции в онтогенезе. Понятие о критических (сенситивных) периодах. Критические периоды в онтогенезе ВНД человека и их причины.
39.    Особенности ВНД новорожденных. Развитие сенсорных систем новорожденного. Система безусловных рефлексов и развитие условно-рефлекторной деятельности:
40.    Нейрофизиологическое  созревание  мозга на 1-2 годах жизни (прорастание аксонов и синаптогенез) и особенности ВНД в этом возрасте (приоритет пищевого поведения, становление системы гомеостатических рефлексов). Первые рефлексы на слово. Звукоподражательные реакции: их безусловно-рефлекторная основа и условно-рефлекторное становление.
41.    Особенности развития ВНД ребенка на втором - третьем году жизни: приоритет исследовательского и игрового поведения; изменения в восприятии внешней среды. Появление речевого обобщения. Накопление словарного запаса. Формирование внутренней речи и ускорение мыслительных функций.
42.    Подростковый (пубертатный) период: увеличение концентрации половых  гормонов и ухудшение работы тормозных и активационных систем мозга.
43.    Инволюция половых желез и проблемы ВНД у людей в климактерический период. Старческий возраст и нейродегенеративные заболевания.

Раздел «Физиология сенсорных систем»

1.    Сенсорная система (анализатор), ее принципиальное строение. Рецептивная поверхность органа чувств. Принципы классификации рецепторов.
2.    Общие принципы работы рецепторов: абсолютный и дифференциальный пороги чувствительности, рецепторный потенциал, адаптация рецепторов (фазные и тонические рецепторы).
3.    Принципы передачи информации в сенсорных системах. Дивергенция и конвергенция сенсорных потоков. Рецептивное поле центрального нейрона. Топические отношения в сенсорных системах. Формирование сенсорных образов как результат конвергенция сенсорных сигналов.
4.    Типы торможения в сенсорных центрах разных уровней. Принципы двусторонней симметрии и разделения сенсорных потоков.
5.    Первичные и вторичные проекционные сенсорные зоны коры больших полушарий. Ассоциативные зоны и их роль в формировании полимодальной модели стимула.
6.    Принципы кодирования информации в сенсорных системах: кодирование интенсивности и модальности стимула, его временных характеристик.
7.    Физиологическая роль сенсорных систем, обеспечивающих хеморецепцию: обоняние, вкус, вицероцепция. Обонятельный анализатор. Строение обонятельного эпителия. Обонятельные рецепторы. Кодирование информации в обонятельной системе.
8.    Проводниковый отдел обонятельного анализатора. Древняя кора больших полушарий, ее связь с лимбической системой. Феромоны как средство внутривидовой коммуникации.
9.    Вкусовые сосочки и вкусовые почки.  Типы вкусовых рецепторов и их распределение в слизистой оболочке языка. Проводниковый и центральный отделы вкусового анализатора.  Запуск пищевых рефлексов.
10.    Висцерорецепция, ее роль в поддержании гомеостаза и оценке уровня потребностей. Разнообразие висцерорецепторов (хемо- баро- и терморецепторы). Роль гипоталамуса в системе висцеральной чувствительности. Терморегуляция как пример механизмов саморегуляции: ее центры, механизмы теплопродукции и теплоотдачи
11.    Слуховая система. Периферический отдел слухового анализатора: наружное, среднее и внутреннее ухо: их строение и функции.
12.    Строение улитки слухового аппарата, кортиев орган. Строение и принципы функционирования волосковой рецепторной клетки. Слуховой рецептор. Принципы кодирования звуковых сигналов. Тонотопия.
13.    Проводниковый отдел слуховой системы. Бинауральный слух. Первичная и вторичная слуховая кора. Зона Вернике.
14.    Вестибулярная система. Вестибулярная часть внутреннего уха: преддверие и полукружные каналы. Вестибулярный рецептор. Строение и функции отолитового аппарата мешочков преддверия. Строение и функции ампулы полукружного канала.
15.    Проводниковый и центральный отделы вестибулярного анализатора. Их связь с двигательными центрами (со спинным мозгом, средним мозгом, мозжечком, корой больших полушарий).
16.    Строение глаза: вспомогательные органы и глазное яблоко. Оболочки глазного яблока. Регуляция диаметра зрачка и кривизны хрусталика.
17.    Клеточное строение сетчатки: ее тормозные и активационные клетки. Фоторецепторы: палочки и колбочки. Зрительные пигменты: родопсин и иодопсины. Сумеречное и цветовое зрение. Световая и темновая адаптация. Ганглионарные клетки on- и off-типов.
18.    Проводниковый отдел зрительного анализатора. Зрительная хиазма. Поле зрения, острота зрения. Бинокулярное зрение. Роль гипоталамуса и четверохолмия в переработке зрительной информации.
19.    Первичная и вторичная зрительная кора. Микро-, макро- и гиперколонки зрительной коры. Формирование зрительных образов. Цветовое зрение.
20.    Строение кожи как органа чувств. Рецепция прикосновения, давления и вибрации. Температурные рецепторы (холодовые и тепловые), их роль в процессах терморегуляции.
21.    Свободные нервные окончания кожи и рецепция боли. Пути передачи болевой чувствительности в головной мозг («быстрый» и «медленный» каналы). Антиноцицептивная система мозга: регуляция проведения боли в дорзальных рогах спинного мозга, роль проекций из ЦНС. Значение пресинаптического торможения и опиоидергической системы.
22.    Проводниковый отдел кожного анализатора. Соматотопическая организация коры постцентральной извилины.
23.    Строение скелетной мышцы: типы мышечных волокон (экстрафузальные и интрафузальные), их иннервация (альфа-, бета- и гамма-мотонейроны), двигательная единица мышцы.
24.    Проприоцепторы опорно-двигательного аппарата: мышечное веретено, сухожильный рецептор Гольджи, суставные рецепторы. Проводниковый и центральный отделы: афферентные пути к подкорковым двигательным центрам (мозжечок, вестибулярные ядра) и к кожно-кинестетической зоне коры больших полушарий.
25.    Понятие об образе тела. Сенсорные системы, участвующие в формировании образа тела. Роль ассоциативных зон коры и таламо-кортикальной системы. Свойства нейронов ассоциативной коры обеспечивающие создание образа тела. Динамическая и статическая схема тела. Механизмы контроля и коррекции позы при движении. Формирование схемы тела в онтогенезе.


Назад в раздел
Цена:  
В корзине

Работа, на которую не указана цена, не добавляется в Корзину. Чтобы сделать заказ работы, которая не добавляется в Корзину, оформите заявку с помощью формы "Заказать работу" или "Заказать:" диплом, курсовую, практику, реферат либо напишите заявку на drug-studenta@mail.ru. В заявке укажите адрес страницы с интересующей Вас работой либо тему работы.

X
Обратная связь
Отправлено.