Учить обществознание не нужно. Это Б Р Е Д. Показываю на конкретных примерах из учебников и тестов ОГЭ/ЕГЭ

Просмотров: 84

26 июля 2020

Допустим, обществознание – это, хотя и неточная, но безупречная наука, в которой даны, хотя и заумные определения, но описывающие что-то одно, а не каждый раз что-то другое.

Термин «общество» – это ключевой термин обществознания. Если обществознание – это достоверная наука, то предполагается, что в ней, хотя и могут встречаться сложные определения общества, но во всех них, пусть разными словами, всегда определяется что-то одно. А наша задача – удостовериться, что, да, всегда до нашего понимания нам доводят что-то одно.

Давайте для простоты назовём это «что-то одно» – РОД.

Дело в том, что строго-научные определения должны быть родовидовые, в которых ВИД всегда определяется через РОД.

Прежде чем критично взяться за обществознание, давайте рассмотрим простые наглядные примеры.

Учить обществознание не нужно. Это Б Р Е Д. Показываю на конкретных примерах из учебников и тестов ОГЭ/ЕГЭ

На всех рисунках изображен автомобиль. То есть, говоря на языке гуманитарных наук, все эти автомобили – «синонимы».

То, что у первого автомобиля 3 колеса, у второго нет колес, а у первого и третьего нет крыши, - неважно. Все подобные различия – вторичные, третичные, многие из которых даже не являются подвидовыми.

Приведем официальное определение автомобиля, который изображен на рисунке 3:

Кабриолет – это механическое транспортное средство с откидным верхом для перевозки пассажиров, имеющее не менее 4 колес и не более 8 мест для сидения (кроме места водителя), максимальная масса которого не более 3,5 тонн.

Здесь «механическое транспортное средство» - это род автомобилей. Все остальные слова в определении – это вторичные признаки. Если вы добавите в это определение слова «включающие в себя способы взаимодействия водителей и формы их объединения», то физический смысл не изменится, так как, к примеру, «способы взаимодействия водителей» - это всего лишь дополнительные опции в автомобиле.

Рассмотрим ещё один наглядный пример, который иллюстрирует омонимы. То есть тот самый легендарный случай гуманитарных наук, в котором каждое слово имеет множество значений.

 

Учить обществознание не нужно. Это Б Р Е Д. Показываю на конкретных примерах из учебников и тестов ОГЭ/ЕГЭ

Итак, тут мы имеем 3 значения слова «лук»:

  • съедобное травянистое растение,
  • стрелковое оружие,
  • модный тренд.

Но!

Когда мы готовим себе по кулинарной книге салат, чтобы покушать, нас не интересуют значения слова «лук». Нам важно, чтобы в рецепте лук всегда был только в значении «съедобное травянистое растение».
Когда мы идём на стрельбище, чтобы пострелять по мишеням, нас не интересуют значения слова «лук». Нам важно, чтобы лук всегда был только в значении «стрелковое оружие».
Когда мы хотим модно приодеться, чтобы произвести впечатление на своих друзей, нас не интересуют значения слова «лук». Нам важно, чтобы лук всегда был только в значении «модный тренд».

 

Прежде чем рассмотреть все значения «общества» в учебнике Богомолова, взглянем на почти идеальный образец определения термина в нормативно-правовом акте - Федеральном законе от 18.12.1997 N 152-ФЗ «О наименованиях географических объектов» (далее Закон 152-ФЗ):

Учить обществознание не нужно. Это Б Р Е Д. Показываю на конкретных примерах из учебников и тестов ОГЭ/ЕГЭ

Как видим, в этом определении посредством знака «;» все виды географических объектов сгруппированы в 5 групп:

а) природные объекты;

б) территории публичных образований;

в) населенные пункты;

г) территории административно-территориальных образований;

д) транспортные порты и станции.

Из этого определения чётко видно, например:

род города - населенный пункт,
род населенного пункта - географический объект,
род географического объекта - место.

Абсолютно все термины в этом определении имеют один конечный род – место и перечисляются, как правило, от большего к меньшему по размеру.

Почему я выбрал именно этот пример? Потому что в учебниках по обществознанию общество часто толкуется как место, в котором человек живет (населенный пункт), работает (например, аэропорт), учится (школа), все из которых являются местом, а некоторые из которых - географическим объектом.

