1.3-1.4-1.5, 1.11 Знания. Истина. Мышление и деятельность. Наука / Логические ошибки / Учу правильно

Статьи о внешней и внутренней политике, истории и теории государства. Вы можете подписаться на новые публикации.

Сегодня разберем логические ошибки нескольких тем кодификатора ЕГЭ - 1.3, 1.4, 1.5 и 1.11 на примере справочника академика Баранова.
Эти темы взаимосвязаны.
В теме 1.3 «Виды знаний» на странице 20 Барановым приведено определение познания.

 

Познание - это процесс деятельности человека, основным содержанием которого является отражение объективной реальности в его сознании, а результатом – получение нового знания об окружающем мире.

А на странице 30 Барановым приведено определение мышления:

Мышление – это активный процесс отражения объективного мира в понятиях, суждениях, теориях и т.п.

В обоих определениях Баранов использовал слово процесс, но в разных словосочетаниях. В первом случае – «процесс деятельности человека». Во втором случае «активный процесс», слово человек им опущено.
И там, и там правильнее было использовать термин «Психический процесс». То, что познание и мышление являются психическими процессами, известно любому вменяемому психофизиологу.
Почему Баранов перефразировал? Потому что он прежде всего рерайтер, и его первоочередная задача – обмануть антиплагиат, для этого он прогоняет текст через синонимизатор.
Для рерайтера слово «процесс» - эффектное слово для придания тексту наукообразия, а также с целью увеличения уникальности килобукв.
Рерайтер не понимает, что «психический процесс» - это термин, из которого нельзя вырвать слово «процесс».
Рерайтер употребляет в речи наукообразные слова-паразиты процесс, совокупность, система, форма и другие, не понимая их смысла.
Ещё одно любимое среди рерайтеров слово – деятельность. Деятельность и процесс относятся к типу объектов – действия, и то и другое относится к классу объектов «повторяющиеся действия».
В речи рерайтеров слово деятельность часто толкуется как процесс, а тот в свою очередь как «повторяющиеся действия». Поэтому словосочетания «процесс деятельности», «процесс познания», которые мы видим на странице 20, являются плеоназмами.
Плеоназм — это словосочетание, состоящее из слов, схожих по смыслу.
Если сократить лишние слова, то получится:

Познание – это отражение объективной реальности, результатом которого является получение нового знания об окружающем мире.

Но и это определение неправильное, так как познавать можно не только реальные объекты, но и функциональные объекты.
Что такое функциональные объекты, я рассказывал в третьем фильме.
Примеры функциональных объектов: государство, общество, личность.
То, что Баранов определил мышлением, на самом деле, это формально-логическое мышление и понятийное мышление. В схеме под определением Барановым приведены формы мышления, то есть уровни мышления. Среди которых им названы: деятельностно-орудийное мышление, правильно - наглядно-действенное мышление. А также вербально-речевое мышление, правильно - словесно-логическое мышление начального уровня.
Как видим, полная каша.
Баранов на странице 21 приводит схему видов познания, на странице 24 – виды знаний. Разными словами одно и тоже.
На странице 22 Баранов приводит схему форм познания, на странице 30 – схему форм мышления, на странице 70 – схему методов научного познания. Разными словами одно и тоже.
На самом деле, познание – это тоже мышление, точнее, первые 3 уровня мышления. То, что Баранов называет чувственным познанием, это, научным языком, сенсомоторное мышление, наглядно-действенное мышление и наглядно-образное мышление. То, что Баранов называет рациональным познанием, это у него также называется мышлением, а, научным языком, это формально-логическое мышление и понятийное мышление.
Не буду перебирать все логические ошибки тем 1.3, 1.4, 1.5 и 1.11. Кратко расскажу как правильно.
Познание и мышление – это познавательные психические процессы. Мышление имеет 10 уровней логических операций, познание – первые 3 уровня. Нулевой уровень не считаем.
Познание во многом совпадает с восприятием.
Восприятие включает в себя:
- ощущение,
- внимание,
- наблюдение    .
Память как психический процесс сопутствует, активно развивается вместе с вниманием.
То, что по умолчанию называют мышлением, а на самом деле мышлением 3 уровня, активно развивается вместе с таким психическими процессами, как представление и речь.
Речь способствует развитию представления, а представление – речи.
Следующий уровень мышления активизируется с развитием воображения. К примеру, проблема Барановых – их неспособность вообразить общество. И как следствие, они словоблудят, не воображая общество и плохо его представляя, постоянно путая разные классы объектов.
Рефлексия как психический процесс способствует началу развития критического мышления. Рефлексия проявляется в том, что человек постоянно прокручивает в голове решение задачи, он постоянно думает, ищет оптимальное решение.
То, что называют научным познанием или научным мышлением, это, говоря научным языком, это мышление не ниже 6 уровня. Человеку с 6 уровня мышления доступна такая логическая операция, как систематизация объектов и терминов, обозначающих эти объекты.
На страницах 70-72 Баранов приводит описания некоторых логических операций.
На странице 23 Барановым приведен еще один шедевр рерайта: длиннющее и бессмысленное определение знания как результата познания действительности, содержание сознания, полученное человеком в ходе активного отражения, идеального воспроизведения объективных закономерных связей и отношений реальности.
То, что Баранов называет результатом получения нового знания об окружающем мире, правильно называется результатом интеллектуальной деятельности.
Правильное определение знания.

