Лексикон сборщиков дани в обществознании // Л02.Терминологическая грамотность
Продолжаем курс лекций «Терминологическая грамотность учителей обществознания и истории».
Вторая лекция «Лексикон сборщиков дани в обществознании».
Сегодня мы попытаемся понять, почему многие русскоязычные авторы постоянно:
- во-первых, одушевляют недвижимость,
- во-вторых, путают недвижимость и людей.
Например, они одушевляют государство, хотя этим словом изначально обозначали землю, а также они постоянно путают предприятие и организацию. В правильной картине мира предприятие всегда было недвижимостью, а организация всегда была группой людей.
Излагать суждения учитель обществознания или истории может двумя способами.
Первый способ – акцентировать на недвижимость.
Второй способ - акцентировать на пользователей этой недвижимостью.
При первом способе мир воспринимается глазами сборщиков дани.
Недвижимость – это место, в котором сборщики дани собирают дань, простыми словами – точка сбора дани.
В отличие от оброка, дань налагалась не индивидуально, а на географический объект или объект недвижимости.
Примеры географических объектов:
- республика, она же государство,
- область,
- район,
- город,
- деревня,
- крепость,
- морской порт и так далее.
Примеры недвижимости:
- земельный участок,
- предприятие,
- жилой дом,
- дача и так далее.
С 9 века ежегодно с ноября по апрель князь с дружиной объезжал податные земли и собирал дань с финно-угорских, восточнославянских племён и других племён. Выплачивающий дань называется данником. Вся податная земля была разделена на погосты. Погост – это географический объект, по размерам как сельская местность. Жители каждого погоста к приезду сборщиков дани должны были приготовить определенную сумму дани в натуральном или денежном объеме.
В дальнейшем дань собиралась и с более крупных географических объектов – с уездов, волостей. В 1920-ые годы уездно-волостное деление было заменено районным.
Помимо дани князьям и царям, крестьяне платили оброк помещику также продуктами или деньгами.
Под словом «оброк» понимали в древности то, что в настоящее время имеется в виду под словом аренда, то есть срочное или бессрочное пользование каким-либо недвижимым имуществом, вытекающее из договора найма. С 16 века бывали случаи отдачи «на оброк» (то есть в аренду) целых деревень, с живущими в них крестьянами, причём арендатор, обязываясь уплачивать определенную сумму оброка, принимал на себя и платеж всех податей для царя.
В 15-м – 17-м веках подати платились с определённых оплатных единиц (обжа, соха, живущая четверть), с 18 века — со двора.
В 18 веке императором введена подушная подать, от которой были освобождены только дворяне, несшие действительную службу, и духовенство; единицей обложения стали мужчины, так как женщины до 1917 года людьми не считались.
От податей частично освобождалось население привилегированных светских и церковных вотчин. В 16 веке от уплаты податей частично освободили неслужилое дворянство и купечество. Плательщиками податей остались мещане в городах и крестьяне в сельской местности, которые и составляли «податные сословия».
Сборщиков дани интересовала только сумма дани, которую они могли собрать с территории. Кто и как живёт на этой территории, кем они приходятся друг другу – их не интересовало. Сборщиков дани интересовали территории, их размеры и не интересовали люди. Примечательно то, что впервые всеобщая перепись податного населения была проведена за 20 лет до свержения самодержавия, которое продлилось более тысячи лет.
Такое отношение сборщиков дани к территориям и податному населению отразилось на лексиконе сборщиков дани:
- много терминов, обозначающих разные по размеру земли,
- и почти полное отсутствие русскоязычных терминов, обозначающих объединения людей.
Так, в русском языке есть термин «страна», не имеющий аналогов не только в германских языках, но и в славянских языках.
Россия как страна состоит из республик, краёв, областей, округов.
С другой стороны, почти все термины, которые в современном русском языке используются для обозначения объединений людей, созданных с целью производства товаров или оказания услуг, - заимствованы из иностранных языков, например:
- организация,
- коллектив.
Едва ли не единственный термин русскоязычного происхождения, обозначающий деловое объединение людей, - товарищество. Но этот термин книжный, непривычен для слуха. Забавно, министры и генсеки друг друга называли товарищами, при этом они не состояли ни в каком товариществе. Показательно и то, что товарищества не упоминались в Гражданском кодексе СССР 1961 года.
Показательно и то, что товарищества не упоминались в Гражданском кодексе СССР 1961 года.
Зато в нём упоминаются термины, частично иностранного происхождения:
- коллективные хозяйства,
- общественные организации,
- кооперативные организации.
Что такое «сельская община», «сельское общество»? Или как их ещё называют - мир, на миру? Объединение индивидуальных сельхозпроизводителей?
Термины «сельская община» и «сельское общество» по смыслу близки к погосту, то есть обозначают податной географический объект, размером с сельскую местность.
Сельские общества были образованы в первой половине 19 века и первоначально распространялись только на государевых крестьян. Затем появились сельские общества для бывших крепостных крестьян; как правило, такие сельские общества составлялись из крестьян одного владельца. До 1904 года население сельских обществ несло коллективную ответственность за уплату налогов каждого жителя сельского общества.
Сельские общества управлялись сельскими сходами, избиравшими сельских старост.
