Министерства и суды не являются органами государственной власти
9 марта 2021
Неравнодушные люди могли заметить поразительную метаморфозу с риторикой работников СМИ и РАН. Во времена СССР журналисты и учёные употребляли слово «власть» в двух вариантах:
1) в единственном числе «власть» – применительно к событиям в СССР в контексте «советская власть» и в значении «мы», «наши полномочия»,
2) во множественном числе «власти» – применительно к врагам СССР в контексте «они».
Включите, к примеру, старый отечественный фильм про ВОВ, и вы услышите оборот «сотрудничество с властями», который применялся к пособникам фашистов и к перебежчикам.
Кстати да, по фразеологизму «власти» НКВД выявлял диверсантов.
В последние 30 лет журналисты и авторы учебников по общественным «наукам» применяют только второй вариант применительно ко всему.
Включите новости от любого «пропагандиста» на 1 или 2 канале или от любого оппозиционера на ютубе и посчитайте, как часто они говорят «власти» (множественное число!), подразумевая под ними служащих министерств и ведомств:
- граждан РФ,
- иностранных граждан,
- депутатов,
- сотрудников ПФР, ФНС, ФСС и т.п.,
- полицейских, военнослужащих и т.д.
- судей и т.п.
И сравните с оборотом «своя власть» в ч. 2 ст. 3 Конституции РФ.
Задумайтесь также и о том, что равнодушные люди не различают компетенции работников разных уровней государственного и муниципального управления.
Яндекс.Новости
Равнодушным людям всё равно:
- чья власть,
- какая власть,
- виды и уровни властей.
Всё разнообразие государственного и муниципального управления они обозначают одним словом «власти».
А между тем, терминология государственного и муниципального управления с 4 июля 2020 года пополнилась ещё одним видом/типом власти – появился новый конституционный термин «публичная власть», который является родовым термином по отношению к государственной власти и муниципальной власти.
А между тем федеральные министерства, федеральные службы и федеральные суды не являются органами государственной власти. Строго говоря, министерства, службы и суды не являются органами власти (ни государственной власти, ни муниципальной власти, ни публичной власти).
Основным правовым документом, устанавливающим виды и уровни «властей» является Конституция РФ.
К сожалению, Конституция РФ содержит множество грубых технических ошибок, затрудняющих её понимание. Например:
а) в ч. 1 ст. 3 отсутствует указание на то, что «многонациональный народ Российской Федерации» далее именуется «народ»,
б) начиная со ст. 2 вместо «государство» правильнее везде писать «Российская Федерация». Из-за этой технической ошибки может возникнуть спор о том, главой чего (кого) является Президент РФ – Российской Федерации или одной республики в составе Российской Федерации,
в) начиная со ст. 3 вместо «власть» правильнее писать «государственная власть» или «публичная власть».
Итак, в соответствии с ч. 1 ст. 3 Конституции РФ, носителем суверенитета и единственным источником государственной власти в Российской Федерации (далее - государственная власть) является многонациональный народ Российской Федерации (далее – народ).
В соответствии с ч. 2 ст. 3 Конституции РФ, народ осуществляет государственную власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления.
Органы государственной власти перечислены в ст. 11 Конституции РФ:
- Президент Российской Федерации,
- Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума),
- Правительство Российской Федерации,
- суды Российской Федерации.
А также в ст. 134 и в некоторых других статьях Конституции РФ.
Да, в ст. 11 Конституции РФ упоминаются «суды Российской Федерации», но эта норма заведомо ошибочная (декларативная), так как:
1) «суды Российской Федерации» не является собственным именем,
2) акты судов не являются обязательными к применению на территории РФ,
3) все суды, даже Верховный суд Российской Федерации, являются юридическими лицами.
Отмотаемся немного назад.
Российская Федерация – это публичная организация, так как учреждена народом - населением территории, на которой имеют верховенство акты этой организации.
Народом созданы органы управления – см. ст. 3 и ст. 11 Конституции РФ.
Органы управления, созданные народом, и есть органы публичной власти: органы государственной власти + органы муниципальной власти. Все эти органы (ст. 11 Конституции РФ минус суды) по организационно-правовой форме, как и Российская Федерация, являются публичными лицами.
Читаем внимательно ч. 2 ст. 110 Конституции РФ:
Правительство Российской Федерации состоит из Председателя Правительства Российской Федерации, заместителей Председателя Правительства Российской Федерации и федеральных министров.
Правительство состоит из министров, а не из министерств!
Далее для целей государственного и муниципальной управления публичные лица создают юридические лица:
- министерства,
- ведомства,
- суды.
Да, наверное, в каких-то маленьких странах «англосаксонской правовой системы» суды создаются народом, в которых суды, по сути, подменяют федеральное собрание.
Принципиальное отличие публичных лиц от юридических лиц в том, что первые из них:
1) фактически или гипотетически создаются народом (населением территории),
2) существуют в единственном числе.
Что значит гипотетически? Например, Путина избрал народ РФ, а Байдена – выборщики США. Но гипотетически Байдена мог выбрать и народ США, без формальных заморочек.
Президент Российской Федерации, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), и Правительство Российской Федерации - это не организации, а структурные подразделения Российской Федерации.
Министерства и ведомства – это отдельные ОРГАНИЗАЦИИ, которые создаёт, придумывает и меняет их названия чаще всего Президент Российской Федерации – см. Указ Президента РФ от 09.03.2004 N 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти». В этом активно участвует Правительство Российской Федерации и пассивно Федеральное Собрание.
В тексте Конституции РФ «министерство», «министерства» и т.п. упоминаются … 0 раз.
Итак, как правильно именовать Минфин, МВД, МИД, ФНС, ФСБ и другие министерства и ведомства, а также суды?
Правильно: федеральные организации исполнительной власти.
Тип: организации государственного управления.
Да, Минфин, МВД, МИД, ФНС, ФСБ, суды - не органы, это именно организации, а точнее юридические лица. Смотрим выписки Минфин, МВД, МИД, ФНС, ФСБ на сайте ЕГРЮЛ:
Ещё раз – это юрлица, созданные органами, учреждёнными народом.
Для сравнения - органы государственной власти в ЕГРЮЛ отсутствуют:
Наглядный пример:
Вы – Петров И.В., единственный учредитель ООО «Тюльпан».
Вы – народ.
В Уставе ООО «Тюльпан» вы указали единоличным органом управления генерального директора.
Вы наняли Сидорова К.Д. на должность генерального директора.
Генеральный директор – ваш орган управления, условно «орган власти».
Сидоров К.Д. нанял персонал: бухгалтера, делопроизводителя, водителя, программиста и создал несколько отделов - Бухгалтерия, Делопроизводство, Транспортный отдел, ИТ. Это органы управления. Не органы власти!
Принципиальные отличия власти от управления в том, кто и кому делегировал полномочия. Прямая передача народом полномочий – это признак власти. Опосредованная – управления.
При копировании любой части этой статьи указание автора строго обязательное:
Алексеев В.М. Министерства и суды не являются органами государственной власти, 09.03.2021.