Люди. Словарь терминов по истории России. Как составить терминологический стандарт. Введение Л21/200
Сегодня я расскажу, как составить правильный словарь терминов по истории России.
Сначала мы пробежимся по типичным ошибкам словарей в учебниках, рекомендованных Минобразованием или Минпросвещением. Затем я покажу на примерах шаблоны стандартных определений.
Далее кратко ознакомимся с типологией людей и их объединений.
Ну и наконец: подразделы терминологического стандарта.
Во многих учебниках по истории России в конце приведён словарь терминов.
Открываем страницы 230, 231, 232 учебника для 6-го класса под редакцией директора Института российской истории Российской Академии наук Петрова.
Красным я подчеркнул определения людей и их объединений.
Как видим, в словаре под редакцией Петрова определений людей и их объединений примерно треть из всего количества.
Примерно столько же определений людей и их объединений в учебнике для 6-го класса под редакцией академика Торкунова.
На что обратить внимание? Обратите внимание на полное отсутствие какого-либо единого похода, то есть стандарта. Все определения написаны по наитию.
Ещё один, последний на сегодня словарь - в учебнике для 7-го класса под редакцией академика Ганелина.
А теперь перейдём к их анализу. Для этого скопируем некоторые из них в один документ и просортируем по алфавиту.
Первая типичная ошибка.
В словарях смешались в кучу кони, люди и залпы тысячи орудий. Правильнее словарь разбить на подразделы. В отдельном подразделе выделить термины, обозначающие людей и их объединения. Их довольно много, от трети до половины всех определений.
Вторая типичная ошибка.
Рерайт. То есть переписывание друг у друга терминов с целью обмануть антиплагиат.ру. В случайной выборке из 3-х учебников это заметно на примере терминов:
- каган,
- князь,
- курултай,
- митрополит, посадник – явный рерайт ради уникальности килобукв.
Следствие этой ошибки: определения терминов, которые авторы приводят в конце учебника, не соответствуют определениям или толкованиям этих терминов в учебнике. Эта ошибка более очевидна в учебниках по обществознанию.
Это важный момент. Определения терминов в словаре должны оттачивать понимание, а не запутывать учащегося.
Третья типичная ошибка.
1-ое, 2-ое, 23-е определения. Как и закуп, дьяк и подьячий также наёмные работники.
Правильнее каждого из них по одному шаблону определять как работников.
Четвёртая типичная ошибка.
Одни термины приведены в единственном числе, другие аналогичные, во множественном числе. Например, дьяк и закупы, крестьянин и люди. Все термины должны быть во одном числе. Мной рекомендуется использовать только множественное число: это исключает иллюзию о том, что объект существует в единственном экземпляре.
Пятая типичная ошибка.
Определения дьяка и подьячего имеют одинаковую структуру, но элементы этой структуры использованы хаотично. Эти элементы:
- время,
- должность,
- место работы,
- страна.
В определении дьяка время указано первым, а в определении подьячего – последним элементом.
В определении дьяка должность указана вторым, а в определении подьячего – первым элементом.
В определении дьяка страна не указана, а в определении подьячего указана.
Такой разнобой затрудняет восприятие определений. Правильнее использовать шаблоны для каждого подтипа термина.
Шестая типичная ошибка.
В определениях императора и кагана указано, что они являются титулами, а в определении купца – человеком. На самом деле, все они являются человеками. Правильнее все такие определения указывать в отдельном подразделе словаря, который так и озаглавить «Люди».
Не нужно запутывать 12-летних школьников такой игрой слов, как то, что название профессии, название занятий, название семейного статуса человека используется в обозначении самого человека. Например, «муж» - название семейного статуса и одновременно название класса объектов женатых людей мужского пола.
Об этом нужно написать в отдельном примечании к словарю и не писать об этом в определениях.
Седьмая типичная ошибка.
В одном определении курултая написано, что это совет, а в другом – орган. Неверно ни то, ни другое. Совет, орган относятся к классу объектов «Организации без образования юридического лица», который в свою очередь является видом организаций. Курултай на самом деле относится к классу объектов «сход».
И не является организацией.
Здесь еще одна ошибка – использование слов-идиом, таких как «орган», которые не понятны не только 12-летним детям, которые учатся по учебникам, но и 60-летним дяденькам, которые писали эти учебники.