Обратите внимание на термин «сход» - он русскоязычного происхождения. Но термин «сход» обозначает, по сути, группу зевак. Примеры сходов:
- встреча влюбленных в кафе,
- толпа болельщиков на стадионе,
- группа пешеходов на автобусной остановке.
На фотографиях вы видите таких зевак.
Управляющий в сельском обществе назывался сельским старостой.
Сельский староста избирался большинством голосов сельского схода. Одной из его задач было - наблюдение за уплатой всех видов налогов и сборов в пользу императора и помещиков.
На что нужно обратить внимание?
Для сборщиков дани помимо территориального деления податных земель также очень важным было, чтобы у этих податных земель был один представитель.
Итак, одна территориальная единица, один глава территории. Всё остальное для сборщиков дани неважно.
Одно государство, один государь.
Один город, один глава города.
Одно предприятие, один директор.
В картине мира сборщика дани географический объект и его единственный представитель не существуют друг без друга.
Нет царя, нет страны. Нет директора, нет предприятия.
На аналогичных принципах был основан Советский Союз, в котором податной единицей стало предприятие.
Предприятие – это имущественный комплекс, недвижимость. Но в лексиконе сборщиков дани предприятие одушевлено. Каждое предприятие представляется одним представителем, именуемым руководителем или директором.
Возьмем, к примеру, статью Евсея Либермана, доктора экономических наук, опубликованную в 1962 году в газете «Правда».
В ней он одушевляет предприятия и ничего не пишет про организацию. Он лишь упоминает работающих, трудовой коллектив, руководителей. А где организация, где организованные люди, где юридическое лицо?
Тот факт, что предприятие и организации – разные сущности, при этом предприятия являются имуществом организаций, зафиксирован во многих документах с высокой юридической техникой, например, в статье 22 Гражданского кодекса 1961 года.
Читаем:
«Предприятия, здания, сооружения, оборудование и другое имущество, относящееся к основным средствам государственных организаций» … далее по тексту.
Юридические лица упоминаются в Гражданских кодексах 1922 года и 1961 года, но при этом почти не упоминаются в управленческих документах и научных публикациях, как будто их нет.
В Гражданском кодексе 1961 года юридическими лицами признавались -
«организации, которые обладают обособленным имуществом, могут от своего имени приобретать имущественные и личные неимущественные права и нести обязанности»… далее по тексту.
Одушевленностью государство наделено в статье 21 Гражданского кодекса 1961 года:
«Государство является единым собственником всего государственного имущества... В собственности государства находятся земля, ее недра, воды, леса, заводы, фабрики, шахты, рудники, электростанции, железнодорожный, водный, воздушный и автомобильный транспорт, банки, средства связи, организованные государством сельскохозяйственные, торговые, коммунальные и иные предприятия, а также основной жилищный фонд в городах и в поселках городского типа.»
В картине мира сборщиков дани земля первичнее и важнее проживающих на ней людей. Есть земля, есть общество, есть народ. Нет земли, нет общества, нет народа.
Так, Конституцией СССР 1977 года провозглашалось построение развитого социалистического общества. Обратите внимание на формулировки. Речь об обществе ведется как о месте событий, а не как о группе людей. При этом государство оживлено, наделено целями, как будто оно является организацией. Также в преамбуле упоминается советский народ. Проходит 14 лет, СССР исчезает, а вместе с ним исчезают советское общество, советский народ. Для сравнения, если у юридического лица - ООО «Ромашка» отобрать всё имущество, то ООО «Ромашка» не исчезнет, оно просто переедет в другой офис.
В 1988 году, за 3 года до распада СССР, опубликован Закон «О кооперации в СССР».
Статья 5:
«Кооператив является организацией граждан СССР, добровольно объединившихся на основе членства для совместного ведения хозяйственной и иной деятельности на базе принадлежащего ему на праве собственности, арендованного или предоставленного в бесплатное пользование имущества, самостоятельности, самоуправления и самофинансирования, а также материальной заинтересованности членов кооператива и наиболее полного сочетания их интересов с интересами коллектива и общества.»
Статья 6:
«Члены кооператива, участвующие своим трудом в его деятельности, а также лица, работающие в кооперативе по трудовому договору, составляют трудовой коллектив кооператива.»
То есть предполагались две разные по полномочиям группы наёмных работников:
- привилегированные работники, то есть члены кооператива,
- простые работники, то есть нечлены кооператива.
В чём их существенное отличие. Члены кооператива являются собственниками имущества, а нечлены – нет.
Такими простыми примерами я показываю, насколько разнообразными могут быть взаимосвязи у работников. Тогда как в картине мира сборщиков дани все работники могут быть равными, а их интересы представляет директор.
В правильной картине мира отдельно друг от друга существуют со своими целями и интересами:
- учредитель,
- юридическое лицо в лице директора, которому конкретно учредители передали обособленное имущество,
- наёмные работники, которых нанял директор и которым директор передал часть имущество, в том числе нажитое им в качестве директора.
В картине мира сборщика дани существует точка сбора дани, в которой сидит директор, который формально предполагается обычным членом трудового коллектива. На самом деле у него гораздо больше возможностей для личного обогащения, у него иные интересы и цели.