Методические рекомендации по правильному словоупотреблению в учебниках по истории России титулов и должностей физических лиц, объединений физических лиц, государств, географических объектов, стран
На основе критического анализа типичных ошибок учебников предметной области «История и обществознание» сформулированы рекомендации по правильному словоупотреблению в учебниках по истории России титулов и должностей физических лиц, объединений физических лиц, государств, географических объектов, стран.
I. Обоснование (анализ) введения Методических рекомендаций
Все учебники предметной области «История и обществознание» имеют критические несоответствия требованиям к учебникам, установленных Приказом Минпросвещения России от 18.12.2019 N 695 «Об утверждении Порядка формирования федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования». Учебники по истории и обществознанию не имеют познавательной ценности и удовлетворяют потребностям некоторых учащихся в заучивании текстов ради получения положительных оценок (далее - учебники). Их авторы, обладая развитыми навыками переписывания текстов дореволюционных «летописцев», не имеют ни малейшего представления об организациях, органах управления, должностях и, как следствие, сочиняют досужие жития-бытия «князей» и «царей» (далее - авторы). Многие из этих учебников содержат сведения (информацию), направленные на формирование неуважительного отношения к Российской Федерации, органам государственной власти и (или) органам местного самоуправления, народам, проживающим в Российской Федерации, а некоторые из них - сведения (информацию), имеющие признаки пропаганды дискриминации и (или) экстремизма.
Ниже проанализированы типичные грубые ошибки на примере учебника из федерального перечня Минпросвещения для 6 класса «История России (в 2 частях). Арсентьев Н.М., Данилов А.А., Стефанович П.С. и другие; под редакцией Торкунова А.В., 6 класс», порядковые номера учебника в ФП 1.1.2.3.1.1.1, 1.1.2.3.1.6.1 (далее – учебник Торкунова).
1. Отсутствие в учебнике сведений (информации), противоречащих(ей) Конституции Российской Федерации и законодательству Российской Федерации и (или) оправдывающих(ей) противоправное поведение [п. 3.8 Приказа Минпросвещения России от 18.12.2019 N 695].
Типичные ошибки учебников (введение и §9 учебника Торкунова):
1) причисление РОССИИ к государствам вопреки тому, что согласно статье 1 Конституции Российской Федерации РОССИЯ является демократическим федеративным правовым государством,
2) причисление Руси к государствам вопреки тому, что у так называемой «Руси» не было конституции, каких-либо других учредительных документов, закрепивших наименование «Русь».
Тем самым авторы приучают читателей к противоправному представлению о том, что:
- «государство» и Российская Федерация в частности могут существовать без конституции и без законодательства,
- наименование «государству» вправе присваивать авторы, а не многонациональный народ.
В этих отрывках учебника Торкунова имеются и другие ошибки, направленные на формирование противоправного поведения:
- не бывает граждан страны, правильно - «граждане Российской Федерации», именно так написано на первой странице паспорта гражданина Российской Федерации (неужели авторы не знают и этого?!),
- Родина и Россия, как следует из преамбулы Конституции Российской Федерации, – это два разных объекта. Конституцией Российской Федерации установлена синонимия Российской Федерации и РОССИИ.
Следующие типичные ошибки учебников, направленные на формирование противоправного поведения (§5 учебника Торкунова):
3) определение или толкование государства, противоречащее толкованию государства в Конституции Российской Федерации, как объединения физических лиц, не являющихся носителем суверенитета и единственным источником власти,
4) определение или толкование законов (законного, законности), противоречащее соответствующим толкованиям в Конституции Российской Федерации,
5) определение или толкование власти, противоречащее соответствующим толкованиям в Конституции Российской Федерации.
В §5 учебника Торкунова государство определено как объединение жителей одной местности, которые признают высший авторитет центральной власти, при этом в учебнике отсутствует явное указание на то, что местонахождением «центральной власти» является эта же местность. В том же абзаце упоминается безымянное «общество», не упоминаемое в главе 1 Конституции Российской Федерации, нормам которой должны соответствовать все нормы Конституции Российской Федерации (п. 2 ст. 16). Подобные толкования государства направлены на формирование представления о государстве, как о некоем объединении неопределенного числа жителей местности, которые признали «высший авторитет» другой группы людей («центральная власть»), возможно не являющихся жителями этой местности, при участии ещё одной экстерриториальной группы людей («общество»).
