Многие задания ЕГЭ по обществознанию не имеют правильного решения. Разбираю глупости задания T9747 из демоварианта ФИПИ

Просмотров: 93

18 сентября 2020

Сегодня у меня в рекомендациях в Дзене целый день висела реклама одного из каналов с интригующим названием, как точно оно звучало, я не помню, примерно так «Самое сложное задание ЕГЭ по обществознанию!», а может так «С этим заданием ЕГЭ по обществознанию справились только 15% школьников». Я не удержался, кликнул, и вот оно это задание №T9747:

Источник: Яндекс.Репетитор

Источник: Яндекс.Репетитор

Вы сможете его легко найти в Яндексе по указанным на скриншоте параметрам. В описании к заданию написано, что оно взято из демовариантов ФИПИ 2018-2020, его решали 28 тыс. раз и с ним справились 15% пользователей.

Сразу отмечу, что подобные задания и их ошибки являются типичными для контрольных заданий ЕГЭ.

Пробежавшись мыслями по заданию №T9747, я понял, что я тоже с ним не справился. Потому что это задание не имеет правильного решения, а рекомендуемые к нему некими «экспертами» правильные ответы – высосанная из пальца бредятина.

 

Грубейшие ошибки задания T9747 (по пунктам).

1. Условие задания состоит из 4 абзацев и к нему приложены 4 вопроса. Грубые ошибки:

- абзацы условий не соответствуют друг другу по смыслу, так как, по сути, являются условиями разных задач, при этом обозначение «Z» призвано вводить экзаменуемых в заблуждение о смысловом единстве абзацев условий,

- очередность абзацев условий не соответствуют очередности вопросов.

1.1. В 1-м абзаце фигурирует безымянное общество, в 4-м – общество Z, в остальных - ни какое-либо общество.

1.2. В 2-м и 3-м абзацах не упоминаются ни какое-либо государство.

1.3. В условии задачи упоминается страна Z, а в вопросах не упоминается ни страна, ни страна Z. Грубейшая ошибка в том, что в условии фигурируют данные неприменимые для ответа.

1.4. Государство в 1-м абзаце и государство в 4-м абзаце имеют разные «размерности». Государство в 1-м абзаце похоже на территорию (страну), а государство в 4-м абзаце явно является [публичным] лицом, то есть состоит из людей: главы государства (например, Мурат Каральбиевич Кумпилов - глава Республики Адыгея); депутатов и сенаторов парламента; министров правительства.

2. В условии упоминаются одноименные объекты: государство Z, страна Z и общество Z. Обычно в таких формулировках под Z подразумевается имя собственное. Но официальные имена собственные имеют только государства и федеративные государства, которые закрепляются в их конституциях. Например, по Конституции РФ, имена собственные нашего федеративного государства – Российская Федерация и Россия.

Многие задания ЕГЭ по обществознанию не имеют правильного решения. Разбираю глупости задания T9747 из демоварианта ФИПИ

 

Наша страна не имеет официального наименования. Косвенно с натяжкой имена собственные нашей страны можно уловить из ФКЗ о гимне: Россия и Отечество. По деловому обычаю, грамотно не закрепленном на уровне НПА, страны именуются по названию государств, такой деловой обычай, например, применяется в ОКСМ – Общероссийском классификаторе стран мира, принятым и введенным в действие постановлением Госстандарта РФ. Но деловые обычаи и постановления Госстандарта РФ не обязательны на территории РФ. ОКСМ как ведомственный акт обязателен только для подведомственных лиц в части непротиворечия вышестоящим НПА.

С обществом ещё проще: не существует «нашего» общества, то есть не существует общество Z. Так, в Конституции Республики Адыгея [просто] «общество» (также упоминаются хозяйственные общества во МНОЖЕСТВЕННОМ числе) упоминается 1 раз в ст. 12: «Государство регулирует экономические отношения в интересах человека и общества». Аналогично [просто] «общество», а также [просто] «страна» упоминаются в других конституциях и что важно, в БЕЗЫМЯННОЙ форме.

3. В последнем вопросе присутствует ещё одно условие «Z – унитарное государство». Если по правилам логики, сделать замену Z на унитарное государство, то получится следующий бред:

  • страна «унитарное государство»,
  • государство «унитарное государство»,
  • общество «унитарное государство».

4. В условии задания фигурирует [просто] «государство», а в 4 вопросе – «унитарное государство». По терминологии действующего законодательства РФ, а также Конвенции Монтевидео это ОДНО И ТО ЖЕ.

