Критический разбор учебника. Обществознание, 5 класс

Просмотров: 82

24 сентября 2019

Критически разберем учебник по обществознанию под авторством А.Ф. Никитина, Т.И. Никитиной, включенный в Федеральный перечень учебников для 5 класса (издательство «Дрофа», 2018).

В 173-страничном учебнике существительное «общество» употреблено около 40 раз, почти половина употребления в § 23 «Что такое общество?», страницы 122-123.

Критический разбор учебника. Обществознание, 5 класс

Авторы начинают знакомство детей со словом «общество» с нейтрального значения «люди» и постепенно усложняют его понятие до некоего сверхорганизма с коллективным разумом.

Значение 1. Общество – это люди

При этом не важно, сколько человек, где и как они расположены относительно друг друга. Важно свойство людей общаться.

Никитины поначалу пишут вполне банальные суждения: мол, человек рождается и живет среди людей и без общения с ними он не сможет стать человеком. Приводят убедительные примеры про Маугли, уже знакомые детям по детским книжкам и экранизациям.

§ 2, страницы 11, 14:
Человек не может стать человеком, если он не живёт среди людей. Для воспитания человека нужно общество. Без общества, без общения с людьми (мамой, папой, бабушкой, дедушкой, сестрёнками, братишками, сверстниками и др.), воспитания и обучения человеческий детёныш вырастает маленьким зверьком.
Человека окружают природа и общество.

Почти сразу Никитины начинают немного усложнять, толкуя общество как группу людей. Принципиальное отличие людей от группы людей в том, что группа людей:

- наблюдаема наблюдателем, то есть это относительное явление, в отличие от всегда существующих «просто» людей,

- имеет численность, которая может меняться в разные моменты наблюдения,

- имеет взаимное расположение людей относительно друг друга и относительно наблюдателя,

- может иметь правила (отношения, нормы и т.п.), по которым эта группа возникла и/или наблюдается; одним из таких правил может быть членство,

- управляема.

Важный момент! Никитины избегают употребления словосочетания «группа людей», но проболтались в § 23 (страницы 122-123), где они четко пишут: общество – это группа людей, численностью 15 человек.

Малое общество – малая группа людей, большое общество – это население населенного пункта, в пределе – страны или планеты.

Значение 2. Общество – это группа людей

§ 2, страницы 11, 14:
Человек – часть природы и член общества.
Люди составляют общество.
Где существуют более жестокие отношения – в природе или в обществе?
§ 11, страница 58:
В обществе приняты нравственные нормы, обязательные для всех.
§ 14, страница 73:
Он не станет хвастаться своим происхождением, образованием, наградами, положением в обществе.
§ 23, страницы 122-123:
Группу мальчиков привезли на необитаемый остров… Мальчиков же было человек пятнадцать. Это было целое маленькое обществоОбщество детей.
Таким образом, дети в своём искусственном маленьком обществе практически воспроизвели те основные отношения, которые существуют и в большом обществе.
§ 23, страницы 122-123:
Активные люди управляют обществом.

Уже в § 2 авторы учебники бьют по мозгам учащихся, сообщая: «человек живёт в обществе». Обратим внимание: Никитины избегают подобного словесного оборота в § 23, в котором они приводят пример про группу мальчиков на необитаемом острове, чтобы избежать явного словесного противоречия: мальчики живут на острове, а не в группе, которую они образовали.

Значение 3. Общество – это место, где находится или в котором живёт человек

§ 2, страницы 11, 14:
Человек живёт в обществе.
§ 11, страница 58:
Если все будут честными, жить в обществе будет удобно, приятно и радостно.
§ 18, страница 98:
Искусство общения создаёт в обществе гармонию, то есть согласие, взаимопонимание, которые помогают людям жить… Что такое гармония в обществе?
§ 22, страница 118:
В школе они находят своих друзей (порой на всю жизнь), учатся жить в коллективе, в обществе.

И, наконец, в § 23 Никитины пишут о том, что и является целью курса обществознание.

Значение 4. Общество – это живая коллективная система (система, имеющая жизнь и/или сферы жизни/деятельности)

§ 23, страницы 122-123:
Что же такое обществоОбщество — это сложная система, представляющая собой совокупность людей, объединённых исторически сложившимися формами совместной жизни и работы, общими интересами и потребностями.
Все члены общества связаны друг с другом.
Выделяют различные сферы жизни общества, связанные между собой.
В каждом обществе огромную роль играет духовная сфера, основанная на духовной культуре общества, на сохранении и распространении духовных ценностей и богатств.

Принципиальное отличие общества в значении № 4 от группы людей в том, что эта «сложная система» появляется не в любом месте в любое время, независимо от наблюдателя, а только по воле наблюдателя, который фиксирует:

- связь каждого члена с каждым другим членом системы (в группе людей связь может быть только с одним из других людей и даже отсутствовать с кем-либо; группа людей может образоваться на основе связи с не-членом группы, например, группа людей на автобусной остановке в ожидании автобуса),

- некие «исторически сложившиеся формы совместной жизни и работы»,

- наличие коллективного разума, коллективных духовных ценностей и т.п.

В учебнике Никитиных несколько страниц посвящено Конституции России 1993 года как основному закону россиян, при этом авторы умолчали факт отсутствия упоминания в Конституции слова « общество». Что это за такая суперважная сложная система людей, которая даже не названа в Основном Законе?

В их учебнике слово «общество» употреблено в 4 существенно разных значениях, как следствие, слово «общество» - не термин, а омоним, обозначающий 4 разных объекта (явления). Насколько это нелепо, представьте, если в учебнике по автотехнике слово «масло» вразнобой употребляется в 4 значениях: машинное масло, подсолнечное масло, аптечное масло, гигиеническое масло.

См. также разбор грубых ошибок учебника по праву А.Ф. Никитин, Т.И. Никитина для 10-11 класса.