Если в Конституции Российской Федерации термин «власть» употреблена в значении «полномочия» (кому принадлежит), то в учебнике Торкунова «власть» приравнена к людям (что это).
Здесь же авторы утверждают, что законность власти следует из «готовности людей платить в пользу неё налоги, подчиняться её приказам (хотя бы в некоторых случаях) и т. д.». Где законы о налогообложении? Разве упомянутые приказы – это законы? Приказы – это локальные акты, принимаемые должностными лицами любых организаций, в том числе юридических лиц, а законы – это нормативно-правовые акты, принимаемые федеральным или территориальным органом государственной власти.
В совокупности такие акцентуации направлены на формирование представления о том, что государство на территории России способны учредить иностранные агенты, признающие «высший авторитет» иностранного государства, которых якобы пригласили местные «старейшины».
2. Отсутствие в учебнике сведений (информации), направленных(ой) на формирование неуважительного отношения к Российской Федерации, органам государственной власти и (или) органам местного самоуправления, народам, проживающим в Российской Федерации… [п. 3.9 Приказа Минпросвещения России от 18.12.2019 N 695].
Типичные ошибки учебников, направленные на формирование неуважительного отношения к Российской Федерации, органам государственной власти и (или) органам местного самоуправления, народам, проживающим в Российской Федерации:
6) толкование законов как текстов, наспех написанных малолетними правонарушителями, играющими в казаков-разбойников,
7) толкование государства как чего-то примитивного, пришедшего «на смену первобытному обществу»,
8) преувеличение роли славян, русских в образовании государств на территории России при приуменьшении роли других народов, проживающих в Российской Федерации (особенно монголов, которые якобы создавали государства на территории России, но при этом в учебниках описываются как враги «Руси», якобы задержавшие её развитие на 300 лет и более).
В §1 учебника Торкунова законы толкуются как «общие и обязательные для всех правила поведения», которые устанавливают главы союза племён, там же утверждается, что «на смену первобытному обществу приходит государство».
А в §7 учебника Торкунова к своду (собранию) законов причислена «Правда Ярослава» (первая часть «Русской Правды»). Тем самым авторы занимаются игрой слов (демагогией), употребляя термины Конституции Российской Федерации в архаичном (устаревшем) смысле.
«Правила поведения», которые устанавливали главы союза племён, князья, цари не являются законами в том смысле, в котором законы упоминаются в Конституции Российской Федерации. Более того: эти «правила поведения» вообще не являются нормативными правовыми актами, так как они не содержат всех обязательных реквизитов НПА (утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.1997. № 1009):
- наименование органа (органов), издавшего акт;
- наименование вида акта и его название;
- дата подписания (утверждения) акта и его номер;
- наименование должности и фамилия лица, подписавшего акт.
Многие «правила поведения», которые устанавливали главы союза племён, князья, цари, не содержали:
- наименований государства или хотя бы местностей, на которые они распространяются,
- указания на подданство или гражданство людей, для которых эти «правила поведения» обязательные для исполнения, что типично для локальных актов домохозяйств.
В свою очередь «Русская Правда» не является сводом (собранием) законов, то есть кодексом. По мнению авторов учебника Торкунова, многомиллионному населению «Руси» потребовалось 154 года (с 862 по 1016 годы), чтобы написать «Правду Ярослава», больше похожую на прайс на преступления, чем на Уголовный кодекс Российской Федерации. Такое представление об умственных способностях населения «Руси» (предках многонационального народа Российской Федерации) крайне неуважительно.
В §5 учебника Торкунова мародерско-разбойная деятельность дружины во главе с «князем» именуется государственным управлением.
3. Правильность … наименований географических объектов Российской Федерации в соответствии с требованиями законодательства в области наименований географических объектов… [п. 3.4 Приказа Минпросвещения России от 18.12.2019 N 695].
Типичные ошибки учебников, направленные на формирование неправильного употребления наименований географических объектов Российской Федерации в соответствии с требованиями законодательства в области наименований географических объектов:
9) смешение наименований страны и «государства»,
10) использование вымышленных наименований стран,
11) использование вымышленных наименований «государств».
