Минпросвещения не справляется с критически важными обязанностями по реализации государственной политики

Просмотров: 62

19 мая 2021

Министру просвещения Российской Федерации Кравцову Сергею Сергеевичу от Алексеева Владимира Михайловича, Краснодар

заявление (отправлено через офсайт Минпросвещения 19.05.2021).

Прошу принять незамедлительные меры по предотвращению нецелевого расходования бюджетных средств и аналогичных преступлений, совершаемых должностными лицами Министерства просвещения Российской Федерации и подведомственных ему организаций.

В соответствии с п. 1 Постановления Правительства РФ от 28.07.2018 N 884, Министерство просвещения Российской Федерации (Минпросвещения России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере общего образования и т.д.

Однако Минпросвещения России не справляется со многими критически важными возложенными на него обязанностями по реализации государственной политики в установленной сфере деятельности. Наиболее бездарная часть работы ваших предшественников в должности министра просвещения – в ведении федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность.

На канале Яндекс.Дзен (zen.yandex.ru/aleksejev) на протяжении последних двух лет мной на конкретных примерах разобраны вопиющие ошибки учебников по обществознанию под редакцией А.Ф. Никитина, Л.Н. Боголюбова и других дилетантов-графоманов, а также вопиющие ошибки КИМ по обществознанию от ФИПИ. Однако, несмотря на десятки тысячи просмотров публикаций этих моих расследований соответствующая реакция последовала только от одной журналистки, которая обнаружила аналогичные ошибки в учебнике по обществознанию для 8–9-го класса под редакцией А.Ф. Никитина.

28.09.2020 я написал письмо в ФИПИ, указав на вопиющие ошибки в КИМ по обществознанию, однако спустя некоторое время получил отписку о том, что сотрудники ФИПИ делают якобы всё правильно по ФГОСам, и ничего они менять не будут.

Учебники и КИМ по обществознанию и истории пишутся их авторами по наитию. У авторов нет навыков терминологической работы, которая включает в себя навыки работы с:

- наименованиями терминов (оговорки «термин имеет много значений»),

- определениями терминов (избыточно длинные определения, в которых перечисляются вторичные и третичные признаки; типичные примеры – определения образования, обучения и воспитания в Законе об образовании),

- родовидовыми и партитивными связями терминов (термины не связываются в единое дерево связей; в определениях указывается неверный родовой термин; авторы «плодят» десятки разных и разнородных определений одного термина).

Для справки:

12 лет назад Международной организацией по стандартизации был разработан документ ISO 704:2009, в котором сформулированы принципы и методы терминологической работы. Годом позднее (11 лет назад!) в нашей стране был принят идентичный этому документу ГОСТ Р ИСО 704-2010. В соответствии с рекомендациями этого ГОСТа разработан ОКПД/ОКПД2, используемый в закупках для обеспечения государственных, муниципальных и корпоративных нужд; в нём в единое дерево связей объединены несколько тысяч терминов, обозначающих виды продукции.

На текущий момент я единственный в нашей стране специалист, способный унифицировать термины любой области знаний и особенно термины гуманитарных наук. Мной разрабатывается Общеотраслевой терминологический классификатор объектов (далее – ОТКО2), в котором по аналогии с ОКПД2, родовидовыми связями в единое дерево связей будут объединены все термины обществознания и истории.

Мои предложения:

1) прошу провести служебное расследование и установить причины, почему:

- к ФГОСам, образовательным программам начального общего, основного общего, среднего общего образования и т.д., к учебникам, получающим гриф «рекомендовано», не предъявляются требования терминологической работы, установленные ГОСТ Р ИСО 704-2010,

- на протяжении многих лет гриф «рекомендовано» получают учебники по обществознанию и истории, написанные дилетантами-графоманами, у которых тотально отсутствуют навыки терминологической работы,

- составлять КИМ по обществознанию и истории доверено ФИПИ, у сотрудников которого тотально отсутствуют навыки терминологической работы,

- отсутствует надлежащее общественное обсуждение «грифованных» учебников по обществознанию и истории, что способствует растрате, а по сути – хищению бюджетных средств, выделяемых на начальное общее, основное общее, среднее общее образование;

2) привлечь меня на постоянной основе в качестве эксперта Минпросвещения России,

3) обязать всех педагогов и авторов учебников в терминологической работе использовать ОТКО2,

4) обязать всех педагогов пройти дополнительное профессиональное образование по моей авторской программе «Использование терминов в учебно-методических комплексах в соответствии с национальными стандартами и общероссийскими классификаторами».

Список моих статей, в которых изложены методические рекомендации по терминологической работе (SPIN-код автора в elibrary.ru 3101-2015):

Алексеев В.М. Методические рекомендации по использованию терминов и их определений в науке и образовании // Столыпинский вестник. 2020. Т. 2. № 4. С. 15.

Алексеев В.М. Методические рекомендации по работе с терминами в соответствии с национальными стандартами и классификаторами // Молодой ученый. 2021. № 18 (360).

Алексеев В.М. Методические рекомендации по составлению унифицированного словаря терминов, в том числе терминов образовательных программ // StudNet. 2020. Т. 3. № 12. С. 1131-1137.

Алексеев В.М. Правила употребления терминов в УМК в соответствии с общероссийскими классификаторами. Алгоритм и пример построения дерева терминов // Молодой ученый. - 2021. - № 20 (362).

Алексеев В.М. Правильная терминологическая работа: использование и создание кодов отраслевых классификаторов // Образование и воспитание. 2021. № 2 (33). С. 1-5.

Алексеев В.М. Требования к использованию терминов в учебно-методических комплексах в соответствии с ГОСТ // Молодой ученый. 2021. № 19 (361).