Мнимая многозначность понятия общества. Проблема не в многозначности, проблема в учителях

Просмотров: 102

26 сентября 2020

При подготовке к ЕГЭ по обществознанию дети вынуждены заучивать минимум 5 определений общества, приведённых в пособии П.А. Баранова и С.В. Шевченко. Каждое из этих определений выражает РАЗНЫЕ значения термина «общество».

Однако если вы хотите на ЕГЭ набрать гарантированно более 80 баллов, вам придётся зазубрить более 50 определений, приведённых в учебниках Л.Н. Боголюбова, на основании текстов которых ФИПИ преимущественно и готовит экзаменационные задания.

В этой публикации я покажу как легко, заменив или исключив слова с переносным смыслом, изменив в предложениях порядок слов, привести РАЗНЫЕ определения общества к ОДНОМУ определению общества.

Но прежде я объясню, что такое переносный смысл и откуда он берётся.

Любой учитель обществознания полагает, что многозначность – это естественная издержка живого языка. На самом деле, никакой многозначности нет, а есть только дилетантство и профанация.

Рассмотрим мнимую многозначность на примере термина «Кремль».

В прямом значении, кремль – это крепость внутри поселения. То есть кремль – это нечто неживое; место, в котором находятся другие постройки, а также люди, животные, растения т.п. Вбейте в поиске «кремль заявил» - и поисковый запрос выдаст 6 тысяч результатов:

Мнимая многозначность понятия общества. Проблема не в многозначности, проблема в учителях

 

 

 

Переходим по одной из ссылок:

Мнимая многозначность понятия общества. Проблема не в многозначности, проблема в учителях

 

 

 

Вау, оказывается, Кремль, представитель Кремля – это Дмитрий Песков. Но это в этом источнике. В других источниках Кремлем может оказаться Путин, Медведев, Захарова и т.п. и т.д.

Что вы скажете – что у термина «кремль» тысячи значений? Нет, у кремля одно прямое значение. Все остальные «значения» - это фигуры речи (тропы), чаще всего синекдохи (употребление названия целого вместо названия части, общего вместо частного и наоборот). Синекдохи в речи проявляются как издержки (недостатки) речи:

- в лучшем случае, как следствие попытки ускорить передачу информации в ситуации, когда обоим собеседникам известен контекст,

- в худшем случае, как следствие тупости информанта, который блудит по словам, не понимания их смысла (прямого значения).

Возвращаемся к нашим барановым.

Вот эти 5 самых популярных среди учителей обществознания определений общества:

 

Источник: Обществознание. ЕГЭ-учебник / П.А. Баранов, С.В. Шевченко.

Источник: Обществознание. ЕГЭ-учебник / П.А. Баранов, С.В. Шевченко.

 

 

 

На первый взгляд, все эти определения не связаны между собой и обозначают разные объекты (явления), что и затрудняет их запоминание. Трудность усвоения усложняет использование терминов из … геометрии: форма (первое определение), круг (второе определение). В определениях общества также часто используются другие термины из геометрии и механики: сфера, механизм, машина, аппарат и т.п. и т.д.

На первый взгляд, авторы специально усложняют определения и делают их бессвязными. Обратите внимание, что в первом определении используется словосочетание «объединение людей», а во втором – «круг людей, объединённых» - что сразу выдаёт неопытного рерайтера, который в погоне за уникальностью текста подбирает синонимы с переносным смыслом. Правильнее единообразно использовать всюду «объединение людей».

Первое и второе определение общества очень похожи на дилетантское определение организации.

Рассмотрим определение общества на примере ООО «Ромашка».

На первый взгляд, это обособившаяся от природы, но тесно с ней связанная часть материального мира, которая включает в себя способы взаимодействия людей и формы объединения людей, и в то же время это круг людей, объединённых общностью целей и интересов. Доказательство:

1) офисы ООО «Ромашка» обособлены от природы, но тесно с ней связаны,

2) сотрудники и клиенты взаимодействуют разными способами,

3) общество с ограниченной ответственностью – это форма объединения людей,

4) клиенты объединены целью обслуживания и т.п.

Однако здесь дилетантами в кучу смешаны разные явления.

На самом деле, всё проще: ООО «Ромашка» - это Иванов Петр Иванович и Сидорова Ирина Аркадьевна (далее – учредители), которые зарегистрировали себя в ИФНС как субъекта права под именем (фирменным наименованием) ООО «Ромашка». При этом в названии они согласно закону должны использовать слова «общество с ограниченной ответственностью», которые указывают на особенности отчетности и налогообложения этого субъекта права. Офисы и прочее имущество, записанные на ООО «Ромашка», в соответствующих долях принадлежат учредителям. Сотрудники, которые работают в их офисах, - это не «общество», а всего лишь наёмные работники, которые подписали трудовой или гражданско-правовой договор с назначенным учредителями директором и т.п. и т.д.

Третье и пятое определения выражает заведомо ложное предположение о том, что «круг людей» совпадает с населением планеты, страны, региона или с персоналом государства. Какие реально общие интересы у Путина и Навального – казалось бы они живут в одной стране. У кого больше общих интересов у Путина и Навального или у Трампа и Навального? У доярки колхоза «Заря» и у мажорки с Рублевки? У рабовладельца и раба – казалось бы они «живут» в одном рабовладельческом обществе. И т.п. и т.д.

Четвертое определение явная синекдоха и явно лишнее. Аналогия – «исторические этапы» онтогенеза человека: эмбрион, ребенок, взрослый, старик.

Разве дети могут быть «объединением людей»? Нет, это противоречит здравому смыслу (дети - ограничены в правах, их законные представители - родители или другие взрослые люди), не говоря уже про законодательство, в котором применяется оборот «объединение граждан».

И зачем ВЫДУМЫВАТЬ нелепые определения общества, если можно воспользоваться законодательной практикой? По аналогии с 123.15 ГК РФ можно предложить такое определение обществ (во МНОЖЕСТВЕННОМ ЧИСЛЕ!):

Обществами признаются внесенные в государственный реестр обществ в Российской Федерации объединения граждан, созданные в целях сохранения традиционных образа жизни, хозяйствования и культуры граждан, а также в иных целях, предусмотренных законом, добровольно принявших на себя в порядке, установленном законом, обязательства по несению государственной или иной службы.

При копировании любой части этой статьи указание автора строго обязательное:

Алексеев В.М. Мнимая многозначность понятия общества. Проблема не в многозначности, проблема в учителях // Яндекс.Дзен, 25.09.2020.

Картинка: geralt / pixabay.com

Картинка: geralt / pixabay.com