Во введении, в §9 и в других частях учебника Торкунова его авторы не различают страну и государство, при этом используют разные наименования применительно к одним событиям: Древнерусское государство, Русь, Древняя Русь, Российское государство, Русское государство и другие наименования, причем нередко все сразу на одной странице. Никогда не существовало ни стран, ни государств с такими наименованиями.
В Соборной клятве 1613 года и Соборном Уложении 1649 года страна, в которой располагалось Московское государство, именуется «Росийское Царство». В настоящее время наименования стран установлены Общероссийским классификатором стран мира, утверждённым постановлением Госстандарта РФ от 14 декабря 2001 г. N 529-ст. В нём не упоминаются «Древнерусское государство», «Русь» и т.п. Утверждения о том, что на территории России были или могут быть другие страны, способны возбудить экстремистские настроения, направленные на раздел территории России.
В §14 учебника и в других частях Торкунова упоминаются «Киевское княжество», «Черниговское княжество», «Смоленское княжество» не то как хоронимы (имена географических объектов), не то как эргонимы (имена объединений людей). Но таких географических объектов и объединений людей не существовало, они вымышлены авторами.
Официальные наименования «государства» в дореволюционной России были установлены:
- Московское государство (Соборная клятва 1613 года, Соборное Уложение 1649 года),
- Империя Российская (Законы 1832 года, Законы 1906 года).
4. Соответствие учебника предметной концепции соответствующего учебного предмета или предметной области (при ее наличии) [п. 3.3 Приказа Минпросвещения России от 18.12.2019 N 695].
Типичные ошибки учебников, направленные на неправильное усвоение предметной концепции:
1) взаимно-противоречивые определения (толкования) терминов в пределах учебника,
2) критичное не соответствие определений (толкований) терминов учебника 6 класса определениям (толкованиям) терминов учебников для вузов.
Так, к примеру, в §1 и §4 учебника Торкунова приведены существенные разные определения государства.
Если в §1 государство толкуется как «организация жизни», то в §4 как «объединение людей». Обратите внимание на безумное использование термина «организация» в метафоре «организация жизни» в определении государства, которое в учебниках для вузов определяется (толкуется) как «территориальная организация власти».
В §9 учебника Торкунова приведено определение общества, противоречащее как определениям государства в этом же учебнике, так и определению общества в учебниках по социологии. Авторы учебника Торкунова определяют общество как людей, объединённых общей жизнью и деятельностью в одном государстве. Если подставить одно определение в другое, то получится следующая тавтология:
Государство – это объединение людей, которые живут и действуют в одном государстве и признают высший авторитет центральной власти.
5. Отсутствие в учебнике сведений (информации), обосновывающих(ей) или оправдывающих(ей) допустимость насилия, направленных(ой) на поддержку и (или) оправдание экстремизма и терроризма [п. 3.14, п. 3.13 Приказа Минпросвещения России от 18.12.2019 N 695].
Типичная ошибка учебников, направленная на обоснование или оправдание допустимости насилия, экстремизма и терроризма - утверждения о том, что:
12) назначение государства – в осуществлении насилия,
13) во главе государства вправе находиться люди, которые под угрозой применения насилия или с применением насилия занимаются мародёрством, разбоем и прочей преступной деятельностью.
Как видно из этих описаний, пресловутые «князья» были главарями вооруженных формирований. Вооруженные формирования не имеют ничего общего с «государством» Российская Федерация. Согласно статье 7 Конституции Российской Федерации, политика «государства» направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, а согласно статье 13 запрещено создание вооруженных формирований.
6. Полнота представления в содержании учебника научных теорий, составляющих основу современных научных знаний по учебному предмету [п. 3.16 Приказа Минпросвещения России от 18.12.2019 N 695].
14) Ни о какой полноте представления в содержании учебника научных теорий, составляющих основу современных научных знаний по учебному предмету, не может быть и речи без использования национального стандарта Российской Федерации ГОСТ Р ИСО 704-2010 «Терминологическая работа. Принципы и методы».
7. Использование в содержании учебника понятийного (терминологического) аппарата, соответствующего предметной области научного знания, структурированность, логичность и последовательность содержания учебника в изложении предметного материала [п. 3.23, п. 3.17 Приказа Минпросвещения России от 18.12.2019 N 695].
