Учить обществознание не нужно. Это Б Р Е Д. Показываю на конкретных примерах из учебников и тестов ОГЭ/ЕГЭ
26 июля 2020
Допустим, обществознание – это, хотя и неточная, но безупречная наука, в которой даны, хотя и заумные определения, но описывающие что-то одно, а не каждый раз что-то другое.
Термин «общество» – это ключевой термин обществознания. Если обществознание – это достоверная наука, то предполагается, что в ней, хотя и могут встречаться сложные определения общества, но во всех них, пусть разными словами, всегда определяется что-то одно. А наша задача – удостовериться, что, да, всегда до нашего понимания нам доводят что-то одно.
Давайте для простоты назовём это «что-то одно» – РОД.
Дело в том, что строго-научные определения должны быть родовидовые, в которых ВИД всегда определяется через РОД.
Прежде чем критично взяться за обществознание, давайте рассмотрим простые наглядные примеры.
На всех рисунках изображен автомобиль. То есть, говоря на языке гуманитарных наук, все эти автомобили – «синонимы».
То, что у первого автомобиля 3 колеса, у второго нет колес, а у первого и третьего нет крыши, - неважно. Все подобные различия – вторичные, третичные, многие из которых даже не являются подвидовыми.
Приведем официальное определение автомобиля, который изображен на рисунке 3:
Кабриолет – это механическое транспортное средство с откидным верхом для перевозки пассажиров, имеющее не менее 4 колес и не более 8 мест для сидения (кроме места водителя), максимальная масса которого не более 3,5 тонн.
Здесь «механическое транспортное средство» - это род автомобилей. Все остальные слова в определении – это вторичные признаки. Если вы добавите в это определение слова «включающие в себя способы взаимодействия водителей и формы их объединения», то физический смысл не изменится, так как, к примеру, «способы взаимодействия водителей» - это всего лишь дополнительные опции в автомобиле.
Рассмотрим ещё один наглядный пример, который иллюстрирует омонимы. То есть тот самый легендарный случай гуманитарных наук, в котором каждое слово имеет множество значений.
Итак, тут мы имеем 3 значения слова «лук»:
- съедобное травянистое растение,
- стрелковое оружие,
- модный тренд.
Но!
Когда мы готовим себе по кулинарной книге салат, чтобы покушать, нас не интересуют значения слова «лук». Нам важно, чтобы в рецепте лук всегда был только в значении «съедобное травянистое растение».
Когда мы идём на стрельбище, чтобы пострелять по мишеням, нас не интересуют значения слова «лук». Нам важно, чтобы лук всегда был только в значении «стрелковое оружие».
Когда мы хотим модно приодеться, чтобы произвести впечатление на своих друзей, нас не интересуют значения слова «лук». Нам важно, чтобы лук всегда был только в значении «модный тренд».
Прежде чем рассмотреть все значения «общества» в учебнике Богомолова, взглянем на почти идеальный образец определения термина в нормативно-правовом акте - Федеральном законе от 18.12.1997 N 152-ФЗ «О наименованиях географических объектов» (далее Закон 152-ФЗ):
Как видим, в этом определении посредством знака «;» все виды географических объектов сгруппированы в 5 групп:
а) природные объекты;
б) территории публичных образований;
в) населенные пункты;
г) территории административно-территориальных образований;
д) транспортные порты и станции.
Из этого определения чётко видно, например:
род города - населенный пункт,
род населенного пункта - географический объект,
род географического объекта - место.
Абсолютно все термины в этом определении имеют один конечный род – место и перечисляются, как правило, от большего к меньшему по размеру.
Почему я выбрал именно этот пример? Потому что в учебниках по обществознанию общество часто толкуется как место, в котором человек живет (населенный пункт), работает (например, аэропорт), учится (школа), все из которых являются местом, а некоторые из которых - географическим объектом.
Попробуем на основе некоторых интерпретаций общества по учебнику Богомолова составить подобное определение общества (подробнее - ниже):
Для целей настоящего учебника по обществознанию используются следующие основные понятия:
общество – обособившаяся от природы, но тесно связанная часть материального мира, которая включает в себя способы взаимодействия людей и формы их объединения:
а) обособленная часть мира; часть мира с какими-то вторичными признаками; неопределенный географический объект; страна;
б) умершие, живые и в будущем рожденные люди; живые люди; живые дееспособные люди; живые культурные люди; группа людей;
в) этап исторического развития; ступень исторического развития.
