Фигуры речи как дилетантство. Топ-10 метонимий в учебниках. Метонимии №1-2: общество и государство

Статьи о внешней и внутренней политике, истории и теории государства. Вы можете подписаться на новые публикации.

Сегодня мы кратко разберём топ-10 метонимий в учебниках по обществознанию и истории из федерального перечня Минпросвещения.
Что происходит на картинке двумя словами?
«Чайник кипит» - обычно мы говорим.

На самом деле кипит не чайник, а вода в нём.
Когда мы говорим «чайник кипит», мы сокращаем правильную фразу до двух слов.
Правильная фраза звучит так: «Вода в чайнике кипит».
Но ведь можно было сказать «Вода кипит» - тоже два слова. Почему же мы говорим «Чайник кипит». Потому что для нас важны операции с чайником, включить и выключить его, потому что включенный чайник представляет угрозу безопасности.

Замена правильной фразы «Вода в чайнике кипит» на «Чайник кипит» является искажением смысла. Подобную игру слов называют метонимизацией.

Метонимия - это утверждение, в котором упущены или перепутаны слова, обозначающие объекты или действия с объектами.

Метонимией может быть несколько слов в одном предложении, отдельное предложение, например, определение и несколько предложений подряд.
Например, фраза «Все флаги в гости будут к нам…» из вступления к поэме «Медный всадник» (1834) А. С. Пушкина, где «флаги» означают «моряки» (часть заменяет целое). 
Причины искажения речи, то есть метонимизации:
- игра слов,
- речевая небрежность, 
- лень выговаривать длинные словосочетания либо необходимость ускорить передачу информации при условии, что собеседнику ясен контекст,
- дилетантство, то есть автор текста не понимает, о чем он сообщает.
Примеры метонимий:
- «зал аплодировал» (вместо «люди в зале аплодировали»),
- «Чёрные фраки мелькали и носились врозь и кучами там и тут» (Н. В. Гоголь)
- «Рука бойцов колоть устала» (М. Ю. Лермонтов),
- Я три тарелки съел,
- Ведро расплескалось,
- Белый дом выступил с заявлением.

Один из видов метонимии – синекдоха.
Синекдоха представляет собой перенос либо с целого на часть.
«Сшили мне пальтишко, а на ворот положили мёртвой белую овечку».
«Все флаги в гости будут к нам».

Ещё один вид метонимии – одушевление, олицетворение или персонификация - представление неживых объектов в образе людей; приписывание неживым объектам свойств человека.
Как видим, метонимия «Все флаги в гости будут к нам» одновременно является и синекдохой, и персонификацией. 

Персонификация типична для авторов мифологии, религии, сказок, учебников по обществознанию и истории.
На низшей ступени своего умственного развития человек объясняет каждое движение вне себя действиями, аналогичными действиям собственной воли, отсюда получается одухотворение всей природы. Так складывается антропопатическое миросозерцание, для которого характерно ненаучное понимание реальных явлений, когда, например, солнце представляется как живое, разумно и целесообразно действующее существо.
Психологи персонификацию объясняют как стремление умственно отсталого человека переложить на кого-либо вину за события или ситуации, вызывающие у него фрустрацию.
Персонификация типична для журналистов, которым приходится рассказывать о том, что они знают понаслышке, но сами никогда не видели. Типичный пёрл, который вы слышите каждый день: «Кремль сказал».
Здесь «Кремль» - неживой объект. На самом деле, сказал кто-то из обитателей Кремля.
Ещё один популярный пёрл, который вы слышите каждый день: «Запад угрожает России».
Здесь «Запад» и «Россия» - два неживых объекта. России угрожает не «Запад» и даже не США как мнимая часть «Запада». США – тоже неживой объект.
Жителям России угрожает вроде бы человек по фамилии Байден, который зачитывает угрозы по бумажке, написанной другими людьми, которые в свою очередь писали с чьих-то слов. И так далее если перебрать всю цепочку, то автором угроз может оказаться кто-то из жителей России, так называемой «пятой колонны».