Типичные ошибки учебников с использованием в содержании учебника понятийного (терминологического) аппарата, не соответствующего предметной области научного знания, из-за чего нарушается структурированность, логичность и последовательность содержания учебника:
15) употребление слов и словосочетаний, заведомо не относящихся к соответствующей предметной области научного знания,
16) не употребление ключевых слов и словосочетаний, относящихся к соответствующей предметной области научного знания,
17) отсутствие связности и единства понятийного (терминологического) аппарата.
Авторы по истории неуместно и в неправильном значении употребляют слово «общество», которое в лексиконе царей, императоров и их биографов появилось не ранее 17 века.
Авторы употребляют слово «общество» в значении, в котором его употреблял В.И. Ленин и другие графоманы, а именно в единственном числе и в безымянном виде. То есть как [просто] общество.
Как видим из этого отрывка, авторы отождествляют государство и общество с той разницей, что общество у них всегда безымянное.
В лексиконе царей, императоров и в их «указах» нет [просто] общества, а есть дворянское общество, городское общество, сельское общество и т.д. Цари, императоры были главами дворянского общества, а не главами «государства».
В §5 учебника Торкунова государство определено как объединение жителей одной местности, которые признают высший авторитет центральной власти, а в §9 этого же учебника утверждается, что жители этой местности «за пользование землёй должны были платить дань государству», то есть сами себе или другому «государству»?
В §9 учебника Торкунова утверждается, что в конце X в. было закончено объединение всех восточных славян в общее государство, но в учебнике не раскрываются внятные причины объединения нескольких миллионов «восточных славян в общее государство», с которых некие «князья» собирали дань. Миллионы восточных славян объединились ради удобства сбора с них дани? Защита границ? От кого была нужда защищаться жителям территории Республики Коми в 9 веке?
Авторы употребляют множество слов и словосочетаний, обозначающих разные виды объединений людей: племя, союз, племён, общество, община, родовая община, соседская (территориальная) община, религиозная община монахов или монахинь, самоуправляющаяся община и другие. Но не употребляют или почти не употребляют ключевой термин соответствующего предметной области научного знания – домохозяйство, который является родовым термином по отношению почти ко всем терминам, обозначающим объединения людей в дореволюционный период. В §3 учебника Торкунова употреблены слова, похожие по смыслу: семейные хозяйства, домохозяева:
В §9 учебника Торкунова приведено определение казаков как членов самоуправляющихся общин вольных воинов, селившихся на малонаселённых окраинах России, Великого княжества Литовского, а также вольных людей, нёсших военную службу по найму.
Получается, «князья» - это главы «самоуправляющихся общин вольных воинов», а не главы «государств»?
В §1 учебника Торкунова употреблён термин «вождество», который далее в учебнике не упоминается.
Из этого толкования следует, что «князь» был главой вождества, а не «государства». В чём отличие вождества от «государства» - только в том, что во втором случае «князь» был кочевником? Именуйте его «ханом».
В §14 учебника Торкунова также упоминаются (или подразумеваются) такие виды объединений людей, как гильдия (объединения купцов в средневековых городах в Западной Европе), артель (объединение людей для совместной работы), гостей-сурожан и суконников (объединения московских купцов). Но отсутствует какая-либо попытка связать смыслом все эти многочисленные виды объединений, классифицировать их на 2-3 класса объединений людей.
8. Отсутствие в содержании учебника недостоверных, научно неподтвержденных и сфабрикованных фактов [п. 3.18 Приказа Минпросвещения России от 18.12.2019 N 695].
Типичные недостоверные, научно неподтвержденные и сфабрикованные факты, употребляемые в учебниках:
18) утверждения об образовании «государств» с наименованиями, выдуманными спустя много времени от даты образования,
19) именование «князей», «царей», «императоров» правителями «государств».
Как уже отмечалось равнее, в §9 учебника Торкунова утверждается, что в конце X в. было закончено объединение всех восточных славян в общее государство - Русь. На самом деле:
- «объединение всех восточных славян» произошло только в фантазии историков,
- объединились «князья» со своими дружинами в некие безымянные домохозяйства, состоящие их неродственников,
- объединились «князья» и митрополиты в объединение под названием «всея Русия», «всея Руси», «Московский и всея Руси», в котором одномоментно числились 2 человека.
