Почему изучение обществознания в школе похоже на безумный квест?

Просмотров: 115

12 октября 2019

Предмет «Обществознание» (также именуемый «Общество») – один из обязательных предметов, изучение которого завершается ЕГЭ. На ЕГЭ детям предлагает выбрать, как правило, 1 правильный вариант из 4-10 предложенных вариантов. С единственно возможным правильным вариантом ответа их, по идее, должны ознакомить авторы учебников, которые закупили директора школ. Проблема в том, что КАЖДЫЙ учебник по «Обществознанию» содержит ДЕСЯТКИ определений общества. И не это самое страшное. Учебники одного и того же автора для разного класса содержат всё новые и новые определения «общества». Какое из них правильное?

Представьте, что на ЕГЭ вам выпал такой тестовый вопрос.

Выберите правильный ответ на вопрос «Что такое общество?»:

Варианты ответа:
1. Общество – это часть мира.
2. Общество – это непрерывно развивающиеся, имеющие не только настоящее, но и прошлое, и будущее, поколения людей, которые жили в далеком и совсем недавнем прошлом, не ушли бесследно, которыми созданы города и села, техника, различные учреждения.
3. Общество – это группа групп людей, в которую входят большие и малые группы людей.
4. Общество — это обособленная от природы, но тесно с ней связанная часть мира, включающая в себя способы взаимодействия людей и формы их объединения.

И это только 5% определений одного автора – Л.Н. Боголюбова. А помимо него миллионными тиражами изданы учебники Никитиных, Кравченко и прочих новодворских.

В моём блоге по состоянию на 12 октября 2019 критически кратко разобраны 3 учебника по обществознанию, включенных в Федеральный перечень учебников:

А.Ф. Никитина, Т.И. Никитиной для 5 класса,

Л.Н. Боголюбова для 8 класса,

А.Ф. Никитина, Т.И. Никитиной для 10-11 класса.

Показана их типичная ошибка: куча подряд идущих определений и толкований «общества», каждое из которых противоречит остальным. Причем эти определения даются не в рамках исторического обзора учений «великих ученых», а как мнение авторов учебников.

Что пишут мои оппоненты по поводу моего критического разбора?

Защитники боголюбовых-никитиных обвиняют меня в том, что:

- я недоучившийся школьник, которому не повезло с «хорошими» учителями,
- я беспросветно тупой идиот, не понимающий глубину мысли боголюбовых-никитиных,
- я двоечник, который не догадался, прежде чем читать учебники по обществознанию для 8 класса, вначале проштудировать:
а) учебники по обществознанию для 10-11 класса,
б) учебники по философии (которую изучают в вузах!).

Вот комментарий под моей статьей об ошибках в учебнике по обществознанию для 8 класса:

Почему изучение обществознания в школе похоже на безумный квест?

Почему изучение обществознания в школе похоже на безумный квест?

Защитник Боголюбова:

1) приводит правильное на его взгляд определение общества из учебника для 10 класса,

2) утверждает, что без «сурдо-перевода» учителя ученик не сможет понять смысл прочитанного в учебниках. Дескать:

«любой вменяемый учитель обществознания, на своих уроках, прививает своим подопечным навык раскрытия этого и других определений, обучая пояснять, и что такое «часть мира» - часть окружающей реальности, и что значит сочетание «обособленности» и «тесной связи».

По мнению защитника Боголюбова:

«Если автор пропустил уроки на которых раскрывалась данная тема, или ему не повезло с педагогом по этому предмету, я ему сочувствую.»

Спрашивается, почему Боголюбов сразу не напишет в учебнике для 8 класса (а лучше ещё раньше – для 5 класса):

- правильное определение,

- чёткое толкование каждого слова, входящего в определение?

Почему правильное определение «общества» - тайна, которую нужно с фонариком искать в подвалах библиотек и выпытывать у «хороших» учителей?

Защитник Боголюбова сочувствует 10 млн школьников, которым не повезло с «хорошим» учителем.

То есть, по мнению адептов боголюбовых-никитиных, НОРМАЛЬНО, если 14-летний школьник, прежде чем изучить учебники, рекомендованные ему учебной программой, должен самостоятельно изучить учебники за ПРЕДЕЛАМИ его программы! При этом «хороший» учитель будет выступать для него тренером в увлекательном квесте. Под его руководством 14-летний ребенок проштудирует сотни учебников и книг, чтобы найти в них то самое ПРАВИЛЬНОЕ определение общества!

Спрашивается, а зачем такие сложности? Зачем Боголюбову заплатили 10 млн рублей за его учебник для 8 класса, если правильные ответы в его же учебнике для 10 класса? Зачем детей заставляют тратить их время на этот квест?

По мнению защитника Боголюбова:

«Или вы думаете что определение какого либо термина, написанное в стилистике текста федерального закона, будет более эффективным для понимания и усвоения его сути учащимися 8-го класса?»

И это написано под статьей (!), в которой приведена цитата из учебника Боголюбова:

У народов, принадлежащих к западному типу культуры, к традициям, в основе которых лежат ценности католицизма, отношение к праву в значительной мере определяется уважением к писаным законам со свойственной им тенденцией ко все большей свободе экономической и политической деятельности человека.

То есть защитник Боголюбова расписался в своей «восточности».

Ну и напоследок разберем тупняки шедеврального определения Боголюбова, предложенное его фанатом.

Общество — это обособленная от природы, но тесно с ней связанная часть мира, включающая в себя способы взаимодействия людей и формы их объединения.

1. «Часть мира», как я ранее отмечал, смешивается с «частью света».

Боголюбов умалчивает о том, что частью мира может быть материк, страна (государство), населенный пункт, дом, квартира, комната и т.п. и т.д.

Страна, населенный пункт не являются обособленной от природы частью мира, так как содержат природу, например, - леса, водоемы и т.п.

Дом, квартира, комната – вполне подпадают под это определение.

Сравним определение комнаты в ст. 16 ЖК РФ:

Комната - это часть жилого дома или квартиры, предназначенная для использования в качестве места непосредственного проживания граждан в жилом доме или квартире.

Улавливаете схожесть?

В учебниках по обществознанию постоянно встречается утверждение о том, что «человек живет в обществе». И в определении комнаты в ст. 16 ЖК РФ четко указано в проживание граждан.

2. «Часть мира, включающая в себя способы взаимодействия людей и формы их объединения». Вассерман в ауте! Это уже не комната, так как комната не включает в себя способы взаимодействия людей и формы их объединения. Что это за такая часть мира? Очень похоже на текст ГК РФ, ведь именно текст ГК РФ включает в себя способы взаимодействия людей и формы их объединения, а именно подраздел 2 «Лица».

То есть общество – это … подраздел 2 «Лица» ГК РФ????

Кстати, именно там даны определения ООО и АО.

Рисунок с сайта s.fishki.net

Рисунок с сайта s.fishki net