Как видим, на основе только части рассмотренных случаев употребления слова «общества» в учебнике Богомолова оно используется, минимум, в 3 группах значений, которые имеют РАЗНЫЙ род:
- место,
- люди,
- этап/стадия (или общественная формация или организационно-правовая форма объединения людей).
И теперь, наконец, вернемся к обществу, у которого, как мы знаем, множество значений.
Причина 1. Фееричность ОГЭ/ЕГЭ-шного определения общества
Перед вами часть тестового задания ОГЭ/ЕГЭ по обществознанию.
Итак, перед вами тест государственного экзамена, для сдачи которого дети учили общество 6 (шесть!) лет.
Здесь родовая часть определения содержится в словах «обособленная часть материального мира». Слова «от чего-то» и «что-то в себя включающая» - это вторичные признаки.
Определимся с родом «обособленная часть материального мира».
Смотрим определение вещи в БСЭ:
Смотрим определение вещи в философском словаре:
Любой объект объективной реальности (далее – объект) – это обособленная часть материального мира. Объект, в отличие от вещи, может иметь любые размеры – от маленького обручального кольца до галактики.
Рассмотрим пример:
Луна – один объект. Земля – другой объект. Луна и Земля – два объекта и т.п.
Ниже на картинке показано как Луна, когда-то бывшая частью Земли, обособилась от Земли и стала [отдельным] объектом (теория ударного образования Луны).
Луна обособилась от Земли, но остается тесно связанной с Землей [притяжением к ней].
Но объект – это уж слишком общий род. И автомобили, и водители, и отдельные капли пота водителей – это все объекты.
Признак «обособление от природы» может указывать на то, что речь идет о [живом] объекте, который обособился от другого живого объекта. Очень похоже, что речь идет о новорождённом ребёнке, который обособился от природы (утроба матери) путем перерезания пуповины.
Предположим, что этот объект может быть уникален в связи с тем, что он включает в себя:
- способы взаимодействия людей,
- формы объединения людей.
Род способов взаимодействия людей – это действие. Например, драка двух людей.
Род форм объединения людей – это тоже действие. Например, два человека стоят на автобусной остановке.
Многие учителя и ученики ошибочно полагают, что словесный оборот «обособленная от природы часть материального мира» означает людей, произошедших от обезьян. Однако люди – это объекты во множественном числе. А в определении речь идет об одном объекте.
Важно! Один человек – это один объект. Два человека – это два разных объекта. И т.п.
Таким образом, ОГЭ/ЕГЭ-шное определение общества абсолютно лишено какого-либо физического смысла.
Ну ладно, скажите вы. ОГЭ/ЕГЭ-шное определение общества – оно такое метафоричное. Его физический смысл хороший учитель раскрывал на тайных вечернях. Да, автор этой статьи по первому образованию физик, по второму юрист: ему не понять метафор: у него, как у первобытных людей, конкретно-предметное мышление.
Да, пусть это определение общества заумное. Но ведь в учебниках общество толкуется только в этом значении. Разве нет?
А давайте проверим.
Причина 2. Помимо ОГЭ/ЕГЭ-шного определения общества, в учебниках приведены десятки других определений с другим физическим смыслом
Одним из авторов ОГЭ/ЕГЭ-шного определение общества считается Л.Н. Боголюбов. Открываем с первого параграфа его учебник «Обществознания» для 10 класса.
Далее я процитирую последовательно несколько абзацев из его учебника, начиная с первого, и покажу, почему обществознание – редчайшая несусветица.
Фиксируем РОД общества в каждой цитате.
1-й абзац (7-я страница книги):
РОД общества: [несколько] человек.
Пример употребления слов: состоять в обществе.
Допустим, в этом абзаце Богомолов имеет в виду не следующее тождество (как это следует буквально):
- общество книголюбов = общество,
- дворянское общество = общество,
- педагогическое общество = общество.
Откуда бы следовало бы:
общество книголюбов = дворянское общество = педагогическое общество.
Допустим, в этом абзаце [и аналогично следующих определениях] Богомолов имеет в виду:
- общество книголюбов = вид общества,
- дворянское общество = вид общества,
- педагогическое общество = вид общества.
Откуда бы следовало бы:
- общество - это род общества книголюбов;
- общество - это род дворянского общества;
- общество - это род педагогического общества.