«Князь», «царь», «император» - это наименования почётных званий членов домохозяйств, не являются наименования должностей. Должность главы «государства» согласно некоторым актам (Соборное Уложение 1649, Законы 1832 года, Законы 1906 года) именовалась «государь» (а также «государь император» и т.п.). Однако пресловутые «князья», «цари» и «императоры» никогда не вступали в эту должность либо, если и вступали, то в объединение людей, которое состояло из одного самодержца. Например, согласно Соборной клятве 1613 года «князь» Михаил Феодорович вступал в «должность» «Государя, Царя и Великого Князя всея Русии Самодержец». У этой «всея Русии» не было:
- сотрудников,
- подданных,
- граждан.
В Соборной клятве 1613 года, помимо «всея Русии», упоминаются:
- Московское государство (в значении «государство»),
- Росийское Царство (в значении «страна»),
Из преамбулы Соборной клятвы 1613 года видно, что Московское государство было одним из многих «Государств Российского Царства».
Таким образом, самодержцы были официальными главами объединения людей из 1-2 человек (и неофициальными главами домохозяйств), а также могли считаться бенефициарами «Государств Российского Царства», включая «Московское государство».
9. Отсутствие в содержании учебника фактов, допускающих неоднозначную интерпретацию используемых для аргументации, иллюстрации или объяснения научных идей, гипотез или теорий [п. 3.19 Приказа Минпросвещения России от 18.12.2019 N 695].
20) Типичный факт, допускающий неоднозначную интерпретацию используемых для аргументации, - утверждение об образование государства в 9 веке при том, что первый акт конституционного значения появился в 17 веке. То есть первые 8 веков своей деятельности государство обходилось без актов конституционного значения? То есть акты конституционного значения не нужны либо их могут заменить прайсы на преступления?
В учебниках встречаются и иные недопустимые ляпы. Например, в §9 учебника Торкунова приведено определение «людей как простых свободные жители Руси» и там же написано «наиболее бесправными были рабы, которых на Руси называли холопами или челядью», из чего следует, что рабы – это нелюди.
10. Направленность содержания учебника на формирование у обучающихся российской гражданской идентичности, ценностных ориентиров верховенства права, поддержания общественной безопасности, свободы и ответственности [п. 3.22 Приказа Минпросвещения России от 18.12.2019 N 695].
21) Содержание учебников направлено на формирование у обучающихся ценностных ориентиров верховенства историков, выдумывающих наименования государств и стран, и верховенства самодержцев, собирающих дань с населения, над нормативно-правовыми актами.
Какую российскую гражданскую идентичность могут сформировать у читателей авторы, не понимающие различий между:
- гражданами и негражданами,
- учредителями Российской Федерации и бенефициарами «всея Руси»,
- «государством» самодержца и «государством» Российская Федерация,
- «законами» «князей» и федеральными законами Российской Федерации?
11. Проработанность методического аппарата учебника в части формирования критического мышления, развития аргументированного представления точки зрения [п. 3.27 Приказа Минпросвещения России от 18.12.2019 N 695].
22) Ни о каком развитии критического мышления, развитии аргументированного представления точки зрения не может быть речи, так как авторы не оставляют читателям ни единого шанса для различения «государств» самодержцев и «государства» Российская Федерация, именуя их одним словом «государство».
12. Разнообразие видов текстовой информации, иллюстраций, материалов, представленных в графическом и табличном виде в содержании учебника [п. 3.29 Приказа Минпросвещения России от 18.12.2019 N 695].
23) В учебниках отсутствуют схемы, иллюстрирующие родовидовые связи нескольких десятков видов объединений людей, упоминаемых или подразумеваемых в этих учебниках.
24) В учебниках отсутствуют таблицы, иллюстрирующие существенные различия между несколькими десятками видов объединений людей, упоминаемых или подразумеваемых в этих учебниках.
13. Изложение материалов учебника с учетом возрастных особенностей психофизиологического развития обучающихся [п. 3.30 Приказа Минпросвещения России от 18.12.2019 N 695].
Типичная ошибка изложения материалов учебника без учёта возрастных особенностей психофизиологического развития обучающихся:
25) использование слов, непонятных ни сами по себе, ни вместе с другими непонятными словами: общество, государство и других.
Если учащегося попросить дать определение государства, в котором упоминается общество, то вероятнее всего он ответит так: «государство – это орган управления общества» или «государство – это орган управления обществом», причём учитель не заметит разницы, кто кем управляет.
