Минпросвещения не справляется с критически важными обязанностями по реализации государственной политики
19 мая 2021
Министру просвещения Российской Федерации Кравцову Сергею Сергеевичу от Алексеева Владимира Михайловича, Краснодар
заявление (отправлено через офсайт Минпросвещения 19.05.2021).
Прошу принять незамедлительные меры по предотвращению нецелевого расходования бюджетных средств и аналогичных преступлений, совершаемых должностными лицами Министерства просвещения Российской Федерации и подведомственных ему организаций.
В соответствии с п. 1 Постановления Правительства РФ от 28.07.2018 N 884, Министерство просвещения Российской Федерации (Минпросвещения России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере общего образования и т.д.
Однако Минпросвещения России не справляется со многими критически важными возложенными на него обязанностями по реализации государственной политики в установленной сфере деятельности. Наиболее бездарная часть работы ваших предшественников в должности министра просвещения – в ведении федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность.
На канале Яндекс.Дзен (zen.yandex.ru/aleksejev) на протяжении последних двух лет мной на конкретных примерах разобраны вопиющие ошибки учебников по обществознанию под редакцией А.Ф. Никитина, Л.Н. Боголюбова и других дилетантов-графоманов, а также вопиющие ошибки КИМ по обществознанию от ФИПИ. Однако, несмотря на десятки тысячи просмотров публикаций этих моих расследований соответствующая реакция последовала только от одной журналистки, которая обнаружила аналогичные ошибки в учебнике по обществознанию для 8–9-го класса под редакцией А.Ф. Никитина.
28.09.2020 я написал письмо в ФИПИ, указав на вопиющие ошибки в КИМ по обществознанию, однако спустя некоторое время получил отписку о том, что сотрудники ФИПИ делают якобы всё правильно по ФГОСам, и ничего они менять не будут.
Учебники и КИМ по обществознанию и истории пишутся их авторами по наитию. У авторов нет навыков терминологической работы, которая включает в себя навыки работы с:
- наименованиями терминов (оговорки «термин имеет много значений»),
- определениями терминов (избыточно длинные определения, в которых перечисляются вторичные и третичные признаки; типичные примеры – определения образования, обучения и воспитания в Законе об образовании),
- родовидовыми и партитивными связями терминов (термины не связываются в единое дерево связей; в определениях указывается неверный родовой термин; авторы «плодят» десятки разных и разнородных определений одного термина).
Для справки:
12 лет назад Международной организацией по стандартизации был разработан документ ISO 704:2009, в котором сформулированы принципы и методы терминологической работы. Годом позднее (11 лет назад!) в нашей стране был принят идентичный этому документу ГОСТ Р ИСО 704-2010. В соответствии с рекомендациями этого ГОСТа разработан ОКПД/ОКПД2, используемый в закупках для обеспечения государственных, муниципальных и корпоративных нужд; в нём в единое дерево связей объединены несколько тысяч терминов, обозначающих виды продукции.
На текущий момент я единственный в нашей стране специалист, способный унифицировать термины любой области знаний и особенно термины гуманитарных наук. Мной разрабатывается Общеотраслевой терминологический классификатор объектов (далее – ОТКО2), в котором по аналогии с ОКПД2, родовидовыми связями в единое дерево связей будут объединены все термины обществознания и истории.
Мои предложения:
1) прошу провести служебное расследование и установить причины, почему:
- к ФГОСам, образовательным программам начального общего, основного общего, среднего общего образования и т.д., к учебникам, получающим гриф «рекомендовано», не предъявляются требования терминологической работы, установленные ГОСТ Р ИСО 704-2010,
- на протяжении многих лет гриф «рекомендовано» получают учебники по обществознанию и истории, написанные дилетантами-графоманами, у которых тотально отсутствуют навыки терминологической работы,
- составлять КИМ по обществознанию и истории доверено ФИПИ, у сотрудников которого тотально отсутствуют навыки терминологической работы,
- отсутствует надлежащее общественное обсуждение «грифованных» учебников по обществознанию и истории, что способствует растрате, а по сути – хищению бюджетных средств, выделяемых на начальное общее, основное общее, среднее общее образование;
2) привлечь меня на постоянной основе в качестве эксперта Минпросвещения России,
3) обязать всех педагогов и авторов учебников в терминологической работе использовать ОТКО2,
4) обязать всех педагогов пройти дополнительное профессиональное образование по моей авторской программе «Использование терминов в учебно-методических комплексах в соответствии с национальными стандартами и общероссийскими классификаторами».
Список моих статей, в которых изложены методические рекомендации по терминологической работе (SPIN-код автора в elibrary.ru 3101-2015):
Алексеев В.М. Методические рекомендации по использованию терминов и их определений в науке и образовании // Столыпинский вестник. 2020. Т. 2. № 4. С. 15.
Алексеев В.М. Методические рекомендации по работе с терминами в соответствии с национальными стандартами и классификаторами // Молодой ученый. 2021. № 18 (360).
Алексеев В.М. Методические рекомендации по составлению унифицированного словаря терминов, в том числе терминов образовательных программ // StudNet. 2020. Т. 3. № 12. С. 1131-1137.
Алексеев В.М. Правила употребления терминов в УМК в соответствии с общероссийскими классификаторами. Алгоритм и пример построения дерева терминов // Молодой ученый. - 2021. - № 20 (362).
Алексеев В.М. Правильная терминологическая работа: использование и создание кодов отраслевых классификаторов // Образование и воспитание. 2021. № 2 (33). С. 1-5.
Алексеев В.М. Требования к использованию терминов в учебно-методических комплексах в соответствии с ГОСТ // Молодой ученый. 2021. № 19 (361).