Попробуем на основе некоторых интерпретаций общества по учебнику Богомолова составить подобное определение общества (подробнее - ниже):

Для целей настоящего учебника по обществознанию используются следующие основные понятия:
общество – обособившаяся от природы, но тесно связанная часть материального мира, которая включает в себя способы взаимодействия людей и формы их объединения:
а) обособленная часть мира; часть мира с какими-то вторичными признаками; неопределенный географический объект; страна;
б) умершие, живые и в будущем рожденные люди; живые люди; живые дееспособные люди; живые культурные люди; группа людей;
в) этап исторического развития; ступень исторического развития.

Как видим, на основе только части рассмотренных случаев употребления слова «общества» в учебнике Богомолова оно используется, минимум, в 3 группах значений, которые имеют РАЗНЫЙ род:

  • место,
  • люди,
  • этап/стадия (или общественная формация или организационно-правовая форма объединения людей).

И теперь, наконец, вернемся к обществу, у которого, как мы знаем, множество значений.

Причина 1. Фееричность ОГЭ/ЕГЭ-шного определения общества

Перед вами часть тестового задания ОГЭ/ЕГЭ по обществознанию.

Учить обществознание не нужно. Это Б Р Е Д. Показываю на конкретных примерах из учебников и тестов ОГЭ/ЕГЭ

Итак, перед вами тест государственного экзамена, для сдачи которого дети учили общество 6 (шесть!) лет.

Здесь родовая часть определения содержится в словах «обособленная часть материального мира». Слова «от чего-то» и «что-то в себя включающая» - это вторичные признаки.

Определимся с родом «обособленная часть материального мира».

Смотрим определение вещи в БСЭ:

Учить обществознание не нужно. Это Б Р Е Д. Показываю на конкретных примерах из учебников и тестов ОГЭ/ЕГЭ

Смотрим определение вещи в философском словаре:

Учить обществознание не нужно. Это Б Р Е Д. Показываю на конкретных примерах из учебников и тестов ОГЭ/ЕГЭ

Любой объект объективной реальности (далее – объект) – это обособленная часть материального мира. Объект, в отличие от вещи, может иметь любые размеры – от маленького обручального кольца до галактики.

Рассмотрим пример:

Луна – один объект. Земля – другой объект. Луна и Земля – два объекта и т.п.

Ниже на картинке показано как Луна, когда-то бывшая частью Земли, обособилась от Земли и стала [отдельным] объектом (теория ударного образования Луны).

Учить обществознание не нужно. Это Б Р Е Д. Показываю на конкретных примерах из учебников и тестов ОГЭ/ЕГЭ

 

Луна обособилась от Земли, но остается тесно связанной с Землей [притяжением к ней].

 

Но объект – это уж слишком общий род. И автомобили, и водители, и отдельные капли пота водителей – это все объекты.

Признак «обособление от природы» может указывать на то, что речь идет о [живом] объекте, который обособился от другого живого объекта. Очень похоже, что речь идет о новорождённом ребёнке, который обособился от природы (утроба матери) путем перерезания пуповины.

Предположим, что этот объект может быть уникален в связи с тем, что он включает в себя:

  1. способы взаимодействия людей,
  2. формы объединения людей.
Род способов взаимодействия людей – это действие. Например, драка двух людей.
Род форм объединения людей – это тоже действие. Например, два человека стоят на автобусной остановке.

Многие учителя и ученики ошибочно полагают, что словесный оборот «обособленная от природы часть материального мира» означает людей, произошедших от обезьян. Однако люди – это объекты во множественном числе. А в определении речь идет об одном объекте.

Важно! Один человек – это один объект. Два человека – это два разных объекта. И т.п.

Таким образом, ОГЭ/ЕГЭ-шное определение общества абсолютно лишено какого-либо физического смысла.

Ну ладно, скажите вы. ОГЭ/ЕГЭ-шное определение общества – оно такое метафоричное. Его физический смысл хороший учитель раскрывал на тайных вечернях. Да, автор этой статьи по первому образованию физик, по второму юрист: ему не понять метафор: у него, как у первобытных людей, конкретно-предметное мышление.