Как уже отмечалось выше, правильнее упростить словоупотребление в учебниках для 6 класса посредством термина «домохозяйство».
II. Методические рекомендации по правильному словоупотреблению в учебниках по истории России титулов и должностей физических лиц, объединений физических лиц, государств, географических объектов, стран.
1. Общие правила употребления наименований титулов и должностей физических лиц, объединений физических лиц, государств, географических объектов, стран.
1.1. Наименования титулов и должностей физических лиц, объединений физических лиц, государств, географических объектов, стран (далее - наименования) употребляются дословно так, как они употреблены в акте, имеющем высшую или наибольшую юридическую силу (далее – акт).
1.1.1. Не допускается перестановка местами слов в наименованиях. К примеру, если в соответствующем акте государство поименовано «Империя Российская», то недопустимо его именовать «Российская Империя».
1.1.2. Если в акте используются разные варианты наименования без разграничения на полные и сокращённые варианты написания, то приоритетным признаётся первый вариант написания наименования в акте.
1.1.3. Не допускается искажений (изменение, упрощение и т.п.) наименований по сравнению с их употреблением в актах.
1.2. Наименования титулов и должностей физических лиц, объединений физических лиц могут вводиться только актами этих физических лиц или этих объединений физических лиц.
1.2.1. Не допускается смешение наименований титулов и должностей физических лиц.
1.3. Наименования государств, географических объектов, стран могут вводиться только нормативно-правовыми актами, которые содержат нормы об обязательности их применения на всей территории этих государств, географических объектов, стран, при этом применяются только нормы действующего законодательства.
1.3.1. Не допускается смешение наименований объединений людей, народов, государств, географических объектов, стран. К примеру, недопустимо употребление таких наименований географических объектов, как «Ростовское княжество», «Российское царство», так как такие наименования похожи на наименования объединений людей, которые в свою очередь похожи на наименования государств. К примеру, недопустимо употребление таких наименований географических объектов, как «Русь», «Киевская Русь», так как такие наименования похожи на наименования народов, которые в свою очередь некоторые авторами употреблялись в значении «государство».
2. Правильные наименования.
2.1. Хоронимы (наименования территорий).
2.1.1. «Россия» - хороним; наименование нашей страны.
2.1.2. «Родина» - хороним; наименование местонахождения Отечества. Родина не является страной.
2.2. Эргонимы (наименования объединения физических лиц).
2.2.1. «Российская Федерация» - эргоним; полное наименование нашего демократического федеративного правового государства.
2.2.2. «РОССИЯ» - эргоним; сокращённое наименование нашего демократического федеративного правового государства. Слово пишется прописными буквами, чтобы не смешивать с одноимённым наименованием страны. Чтобы исключить смешение с наименованием нашей страны, не рекомендуется использовать.
2.2.3. «Московское государство» - эргоним; наименование государства с начала 17 века до конца 18 века.
2.2.4. «Империя Российская» - эргоним; наименование государства с начала 19 века до 1917 года.
2.3. Другие наименования.
2.3.1. «Отечество» - политоним; наименование всех соотечественников. Отечество не является объединением физических лиц.
3. Правила употребления хоронимов.
3.1. Страна и географические объекты.
3.1.1. Страна – это множественный географический объект. Географический объект – это существующий или существовавший относительно устойчивый, характеризующийся определенным местоположением целостное образование Земли. Виды и правила употребления наименований географических объектов приведены в Федеральном законе от 18.12.1997 N 152-ФЗ «О наименованиях географических объектов».
3.1.2. Страна и географические объекты предназначены для местонахождения в них.
3.1.3. Страна, географические объекты – неодушёвленные предметы. Не допускается упоминать их как одушёвленные предметы.
3.1.4. Территория как природный объект существует обычно 1) миллионы лет, 2) независимо от сознания человека. Применительно к стране не допускаются высказывания о стране, схожие по смыслу на высказывания об объединениях людей, в том числе высказывания о: создании, образовании страны; расширении, объединении страны; развитии страны; управление страной и т.п. и т.д.
3.1.4.1. Не допускаются утверждения о создании, образовании, расширении, объединении России. Россия как страна, её размеры и границы неизменно существуют миллионы лет, неизменно существуют сейчас и будут неизменно существовать миллионы лет.