Однако и в этом случае Богомолов не прав. Это легко понять на следующем примере: общество с ограниченной ответственностью и акционерное общество. Казалось бы, по логике Богомолова, их род – общество. На самом деле, их род – хозяйственное общество, а род хозяйственного общества – не общество, а коммерческая организация, род которого – организация, род которой – юридическое лицо, конечный род которого – лицо. Просто «общество» нигде здесь не присутствует. Просто «общество» применительно к ООО и АО – это не род, а сокращение.
Первые 2 предложения 2-го абзаца:
РОД общества (этап): действие.
Пример употребления слов: делать(?) общество.
РОД общества (страна): место.
Пример употребления слов : жить в обществе.
3-е и 4-е предложения 2-го абзаца:
РОД общества: умершие люди, пересчитанные от Адама и Евы до последнего умершего, живые люди и неродившиеся люди.
Пример употребления слов: сосчитать людей.
5-е предложения 2-го абзаца:
РОД общества: объект.
Пример употребления слов: приблизиться (?) к обществу.
4-й абзац (8-я страница книги):
РОД общества: люди, из числа которых вычли недееспособных людей.
Пример употребления слов: сосчитать людей.
Кстати, толкование дееспособности дано в ст. 21 ГК РФ:
11-я страница книги:
РОД общества: место.
Пример употребления слов: жить в обществе.
Обратите внимание, из этого определения Богомолов выкинул способы взаимодействия людей и формы объединения людей.
12-я страница книги:
РОД общества: люди, из числа которых вычли некультурных людей.
Пример употребления слов: сосчитать людей.
15-я страница книги:
Обратите внимание, из этого определения, внесенного в «Словарь», Богомолов выкинул способы взаимодействия людей, а формы объединения людей заменил на форму жизнедеятельности людей.
В этом определении речь идет как будто об очередной стадии жизни ксеноморфа, который сначала обособился от женщины, а теперь развивается в какой-то «форме жизнедеятельности людей».
РОД общества: объект.
Пример употребления слов: приблизиться (?) к обществу.
28-я страница книги:
В первом предложении РОД общества явно – место, во втором что-то другое.
То, что во фразах «человек живет в обществе» подразумевается место, очевидно, если вдуматься в термин «место жительства» человека – см. ст. 20 ГК РФ:
Причина 3. Отсутствие у общества имени собственного
Ещё раз прочитаем экзаменационное определение общества. Что в нём не так?
Отсутствует имя собственное общества.
Вспомним про «Луна обособилась от Земли». Луна и Земля – имена собственные двух объектов.
На первых страницах учебника Богомолов упомянул «общество книголюбов». Как видим, он снова использует нарицательное имя. Между тем у всех этих «обществ книголюбов» есть имена собственные. Заходим на сайт налоговой инспекции и в разделе ЕГРЮЛ вбиваем в поиск «общество книголюбов». Результат: десятки реально существующих обществ книголюбов, у которых не только индивидуализированные имена, но и адреса, и уполномоченные представители:
На 7-й странице учебника Богомолов упомянул «конкретные страны». Представьте себе, пресловутые «конкретные страны» тоже имеют имена собственные. Открываем Постановление Госстандарта России от 14.12.2001 N 529-ст "О принятии и введении в действие Общероссийского классификатора стран мира" и читаем имена собственные стран:
Имя собственное имеет государство, причём оно закреплено на уровне аж Конституции:
А государство , как вы помните, постоянно противопоставляется обществу в учебниках. И оба постоянно пишутся в единственном числе.
Имя собственное имеет каждый человек:
И каждое юридическое лицо:
И каждый человек (кроме бомжей), и каждое юридическое лицо также имеет место нахождение с точностью до номера дома и номера квартиры (офиса).
Ответьте мне, пожалуйста, как называется и куда обособилось (где находится) общество (из ОГЭ) по обществознанию?
Даже у библейских богов есть имена и местонахождение.
Что ж вы богомоловы-фантазёры так лопухнулись.
Кстати, понимаете, почему богословие – более точная наука, чем обществознание? Потому что богословие – для взрослых. А обществознание преподают только детям.
Дети они такие, глупые и верят в сказки.
Источник: Алексеев В.М. Учить обществознание не нужно. Это Б Р Е Д. Показываю на конкретных примерах из учебников и тестов ОГЭ/ЕГЭ // Яндекс.Дзен, 26.07.2020.