Дилетантам типична не только персонификация неживых объектов, но и обратное, то есть деперсонификация живых объектов.
Дилетант пишет о том, что он никогда не видел, не использовал, не ел, не одевал. Как следствие, он постоянно путает:
- объект с его признаками,
- объект с его частями или вхождениями в целое.
Дилетант подобен нарку, который придумал информационный кокон и пытается жить в нём. Миллионы дилетантов, ежедневно распространяя бред, побуждают верить в этот бред и нормальных людей, тем самым расширяя границы информационного кокона. Как следствие, происходит постепенное увеличение удельного веса дилетантов. Наконец, дилетанты начинают влиять на принятие решений нормальными людьми.
Для дилетанта характеристикой объекта является любое слово, которое он когда-либо слышал или читал в контексте про этот объект.

Поясню на очевидном примере.
Допустим, дилетант никогда не видел, не использовал, не ел блины, а источником его знаний о блинах – тексты таких же дилетантов как он.
Допустим, исходное определение блинов, которое создали практики, то есть повара:
Блины - это блюда кухонь, выпекаемые из жидкого теста на сковороде.
Здесь: род блинов – блюда, признаки блинов - жидкое тесто, сковорода, кухня.
Правильно толковать блины как блюдо.
Для дилетанта же истинны любые определения блинов с использованием любых слов из исходного определения:
Блин - это блюдо.
Блин - это кухня.
Блин - это жидкое тесто.
Блин - это сковорода.
Подобное искажение смысла называется метонимизацией.

Что такое мышление? Это действия в уме по выделению в объекте существенного.
Дилетант неспособен выделить существенное и тупо перечисляет всё, что слышал или читал про объект.
Если спросить 7-летнюю девочку, что такое квартира, то она будет перечислять всё, что слышала про квартиру.
Квартира – это мама.
Квартира – это игрушки.
Квартира – это мебель.
Квартира – это подушки.
Также и доктор педагогических наук Лазебникова, когда она пишет про общество и государство, она перечисляет всё, что она слышала или читала про общество и государство.
Лазебникова числится автором учебников и по истории, и по обществознанию, и все её учебники в Федеральном перечне Минпросвещения, на которые получены положительные экспертные заключения Российской академии образования, членкором которой она является.

Перед вами шедевр метонимий – учебник по обществознанию, 10 класс, базовый уровень.
Сий учебник состоит из 3 глав, первые из которых посвящены обществу. То есть 2/3 учебного года бедные 10-классники зубрят, что такое общество. 
Прикол в том, что общество в единственном числе, которое дети 7 лет изучают в школе, не существует.
Употребление термина общество в единственном числе выдаёт дилетанта, который никогда не читал первоисточники.
К числу которых относятся грамоты Екатерины Гольштейн-Готторп-Романовой. Так, из Грамоты на права и выгоды городам Российской империи от 21 апреля 1785 года чётко видно, что в 18 веке в каждом городе были свои общества из числа их жителей, то есть обществами были некоммерческие организации типа товарищества собственников жилья.
Общество – это архаизм, который в 20 веке был вытеснен термином «юридическое лицо». Однако дилетанты об этом не знают, они учились по книгам Ленина и других графоманов.
До введения Гражданского кодекса РСФСР 1922 года, под обществом понимались  люди, объединившиеся в части мира с целью совместной деятельности или бездеятельности. Обособление в городской среде – по мнению дилетанта, это стремление людей обособиться от природы. Но люди с радостью живут и в деревнях, на лоне природе.

Итак, было:
Обществом – это люди, объединившиеся в части мира с целью совместной деятельности или бездеятельности.
У дилетантов общество стало:
Общество – это объединение людей («люди объединившиеся»).
Общество – это часть мира, обособившаяся от природы.
Общество – это общественные отношения («совместная деятельность»).