Знание – это информационная модель относительно небольшой предметной области, минимально состоящей из одного объекта.

На странице 65 Баранов приводит определение науки как формы духовной деятельности, направленной на производство знаний о природе, обществе и о самом познании, имеющая непосредственную цель постижения истины и открытия объективных законов.
Бессмыслица.
Наукообразным словом-паразитом «форма» рерайтеры синонимизируют термин «вид», а словом-паразитом «духовная» - термин «интеллектуальная». 
На самом деле, наука – это не вид деятельности. Научная деятельность обозначается термином «научная деятельность».
Наука – это информационная модель относительно большой предметной области, как правило, класса объектов, реже надкласса объектов.
Что такое информационная модель и предметная область, я рассказывал в четвертом фильме.

Информационная модель - это формализованное описание предметной области с целью моделирования возможных состояний её объектов.

Информационная модель состоит из информации, то есть из описания этих объектов, то есть состоит из информационных объектов, некоторым из которых поставлен в соответствие реальный объект.
Под информацией по умолчанию мы подразумеваем истинную информацию.
Предметная область состоит из объектов.
Что такое объект я рассказывал в первом фильме.
Что такое объект? 

Объект – это нечто, что обособлено, было обособлено или может быть обособлено. При этом неважно, это нечто с другим нечто тесно или не тесно связано и связано ли вообще.

Например, эта этикетка, эта крышечка, эта вода – 3 объекта, в данный момент тесно связаны с 4-м объектом - стаканом. 
Важно, что эта этикетка, эта крышечка, эта вода могут существовать отдельно от стакана, что и было до того, как эту этикетку наклеили на этот стакан, эта крышечку насадили на стакан, эту воду налили в этот стакан.
Деление знаний на житейские, научные, ненаучные и прочие (страницы 24-25), а также на истинные и ложные (страницы 26-27) - неверное.
Знания всегда истинные, но они бывают полными и неполными или, как пишет Баранов, абсолютными и относительными. От того, что вы назовете знания научными, они научными знаниями не станут.
Словосочетание «научное знание» - плеоназм, так как наука и есть знание, причем полное знание. Также плеоназмом является словосочетание «истинное знание».
Возьмем, к примеру, справочник Баранова. Что это? Это информация. 
Это истинная информация? Нет.
Справочник Баранова, как и любой другой, состоит из:
- знаний (то есть истинной информации),
- словесного мусора, добавленного рерайтером для увеличения килобукв и уникальности текста,
- фейковой информации (то есть неистинной информации).
Пример фейковой информации, утверждение, что у животных нет мышления.
На странице 33 Баранов приводит неправильное определение деятельности как способа отношения человека к внешнему миру, состоящему в преобразовании и подчинении его целям человека. И снова противопоставляет людей и животных, забывая, что человек – тоже животное.
Деятельность и способ отношения – относятся к разным типам объектов. Деятельность относится к типу объектов «действия». То есть деятельность правильнее определять как действия.
Подписывайтесь, ставьте лайк. От вашей активности зависит моя активность.
По ссылкам в описании к ролику записывайтесь на мои авторские курсы.

 

Comments (1)
No comments