Что такое терминологическая грамотность учителей обществознания и истории // Л04.Терминологическая грамотность
Продолжаем курс лекций «Терминологическая грамотность учителей обществознания и истории».
Четвертая лекция «Что такое терминологическая грамотность учителей обществознания и истории».
Что такое грамотность?
Обратите внимание, слово «грамотность» - однокоренное слову «грамота».
Грамотами называли деловые документы - акты царей, акты организаций.
Например, «Жалованные грамоты дворянству и городам» 1785 года, опубликованные от имени одной из императриц Гольштейн-Готторпской династии.
Проезжие и подорожные грамоты, например, подорожная грамота из Санкт-Петербурга в Нарву, 1762 год.
Наградные грамоты, например, грамота Президиума Верховного Совета СССР, 1975 год.
Нетрудно догадаться, что грамотность, тесно связанной с грамотой, связана прежде всего с умением работать с деловыми документами, прежде всего с нормативно-правовыми актами.
В законодательстве отсутствует определение грамоты и грамотности. Подберём что-нибудь подходящее.
Возьмём за основу определение информационной грамотности в одном из указов Президента РФ.
Терминологическая грамотность – это знания, способности и навыки, необходимые для работы с терминами, их оценки и использования (далее по тексту).
Эти знания, способности и навыки мы и наберём от лекции к лекции, от практикума к практикуму.
Работа с терминами, или терминологическая работа включает в себя:
- сбор терминов,
- описание терминов,
- сортировку терминов,
- выбор терминов,
- упорядочение терминов,
- оптимизацию, унификацию, гармонизацию,
- составление словаря терминов,
- конструирование, проектирование, экспертизу терминосистем.
Все эти этапы терминологической работы мы подробно разберём и освоим.
Терминологическая грамотность нужна для того, чтобы:
- быть правильным,
- быть точным,
- соблюдать законы и другие стандарты,
- понимать и улучшать законы и другие стандарты.
Грамотный учитель обществознания и истории знает все этапы работы с терминами, овладел необходимыми навыками. Знает и умеет, где и как найти, проверить, выбрать и улучшить термины и их определения.
Наоборот, безграмотный учитель неправилен, неточен. Безграмотный учитель отрицает и не понимает законы и национальные стандарты, выдумывает картину мира, в которой из ниоткуда возникают государства с вымышленными законами, которые никто не знает.
Безграмотный учитель – угроза для основ государственного строя, источник фейковой информации.