Проблема компетентности учителей по гуманитарным предметам: избыток знаний и тотальное отсутствие умений

Просмотров: 95

13 декабря 2020

Компетенция, как известно, состоит из:

- знаний,

- умений,

- навыков.

Вопреки расхожему мнению, наличие знаний не является необходимым условием формирования умений и навыков.

Возьмем, к примеру, блинное дело. Профессор Иванов знает о блинах всё. Он может часами рассказывать об истории и технологии приготовления блинов, пересказывать цитаты великих мыслителей; он может написать наукообразные монографии и учебники по теории и истории блинов без грамматических и орфографических ошибок. Ему принадлежит несколько оригинальных рецептов приготовления блинов.

А вот бабушка Марфа. Она не знает о блинах ничего. Она даже слово «блины» не знает. Она не умеет читать и писать. И она более 60 лет печёт потрясающие вкусные блины.

А Иванов никогда не готовил блины и даже не пробовал их. Вы скажете, как такое возможно? Но такое не только возможно, но и типично для гуманитарных наук. Такой вот Иванов может десятки лет писать о гражданском обществе в единственном числе и ни разу задуматься, а почему у гражданского общества нет имени собственного?

Таким вот «доктором блинных наук» является сегодня каждый учитель по истории. Он знает, в какой день какого года во что был одет такой-то царь; сколько со слов какого-то летописца было лучников в таком-то сражении и т.п. и т.д. Но он не умеет различать реальные факты и слухи, не умеет пользоваться разными источниками информации, он не понимает иерархию источников информации, у него нет навыков работы с терминами и т.п.

Да, у него, конечно, есть какие-то умения и навыки. Он умеет вести очные и дистанционные занятия, у него есть навыки писать тексты, похожие на лекции, а также отчёты о проделанной работе. Но все эти его умения и навыки не связаны со знаниями, которые он должен передать школьникам и студентам.

Эти учителя по истории и обществознанию не способны различать:

- государство, страну и общество,
- разные объекты, обозначаемые одним омонимом,
- эргонимы и хоронимы и т.д.

Как следствие, всё, что такие учителя рассказывают детям, за исключением светской хроники и истории войн, не представляет никакой практической ценности и чаще всего является бессмысленной графоманией. Простыми словами, компетенции сегодняшних учителей по истории и обществознанию достаточно для работы в качестве рерайтера, блогера, светского хроникёра и т.п., с огромной натяжкой – в качестве младшего помощника полноценного учителя.

Почему так получилось?

На первый взгляд, проблема в образовании учителей и ученых по гуманитарным предметам: их 15-20 лет заставляют заучивать светскую хронику и сплетни «великих мыслителей». А больше ничему их не учат, кроме как копипастить из сочинений «великих мыслителей» тексты для рефератов, курсовых, дипломных работ и затем компилировать и рерайтить эти тексты.

Учителей и ученых по гуманитарным предметам не учат:

1) различать реальное, нормативное и вымышленное. Например, «Россия» - имя страны или федеративного государства? Это реальный или нормативный факт? А государство «Русь» - это вымышленный факт? «Россия – демократическая» - реальный или нормативный факт? «Россия – недемократическая» - вымышленный факт?
2) различать объекты и места, в которых находятся эти объекты. Как следствие, у них формируется синкретическое мышление. Другое следствие - они не умеют различать эргонимы и хоронимы,
3) различать объекты, обозначаемые омонимами. Как следствие, они не способны отличать тысячи таксонов объектов, обозначаемых омонимом «общество»,
4) отличать термины и омонимы, термины и нарицательные имена, нарицательные имена и собственные имена, термины и понятия,
5) различать род и его виды. Уметь классифицировать объекты по соотношению род-вид,
6) формулировать родовидовые определения. Как следствие, в учебниках десятки абсурдных и нелепых определений терминов с грубейшими нарушениями их формулировок,
7) понимать, для чего придуманы нормативно-правовые акты, для чего нужен приоритет Конституции над законами и законов над остальными видами правовых актов. Владеть навыками уверенного пользователя справочно-правовых систем.

Пути решения этих и других проблем описаны в моих статьях, опубликованных в журналах РИНЦ:

  1. Алексеев В.М. Методические рекомендации по использованию терминов и их определений в науке и образовании // Столыпинский вестник. 2020. №4.
  2. Алексеев В.М. Методические рекомендации по составлению унифицированного словаря терминов, в том числе терминов образовательных программ // Научно-образовательный журнал для студентов и преподавателей «StudNet». 2020. №12. Т. 3.
  3. Алексеев В.М. Образовательные программы «Унифицированная правовая терминология», «Терминология ГМУ» и «Терминология общественных наук» // E-Scio [Электронный ресурс]: Электронное периодическое издание «E-Scio.ru» - Эл № ФС77-66730 - Режим доступа: http://e-scio.ru/wp-content/uploads/2020/12/Алексеев-В.-М.pdf.

При копировании любой части этой статьи указание автора строго обязательное:

Алексеев В.М. Проблема компетентности учителей по гуманитарным предметам: избыток знаний и тотальное отсутствие умений // Яндекс.Дзен, 13.12.2020.

Картинка: Miroslavik / pixabay.com

Картинка: Miroslavik / pixabay.com