Наглядные средства в обучении обществознанию и истории // Л03.Терминологическая грамотность

Статьи о внешней и внутренней политике, истории и теории государства. Вы можете подписаться на новые публикации.

Продолжаем курс лекций «Терминологическая грамотность учителей обществознания и истории».
Третья лекция «Наглядные средства в обучении обществознанию и истории».

Таких наглядных средств минимум два - вы должны показать:
- откуда вы взяли термин и его определение,
- изображение (что или кого этот термин обозначает).


Если вы добросовестный учитель, вы учите детей, а не занимаетесь нигилистической пропагандой или профанацией, вам необходимо перепроверить всю информацию перед уроком, а на уроке показать детям, откуда взяты термины и определения.
Более подробнее первоисточники, в том числе те, которые есть в открытом доступе, работу с ними разберем в отдельных лекциях и практикумах.
В случае учебников по истории заходите в "Полное собрание законов Российской Империи", выбираете нужный том, выбираете нужный год или век.
Так, в учебнике написано, что в 9-м – 10-м веке:

«сложилось государство, получившее название Русь».

Вам необходимо найти нормативно-правовой документ одноименного государства, в котором имеются положения про название «Русь».
Проверить достоверность такой информации – 5 минут. В данном случае информация вымышлена историками, то есть историки придумали, во-первых, государство, во-вторых, его название.
На следующей странице того же учебника авторы приводят определение государства. Читаем:

«Государством называют объединение людей, которые живут на определённой территории и признают высший авторитет центральной власти. Такую власть называют законной.»

Обратите внимание, авторы пишут про законную власть, то есть в 9 веке уже были законы?
Добросовестный учитель должен задаться вопросами:
- кто так назвал государство?
- откуда взято это определение государства?
- где законы 9 века, в которых упоминается термин «власть»?
Задайтесь главным вопросом: зачем вам государство, зачем вам глава государства, зачем вам министры и депутаты, зачем вам законы, если государство, его название и его законы выдумывают авторы учебников?
Например, в учебнике написано, что в 17 веке государство называлось «Московское государство». Как наглядно подтвердить это утверждение? Показываете ученикам пошагово, как найти в интернете «Электронную библиотеку Руниверс», в ней - Полное собрание законов Российской Империи. Заходим по ссылке в нужный том, выбираете нужный год, в данном случае том первый, год 1649. Открываете первоисточник – нормативный документ «Соборное Уложение», в котором написано про «Московское государство».
В учебнике утверждается:

«Российская Федерация – это демократическое правовое государство».

Как это наглядно проверить или подтвердить?
Показываете ученикам, как попасть на главную страницу официального интернет-портала правовой информации Минюста РФ. переходим на вкладку «Законодательство России», пользуемся поиском по сайту. В поисковой строке пишем искомые слова или название нормативно-правового акта. Заходим в содержимое подходящего документа и сверяемся с первоисточником. Читаем в Конституции РФ:

«Российская Федерация - Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления.»

Научите учеников пользоваться более удобными справочными правовыми системами, например, «КонсультантПлюс». В этой базе самые важные нормативные правовые документы, то есть Конституция РФ и Гражданский кодекс РФ, открываются в один клик. Ещё одно бесспорное преимущество таких электронных справочников – наличие в них словарей юридических терминов, которые находятся в один или два клика. В поисковой строке вводите искомое слово, и - перед вами список НПА, в которых этот термин использован.
Ещё одна ультрасовременная база данных юридических терминов - база данных РОСТЕРМ, которая содержит стандартизованные термины и определения, а также их аналоги на английском, французском и (или) немецком языках. Найти эту базу легко через поисковый запрос в Яндексе. Далее в поисковой строке пишите искомый термин, и перед вами выпадает список всех случаев, употребления этого термина в национальных стандартах, в ГОСТах.
Представим, вы ведете урок луко-ведения и вам предстоит зачитать из учебника следующее утверждение.

Лук – это многозначное слово, которое имеет несколько значений:

- зелёные стебли растения, применяемые в приготовлении холодных блюд,

- сельскохозяйственная культура, по форме похожая на корнеплод, используемая в приготовлении горячих блюд,

- метательное оружие, используемое в спортивных соревнованиях,

- множество одежды, используемой как один образ."

Задумайтесь, чем вы занимаетесь, филологией «аля Задорнов» или обучением? Вы изучаете значения слов или вы изучаете объективную реальность.
Чтобы изучать объективную реальность, вам нужно показать всё то, о чём вы рассказываете.
Если вы всё покажете ученикам на картинках, то учебный материал правильно усвоят не только ученики, но и учителя. Вы сами поймёте то, о чём вы рассказываете.


И тогда вы задумаетесь, а что в одном учебном курсе делают еда, метательное оружие и стиль одежды? Эти объекты объективной реальности разве могут пересечься в одной реальности?
Разумеется, нет.
И значит, проблемы многозначности слов не существует.
ЕГЭ-учебник по обществознанию, авторы Баранов, Шевченко, страница 84.

Читаем:
Слово «общество», имеет значение в широком смысле, ещё 4 значения в узком смысле, в своём учебнике авторы приводят ещё несколько значений «общества», все разные и ни одного изображения.
Подобный подход к подаче учебного материала имеет признаки нигилистической пропаганды и профанации.
Добросовестный учитель истории должен перепроверить все определения и каждое определение сопроводить изображением.
Все определения в данном учебнике – нигилистические, вымышлены авторами.
Попытаемся подобрать к ним изображения.

 

«Обособившаяся от природы, но тесно с ней связанная часть материального мира» - изобразим безжизненным осколком скалы с засохшим деревом.
«Круг людей, объединённых чем-то» так и изобразим – кругом людей.
«Отдельное конкретное общество, страна, государство, регион» - изобразим географическим объектом.
«Исторический этап в развитии человечества» - изобразим часами.
«Человечество в целом» - изобразим толпой людей.

Не трудно заметить, что Баранов и Шевченко, как в случае с луком, пишут про классы объектов, которые в объективной реальности, хотя и пересекаются, но существуют отдельно. И чтобы не путать их, грамотнее использовать специальные термины. Зачем географические объекты называть «обществом», если их названия стандартизованы в федеральных законах? Заем объединения людей называть «обществом», если терминологию объединений людей регулируют Гражданский кодекс и некоторые другие федеральные законы?
Зачем отрицать терминологию действующего законодательства?
Чем вы занимаете – обучением или нигилистической пропагандой и профанацией?
 

Комментарии
Комментарии отсутствуют