Восьмая типичная ошибка.
Посадник - глава города. Князь – глава государства.
Здесь «глава города», «глава государства» - идиомы. Город, государство – географические объекты, то есть неодушевленные объекты, у них не может быть главы. Аналогичный пример: глава дома. Правильнее: глава управляющей компании.
Девятая типичная ошибка.
Разнобой названий государства и других географических объектов. В данной выборке применительно к 17-му веку мы видим такие названия государства, как:
- Российское государство,
- Русь,
- Русское государство.
На самом деле в 17-м веке государство называлось Московским государством согласно Соборному Уложение 1649-го года.
Десятая типичная ошибка.
Каган, князь, хан, царь и так далее характеризуются как правители. Но главами могут быть только наёмные работники.
Каган, князь, хан, царь и так далее относятся к другому классу объектов, а именно к иждивенцам. Спорно относить их к собственникам. Права собственности, права иждивения (то есть паразитирования) этих людей изначально были крайне сомнительны, особенно в нашей стране, в которой всякие иждивенческие звания (императорские, княжеские, графские) отменены в ноябре 1917-го года.
Терминологическим комитетом «О2», которым я руковожу, разработаны шаблоны определений для разных классов объектов типа «человек». На этом слайде показан шаблон определения подтипа «работник», стандартизовано одно из определений из учебников. Перед вами пример стандартизации, то есть рабочий вариант, а не окончательная редакция. Как уже выше отмечалось, определения правильно делать во множественном числе.
Подтип «работник».
Кто – дьяк.
Класс выше - руководитель делопроизводства. Здесь правильнее использовать стандартизованный перечень наименований должностей.
Где (принципал) – здесь указывается организация. Нужно понимать, что работники бывают только в организациях.
Где (отрасль, географический объект) – здесь указывается отрасль (при наличии), географический объект, например, Московское государство. При этом правильнее использовать стандартизованный перечень наименований отраслей и географических объектов.
Когда – например, в 14-м – 17-ом веках.
Последний элемент: примечание, пишется при необходимости в уточнении. Иногда важно уточнить, что работник занимал руководящую должность, а фактически он был говорящей головой пахана.
Другой часты подтип человека – жители. Жителями, к примеру, являются крестьяне. Жители ни на кого не работают. Их существенный признак – проживание в географическом объекте.
Поэтому существенно важно указать, где они проживали. Также можно указать, хотя и не так важно, чем они занимались.
Чтобы грамотно распределить людей по подтипам, нужна типология людей и их объединений.
Людей мы различаем на 3 класса объектов выше:
- физические лица,
- организации,
- группы.
И далее на классы объектов, классы объектов ниже и подклассы объектов.
Принципиальное отличие физических лиц: человек действует от своего имени или от имени другого человека на законном основании или на основе доверенности.
Принципиальное отличие организаций: наличие организатора и исполнителей. Причем это может быть один и тот же человек. Человек действует от имени некоего объединения людей, состоящего из организатора и исполнителей, на основе учредительных документов или доверенности, выданной организатором.
Принципиальное отличие группы: отсутствие организатора, имени собственного, каких-либо учредительных документов. Как следствие, никто не представляет группу в правоотношениях с кем-либо. Как вы можете представлять группу, если у неё нет имени собственного?
Подробнее – в следующих лекциях.
Соответственно, словарь терминов по истории России дробится на множество подразделов, параграфов, пунктов и подпунктов.
Первый подраздел - «Физические лица».
В нём выделяем параграфы
- иждивенцы,
- работники,
- потребители.
Особенность периода истории России с 9-го по 19-й век – доминирование иждивенцев.
Среди иждивенцев мы выделяем:
- мироеды,
- подхалимы,
- коллекторы.
Второй подраздел - «Организации».
Среди организаций мы выделяем:
- юридические лица,
- организации без образования юридического лица.
Третий подраздел - «Группы».
Среди групп мы выделяем:
- домохозяйства,
- жители,
- толпы,
- народы,
- кланы,
- и таким порядком и так далее.
Подробнее – в следующих лекциях.
Терминологический комитет «О2», которым я руковожу, разрабатывает терминологические стандарты предметных областей.
Помогите каналу. Подписывайте, ставьте лайк, распространяйте. Поддержите канал финансово. Если вы хотите, чтобы я рассмотрел тему, которая вам интересна, напишите.