Да, пусть это определение общества заумное. Но ведь в учебниках общество толкуется только в этом значении. Разве нет?

А давайте проверим.

 

Причина 2. Помимо ОГЭ/ЕГЭ-шного определения общества, в учебниках приведены десятки других определений с другим физическим смыслом

 

Одним из авторов ОГЭ/ЕГЭ-шного определение общества считается Л.Н. Боголюбов. Открываем с первого параграфа его учебник «Обществознания» для 10 класса.

Далее я процитирую последовательно несколько абзацев из его учебника, начиная с первого, и покажу, почему обществознание – редчайшая несусветица.

Фиксируем РОД общества в каждой цитате.

1-й абзац (7-я страница книги):

Учить обществознание не нужно. Это Б Р Е Д. Показываю на конкретных примерах из учебников и тестов ОГЭ/ЕГЭ

РОД общества: [несколько] человек.

Пример употребления слов: состоять в обществе.

 

Допустим, в этом абзаце Богомолов имеет в виду не следующее тождество (как это следует буквально):

  • общество книголюбов = общество,
  • дворянское общество = общество,
  • педагогическое общество = общество.

Откуда бы следовало бы:

общество книголюбов = дворянское общество = педагогическое общество.

Допустим, в этом абзаце [и аналогично следующих определениях] Богомолов имеет в виду:

  • общество книголюбов = вид общества,
  • дворянское общество = вид общества,
  • педагогическое общество = вид общества.

Откуда бы следовало бы:

  • общество - это род общества книголюбов;
  • общество - это род дворянского общества;
  • общество - это род педагогического общества.

Однако и в этом случае Богомолов не прав. Это легко понять на следующем примере: общество с ограниченной ответственностью и акционерное общество. Казалось бы, по логике Богомолова, их род – общество. На самом деле, их род – хозяйственное общество, а род хозяйственного общества – не общество, а коммерческая организация, род которого – организация, род которой – юридическое лицо, конечный род которого – лицо. Просто «общество» нигде здесь не присутствует. Просто «общество» применительно к ООО и АО – это не род, а сокращение.

Первые 2 предложения 2-го абзаца:

Учить обществознание не нужно. Это Б Р Е Д. Показываю на конкретных примерах из учебников и тестов ОГЭ/ЕГЭ

 

 

РОД общества (этап): действие.

Пример употребления слов: делать(?) общество.

РОД общества (страна): место.

Пример употребления слов : жить в обществе.

 

3-е и 4-е предложения 2-го абзаца:

Учить обществознание не нужно. Это Б Р Е Д. Показываю на конкретных примерах из учебников и тестов ОГЭ/ЕГЭ

 

 

РОД общества: умершие люди, пересчитанные от Адама и Евы до последнего умершего, живые люди и неродившиеся люди.

Пример употребления слов: сосчитать людей.

 

5-е предложения 2-го абзаца:

Учить обществознание не нужно. Это Б Р Е Д. Показываю на конкретных примерах из учебников и тестов ОГЭ/ЕГЭ

 

 

РОД общества: объект.

Пример употребления слов: приблизиться (?) к обществу.

 

 

4-й абзац (8-я страница книги):

Учить обществознание не нужно. Это Б Р Е Д. Показываю на конкретных примерах из учебников и тестов ОГЭ/ЕГЭ

 

 

РОД общества: люди, из числа которых вычли недееспособных людей.

Пример употребления слов: сосчитать людей.

Кстати, толкование дееспособности дано в ст. 21 ГК РФ:

Учить обществознание не нужно. Это Б Р Е Д. Показываю на конкретных примерах из учебников и тестов ОГЭ/ЕГЭ

11-я страница книги:

Учить обществознание не нужно. Это Б Р Е Д. Показываю на конкретных примерах из учебников и тестов ОГЭ/ЕГЭ

 

 

РОД общества: место.

Пример употребления слов: жить в обществе.

Обратите внимание, из этого определения Богомолов выкинул способы взаимодействия людей и формы объединения людей.

 

12-я страница книги:

Учить обществознание не нужно. Это Б Р Е Д. Показываю на конкретных примерах из учебников и тестов ОГЭ/ЕГЭ

 

 

РОД общества: люди, из числа которых вычли некультурных людей.