3.1.4.2. Не допускается акцентуация на заселение России славянами, русскими: все народы Российской Федерации имеют равные права на заселение России.
3.1.4.3. Не допускаются утверждения о множественности России во времени и пространстве. Существует только одна Россия.
3.1.4.4. Допустимы утверждения о распространении единой юрисдикции на всю территорию России.
3.1.5. Никто не вправе владеть страной и населёнными пунктами, кроме её постоянного населения. Применительно к стране и населённым пунктам не допускаются высказывания о стране и населённых пунктах, схожие по смыслу на высказывания об имуществе, в том числе высказывания о: владении и т.п. и т.д.
3.1.6. Не допускается употребление наименований стран и географических объектов, отличающихся от наименований стран и географических объектов, приведённых в законодательстве о наименованиях стран и географических объектов, в том числе: Федеральный закон от 18.12.1997 N 152-ФЗ «О наименованиях географических объектов», Общероссийский классификатор стран мира, утверждённый постановлением Госстандарта РФ от 14 декабря 2001 г. N 529-ст.
Если наименование страны или географического объекта, ранее введённое актом конституционного значения, утратившим силу, отличается от наименования страны или географического объекта, приведённого в законодательстве о наименованиях стран и географических объектов, допускается приведение разъяснения или справки об изменениях наименований страны или географического объекта.
3.2. Родина.
3.2.1. Аналогично применяются нормы п. 3.1.4.1, п. 3.1.4.2, 3.1.4.3 настоящих Методических рекомендаций.
4. Правила употребления эргонимов и его видов.
4.1. Эргонимы обозначают объединения людей. Объединения людей - одушёвленные предметы. Не допускается упоминать объединения людей как неодушёвленные предметы.
4.2. Не допускается смешивать объединения людей и множества людей. Пример множества людей: население местности, пассажиры автобуса и т.п.
4.3. Не допускается смешивать объединения людей, являющиеся организациями (синоним объединения людей с образованием лица), и объединения людей, не являющиеся организациями (синоним объединения людей без образования лица).
4.3.1. Существенное отличие организации от неорганизации: учредители (участники) организации в правоотношениях выступают от имени этого объединения людей. Участники (члены) неорганизации в правоотношениях выступают не от имени этого объединения людей, а от своего имени.
В отличие от организации, у неорганизации могут отсутствовать:
- учредители (как таковые),
- учредительные мероприятия,
- учредительные документы,
- наименование, установленное в актах (вместо него могут использоваться: коммерческое обозначение; фамилия во множественном числе; хороним и т.п.).
Примеры неорганизаций:
- муж и жена, не ведущие совместное хозяйство,
- домохозяйство,
- орган управления, в том числе орган власти,
- объединение самодержца и митрополита, например «всея Русии).
4.3.2. Не допускается смешивать организации и их органы управления.
Орган управления (в том числе орган власти) – это структурное подразделение в организации, не является отдельной организацией.
К примеру, органами управления в Российской Федерации являются:
- Президент Российской Федерации,
- Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума),
- Правительство Российской Федерации.
4.3.2.1. Не допускается критика органов управления организации, если она способствует критике организации. И наоборот: не допускается критика организации, если целесообразна критика только органов управления организации. К примеру, не допускается критиковать Российскую Федерацию, если «виновато» только Правительство Российской Федерации.
4.4. Не допускается смешивать объединения людей, обозначаемых термином «государство».
4.4.1. «Государства», не являющиеся организациями, рекомендуется именовать:
- вождествами,
- домохозяйствами самодержца,
- государствами, не являющимися организациями.
Обозначение «государство, не являющееся организацией» допустимо употреблять в исключительных случаях:
- в критике текстов графоманов и демагогов, увеличивающих историю государственности одних народов и укорачивающих историю государственности других народов,
- в других исключительных случаях.
4.4.2. «Государства», не являющиеся публичными лицами, рекомендуется именовать:
- государствами, не являющимися публичными лицами.
Примеры государств, не являющихся публичными лицами: Московское государство, Империя Российская.
4.4.3. Не допускается именовать Российскую Федерацию, РОССИЮ иначе чем:
- демократическое федеративное правовое государство,
- федеративное государство.