Неунитарным государством является федеративное государство. Например, Российская Федерация – это не государство, а федеративное государство.

В составе РФ всего 22 государства, большинство руководителей которых имеют статус главы государства. Например, по Конституции Республики Адыгея, она является демократическим правовым государством в составе Российской Федерации, у неё два имени собственных: Республика Адыгея и Адыгея.

Многие задания ЕГЭ по обществознанию не имеют правильного решения. Разбираю глупости задания T9747 из демоварианта ФИПИ

 

В соответствии с ст. 7 Конституции Республики Адыгея, глава Адыгеи - это глава государства.

Многие задания ЕГЭ по обществознанию не имеют правильного решения. Разбираю глупости задания T9747 из демоварианта ФИПИ

 

Согласно Закону Республики Адыгея «Об административно-территориальном устройстве Республики Адыгея», республика включает административно-территориальные единицы: 7 районов и 2 республиканских городских округа (2 города республиканского значения с подчинёнными населёнными пунктами), не обладающих «политической самостоятельностью».

5. В первом абзаце условия вместо «государство» правильнее писать «страна», а вместо «общества» правильнее писать «население».

Менее грамотно писать всюду единообразно «общество», получилось бы так:

«В обществе Z происходит широкое внедрение инновационных технологий в различные области жизни общества Z, активно развиваются наукоёмкие и ресурсосберегающие производства, постоянно возрастает роль науки и образования в жизни общества Z».

6. «Общая ориентированность системы образования на развитие и становление отношений взаимного уважения учащихся и педагогов, сохранение и укрепление здоровья учеников» - это признак не гуманизации образования, а исполнения взаимных обязательств исполнителей и потребителей образовательных услуг, в том числе обеспечения безопасности образовательных услуг.

7. «Социологические опросы показали, что в стране преобладают семьи демократического типа» - это вообще адская бредятина! То есть некие сторонние наблюдатели составили опросы так, что на их основе они выявили НЕСУЩЕСТВУЮЩИЕ «семьи демократического типа». Демократия – это один из признаков организационно-правовой формы публичных лиц, закрепляемой в конституции этого публичного лица - смотрим ещё раз статьи 1 конституций РФ и Адыгеи.

Семьи вообще не являются лицами! Регистрация брака между мужчиной и женщиной не порождает образование лица. В правоотношениях муж и жена всегда выступают от своего имени (ФИО), а не от имени семьи. У семьи нет имени собственного! А значит, и нет учредительных документов семьи и значит нигде не прописано - демократичная эта семья или нет.

Замысел авторов этого задания такой: внушить детям представление о том, что социологи вправе на основе своих досужих опросов определять, является ли то или иное государство Z демократическим вопреки воле народа, закрепленной в конституции, принятой гражданами государства Z.

Вывод:

многие задания ЕГЭ по обществознанию составлены крайне небрежно, имеют признаки явного дилетантизма и шарлатанства. Прилагаемые ответы на такие задания юридически ничтожны и должны быть оспорены.

Автор статьи – Алексеев В.М., руководитель Академии Алексеева.

Академия Алексеева регулярно по средам проводит в Краснодаре бесплатные и платные семинары для учителей и экспертов ЕГЭ по обществознанию. На этих семинарах подробно разбираются грубейшие ошибки учебников по обществознанию, КИМ по обществознанию, заданий ОГЭ/ЕГЭ по обществознанию, а также по другим общественным предметам.

В Академии Алексеева также проводится обучение учителей и экспертов ЕГЭ по обществознанию, целью которого является:

  1. дать учителям и экспертам ЕГЭ по обществознанию ПРАВИЛЬНЫЕ знания об этом предмете,
  2. ознакомить с единым терминологическим словарем для школ и вузов,
  3. научить преподавать обществознание в полном соответствии с терминологией действующего законодательства.

В Академии Алексеева также ведется подготовка школьников к ОГЭ и ЕГЭ по обществознанию.

При копировании любой части этой статьи указание автора строго обязательное:

Алексеев В.М. Многие задания ЕГЭ по обществознанию не имеют правильного решения. Разбираю глупости задания T9747 из демоварианта ФИПИ // Яндекс.Дзен, 18.09.2020.

Картинка - оригинал JanBaby / pixabay.com

Картинка - оригинал JanBaby / pixabay.com