Итак, учебник по обществознанию, 10 класс, базовый уровень под редакцией Лазебниковой и Боголюбова, первый параграф.
Лазебникова и Боголюбов в первом абзаце толкуют общество как определённую группу людей, объединившихся для общения, совместной деятельности, взаимопомощи и поддержки друг друга. Это определение с натяжкой верно. Проблема в том, что в нём отсутствует указание на имущество, так как имущество – важнейший признак группы людей, отличающий их от бомжей. Вообще не упоминание имущества – типичная примета дилетантов.
Однако уже в следующем абзаце Лазебникова и Боголюбов сочинили метонимию, толкуя общество как обособившуюся от природы, но тесно с ней связанную часть мира, которая включает в себя способы взаимодействия людей и формы их объединения. Здесь мы наблюдаем типичную для дилетантов деперсонификацию живых объектов. Лазебникова и Боголюбов замещают живых людей на неживой объект - часть мира.
Дальше больше, на следующей странице Лазебникова и Боголюбов в одном абзаце толкуют общество как совместную жизнедеятельность людей и тут же снова как совокупность людей. Обратите внимание, группа людей и совокупность людей – это не одно и тоже. В группе людей каждый человек - отдельный. В совокупности людей нет отдельных людей, они все совокупились в одно целое, существующее в представлении дилетанта.
Через пару страниц Лазебникова и Боголюбов сочиняют еще одну метонимию:
"Общество — это исторически сложившаяся и обособившаяся от природы часть мира." 
Тут мы видим очередную деперсонификацию живых объектов.
Листаем ещё пару страниц, Лазебникова и Боголюбов сочиняют еще одну метонимию:
"Общество — обособившаяся от природы часть материального мира, представляющая собой исторически развивающуюся форму жизнедеятельности людей."
Но это ещё не всё. Через пару страниц Лазебникова и Боголюбов толкуют общество как сложную систему, которая состоит из четырёх подсистем.
Одна из этих подсистем – государство.
Прикол в том, что государством в 17 веке называли страну. То есть по мнению Лазебникова и Боголюбов, семья как вид общества состоит из 4 подсистем, одна из которых - страна.
Вы можете вообразить эту шизу?

Вездесущая Лазебникова также пишет учебники по истории, в которых приведены определения государства. И мы сейчас их прочтём и заодно проржёмся.
Государство - где изучается – история, обществознание, теория государства и права, политология и другие лженауки.
Слово «государство» не употреблялось до 15 века. И до эры дилетантов слово «государство» обозначало территорию, имеющую государственные границы или границы, приравненные к ним. Государственные границы или границы, приравненные к ним, на Восточно-Европейской равнине впервые стали появляться в 15 веке. То есть никаких государств на Восточно-Европейской равнине не было.

Итак, было: 
Стало у дилетантов:
Государство – это территория.
Государство – это совокупность органов власти.
Смотрим учебник по истории для 6 класса, один из авторов которого – Лазебникова.
Государство - организация жизни, при которой существует единая система управления людьми, проживающими на одной территории; взаимоотношения между ними регулируются на основе единых законов (традиций), осуществляется охрана земель; регулируются тем или иным образом взаимоотношения с другими государствами и народами.

Здесь мы видим персонификацию – наделение неживого свойствами живого.
Сие Лазебникова допускает в контексте 6 века вопреки тому, что охрана земель, законы – всё это появится не ранее 15 века.
Этот бред написан на странице 19.
А на странице 40 этого же учебника коллектив академиков в контексте 9 века сочинил ещё одну метонимию:
Государством называют объединение людей, которые живут на определённой территории и признают высший авторитет центральной власти.
Снова персонификация – наделение неживого свойствами живого. Дилетанты путают людей и территорию, на которой они живут.
На странице 48 дилетанты настаивают на том, что несуществующая химера - древнерусское государство объединило под своей властью большинство племён восточных славян.

Итак, первые два места в топ-10 метонимий занимают общество и государство. Какие ещё пёрлы входят в топ-10?
1. Общество, в том числе гражданское общество. 
2. Государство.
3. Части света, в том числе Запад, Европа, Азия, деление России на части света и прочий олигофренический бред.
4. Культура.
5. Демократия.
6. Цивилизация.
7. Власть.
8. Народ, в том числе нация.
9. Личность.
10. Духовные ценности, менталитет и прочий бред.

Древние египтяне строили пирамиды.
Древние китайцы – «Великую стену», и то и другое бессмысленный труд миллионов людей на протяжении нескольких тысяч лет.
А россияне зубрят обществознание и другие лженауки – такая же бессмыслица. Но в отличие от древних египтян и древних китайцев не им платят за сизиф труд, а они платят дань своим мучителям. Десятки миллионов школьников, студентов, аспирантов каждый год на протяжении десятков лет учат лженаучные метонимии «общество», «государство» и другие. И ни разу не задумываются, ни во время отбытия барщины, ни после барщины, что такое «общество», «государство», почему эти и другие лженаучные метонимии не прописаны ни в одном нормативно-правовом акте. Была Золота Орда, а теперь – Иная Орда.

 

Комментарии
Комментарии отсутствуют