4.5. Не допускается смешивать объединения людей, имеющих:
- разные наименования, синонимия которых не закреплена соответствующим актом,
- разные даты возникновения объединения,
- разные местонахождения объединения,
- разных членов (крайний случай – не имеющих совпадений ни по одному члену). К примеру, Империя Российская 1832 года и Империя Российская 1917 года не имела совпадений ни по одному члену, строго говоря, это разные объединения людей.
4.6. Не допускается употребление наименований вида объединения людей, отличающегося от наименования вида объединения людей, установленного соответствующими актами. К примеру, Министерство иностранных дел Российской Федерации является не органом государственной власти, а юридическим лицом, который в случаях и в порядке, предусмотренных федеральными законами, указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации, по их специальному поручению выступает от их имени (п. 3 ст. 125 ГК РФ).
5. Правила употребления других наименований.
5.1. Правила употребления наименований органов управления.
5.1.1. Не допускается употребление наименований органов управления, отличающихся от наименований органов управления, установленных соответствующими актами.
5.2. Правила употребления наименований вида органа управления.
5.2.1. Не допускается употребление наименований вида органа управления, отличающегося от наименования вида органа управления, установленного соответствующими актами.
5.3. Правила употребления наименований вида акта и его названия.
5.3.1. Не допускается употребление наименований вида акта и его названия, отличающегося от наименования вида акта и его названия, установленного соответствующими актами.
5.3.2. Не допускается называние нормативно-правовым актом акта, который не содержит все обязательные реквизиты нормативно-правового акта.
5.3.2.1. Не допускается называние законом акта, который не содержит:
- в своём названии слово «закон»,
- все обязательные реквизиты нормативно-правового акта,
- указаний на подданство или гражданство людей, для которых этот акт обязателен для исполнения.
К примеру, недопустимо именовать «Русскую правду» законом, которая не соответствует ни одному признаку закона.
5.3.2.2. Не допускается называние законом акта иностранных государств, который соответствуя всем признакам закона, не содержит в своём названии слово, однозначно соответствующее слову «закон».
5.3.2.3. Не допускается называние конституцией акта иностранных государств, который соответствуя всем признакам конституции, не содержит в своём названии слово, однозначно соответствующее слову «конституция».
5.4. Правила употребления наименований титулов самодержцев и других физических лиц.
5.4.1. Не допускается употребление наименований титулов самодержцев и других физических лиц, отличающихся хотя бы на одно слово от наименований титулов, введённых актами этих физических лиц или объединений физических лиц, членами которых эти физические лица являются.
К примеру, если наименование титула Ивана Васильевича Рюриковича, введённое им же, состояло из 63 слов, то недопустимо сокращать до 3-4 слов и менее с целью введения читателей в заблуждение о том, что Иван Васильевич Рюрикович был правителем Руси.
5.5. Правила употребления наименований должностей самодержцев и других физических лиц.
5.5.1. Не допускается употребление наименований должностей самодержцев и других физических лиц, отличающихся хотя бы на одно слово от наименований должностей, введённых актами этих физических лиц или объединений физических лиц, членами которых эти физические лица являются.
5.5.2. Не допускается употребление наименований титулов физических лиц, способствующее смешению с наименованиями должностей физических лиц. Чтобы исключить подобное смешение, необходимо в соответствующем месте содержания учебника привести необходимые разъяснения и примеры.
5.5.3. Чтобы исключить смешение наименования должности или титула физических лиц с наименованием главы государства, необходимо в соответствующем месте содержания учебника привести необходимые разъяснения и примеры, чётко показывающие, что данное физическое лицо не является главой государства либо является главой (членом) иного объединения людей, нередко состоящего из одного физического лица. К примеру, некоторые самодержцы были главами объединения людей «всея Руси», состоящего из одного или двух физических лиц; у этого объединения не было других членов, кроме митрополита; не было ни подданных, ни граждан, ни сотрудников «всея Руси». Для сравнения: В.В. Путин является Президентом Российской Федерации, а каждый из нас - гражданином Российской Федерации.
Редакция от 24.10.2021 (будет постоянно обновляться и добполняться).
При копировании любой части этой статьи обязательно указывать источник:
Алексеев В.М. Методические рекомендации по правильному словоупотреблению в учебниках по истории России титулов и должностей физических лиц, объединений физических лиц, государств, географических объектов, стран // Razlichi.ru, 24.10.2021.