Пример употребления слов: сосчитать людей.

 

15-я страница книги:

Учить обществознание не нужно. Это Б Р Е Д. Показываю на конкретных примерах из учебников и тестов ОГЭ/ЕГЭ

Обратите внимание, из этого определения, внесенного в «Словарь», Богомолов выкинул способы взаимодействия людей, а формы объединения людей заменил на форму жизнедеятельности людей.

В этом определении речь идет как будто об очередной стадии жизни ксеноморфа, который сначала обособился от женщины, а теперь развивается в какой-то «форме жизнедеятельности людей».

РОД общества: объект.

Пример употребления слов: приблизиться (?) к обществу.

28-я страница книги:

Учить обществознание не нужно. Это Б Р Е Д. Показываю на конкретных примерах из учебников и тестов ОГЭ/ЕГЭ

 

 

В первом предложении РОД общества явно – место, во втором что-то другое.

То, что во фразах «человек живет в обществе» подразумевается место, очевидно, если вдуматься в термин «место жительства» человека – см. ст. 20 ГК РФ:

 

Учить обществознание не нужно. Это Б Р Е Д. Показываю на конкретных примерах из учебников и тестов ОГЭ/ЕГЭ

 

 

 

Причина 3. Отсутствие у общества имени собственного

 

Ещё раз прочитаем экзаменационное определение общества. Что в нём не так?

Отсутствует имя собственное общества.

Вспомним про «Луна обособилась от Земли». Луна и Земля – имена собственные двух объектов.

На первых страницах учебника Богомолов упомянул «общество книголюбов». Как видим, он снова использует нарицательное имя. Между тем у всех этих «обществ книголюбов» есть имена собственные. Заходим на сайт налоговой инспекции и в разделе ЕГРЮЛ вбиваем в поиск «общество книголюбов». Результат: десятки реально существующих обществ книголюбов, у которых не только индивидуализированные имена, но и адреса, и уполномоченные представители:

Учить обществознание не нужно. Это Б Р Е Д. Показываю на конкретных примерах из учебников и тестов ОГЭ/ЕГЭ

 

 

 

На 7-й странице учебника Богомолов упомянул «конкретные страны». Представьте себе, пресловутые «конкретные страны» тоже имеют имена собственные. Открываем Постановление Госстандарта России от 14.12.2001 N 529-ст "О принятии и введении в действие Общероссийского классификатора стран мира" и читаем имена собственные стран:

Учить обществознание не нужно. Это Б Р Е Д. Показываю на конкретных примерах из учебников и тестов ОГЭ/ЕГЭ

Имя собственное имеет государство, причём оно закреплено на уровне аж Конституции:

Учить обществознание не нужно. Это Б Р Е Д. Показываю на конкретных примерах из учебников и тестов ОГЭ/ЕГЭ

А государство , как вы помните, постоянно противопоставляется обществу в учебниках. И оба постоянно пишутся в единственном числе.

Имя собственное имеет каждый человек:

Учить обществознание не нужно. Это Б Р Е Д. Показываю на конкретных примерах из учебников и тестов ОГЭ/ЕГЭ

 

 

И каждое юридическое лицо:

 

Учить обществознание не нужно. Это Б Р Е Д. Показываю на конкретных примерах из учебников и тестов ОГЭ/ЕГЭ

 

 

И каждый человек (кроме бомжей), и каждое юридическое лицо также имеет место нахождение с точностью до номера дома и номера квартиры (офиса).

 

Ответьте мне, пожалуйста, как называется и куда обособилось (где находится) общество (из ОГЭ) по обществознанию?

Даже у библейских богов есть имена и местонахождение.

Что ж вы богомоловы-фантазёры так лопухнулись.

Кстати, понимаете, почему богословие – более точная наука, чем обществознание? Потому что богословие – для взрослых. А обществознание преподают только детям.

Дети они такие, глупые и верят в сказки.

Источник: Алексеев В.М. Учить обществознание не нужно. Это Б Р Е Д. Показываю на конкретных примерах из учебников и тестов ОГЭ/ЕГЭ // Яндекс.Дзен, 26.07.2020.

Учить обществознание не нужно. Это Б Р Е Д. Показываю на конкретных примерах из учебников и тестов ОГЭ/ЕГЭ