Почему действия врачей и юристов называют помощью, а действия учителей и чиновников - нет / Л25/200
Сегодня ответим на вопрос: «Почему действия врачей и юристов называют помощью, а действия учителей и чиновников – нет?». Перед просмотром этой лекции, прослушайте предыдущую, под номером 24.
Специфика самообслуживания в том, что всем всё равно, что и сколько вы делаете. Вы можете заявить любое количество действий, называть их как угодно, хоть процессами, хоть операциями, хоть творчеством, хоть саморазвитием – это ничего не меняет с точки зрения других людей. Когда вы сами обслуживаете себя, вы как бы обособились ото всех.
Является ли самообслуживание видом управления? Является. Потому что вы управляете сами собой или, как говорят чиновники, занимаетесь самоуправлением.
А если вы не один, не одна, а кто-то ещё? Например, работница пекарни передаёт вам хлеб – как это называется?
Такие действия называются обслуживанием, то есть производством услуг. В данном случае девушка слева обслуживает девушку справа. Являются ли эти действия управлением? Да, являются. Своими действиями продавец и другие работники пекарни как бы заманили покупателя в торговый зал и поспособствовали на принятие ею решения о покупке хлеба.
Являются ли эти действия помощью? Да, эти действия – помощь в утолении голода, в потребности в хлебе.
Какая ещё бывает помощь? Медицинская помощь, в том числе скорая медицинская помощь, экстренная помощь.
Врачи помогают пациенту спасти его жизнь, его здоровье. Врачи помогают не себе, а другому человеку.
Бывает юридическая помощь, правовая помощь, финансовая помощь. В чём она проявляется? Человек приходит сам, по своей нужде к специалисту, задаёт ему жизненно-необходимые вопросы и получает ответы: алгоритм решения своих проблем.
Психологическая помощь, психиатрическая помощь. Примерно та же картина.
Виды помощи, которые я назвал, придуманы не мной. Они на слуху, приняты нормативно-правовые акты, в которых расписан порядок этой помощи.
Медицинская помощь. Бывает платная и бесплатная медицинская помощь.
Юридическая помощь. Также бывает платная и бесплатная юридическая помощь.
Как и в случае бесплатной медицинской помощи, бесплатная юридическая помощь является бесплатной только для получателя услуги. Для исполнителя такая услуга всегда оплачивается. Поэтому во всех таких случаях слово «бесплатная» является идиомой.
Финансовая помощь, как и материальная помощь, гуманитарная помощь, военно-техническая помощь, проявляется в том, что люди, нуждающиеся в помощи, получают деньги, материалы, товары.
Психологическая помощь.
Есть куча нормативных актов по другим видам помощи:
- научно-техническая помощь,
- гуманитарная помощь,
- социальная помощь,
- административная помощь,
- социальная помощь,
- материальная помощь,
- военно-техническая помощь,
- взаимная помощь.
А существует ли образовательная помощь, учебная помощь, воспитательная помощь?
Не существует.
Почему? Казалось, образование, обучение, воспитание во многом похожи на консультирование. То есть специалист разъясняет другому человеку премудрости, помогающие тому улучшить свою жизнь.
Первое отличие образования от психологической помощи в том, что в нём нет никакого продукта, который передаётся от продавца к покупателю, кроме корочки об образовании.
Учитель не рассказывает ученику что-то, что ученик не может сам прочесть в любом учебнике. Учитель не отвечает на вопросы ученика. Учителю плевать на насущные потребности ученика. С другой стороны, учитель не нужен ученику. Всё, что нужно ученику, есть в библиотеке – онлайн или офлайн. Почти всё то, что заставляют ученика учить в школе, ему не нужно.
Второе отличие образования от психологической помощи в том, что учителю не нужны ученики, так как оплату учитель получает не от учеников, а от распорядителя бюджетных средств, причём это мелкооптовая оплата.
Если консультации индивидуальны и принципиально важно, пришел человек на консультацию или нет. То в случае образования не важно, пришёл ли Саша Иванов на урок, так как персонально его никто не ждёт. Придут 20 других учеников. А когда нет ни товара, ни персонального обслуживания, то обслуживание превращается в самообслуживание.
Третье отличие образования от психологической помощи в том, что распорядителю бюджетных средств не нужны ни учителя, ни ученики.
Здесь всё зависит от воли распорядителя бюджетных средств. Он хочет: дал деньги, хочет – нет. И так было на протяжении всей истории человечества за исключением последних сто лет и то с натяжкой.
А когда нет продавцов и покупателей, то управление превращается во владение.
В настоящее время в школах есть учителя и ученики. Так чем там занимаются учителя? Учителя распоряжаются учениками. Они ставят им оценки, они отмечают посещения занятий. Если ученик не будет приходить в школу без уважительных причин, то ученику грозят жестокие последствия, вплоть до отъёма его от родителей и передачи в детский дом.
Да, врач тоже отмечает приходы пациента. Но услуги не превращаются в оценку, как в случае образования.
В прошлой лекции мы построили дерево терминов (10 уровней) на примере производства услуг.
Добавим в это дерево «образование». Образование – по идее, это вид обслуживания. На этом дереве я добавил звенья на примере высшего образования.
И не забывайте, это идеальное дерево, построенное на основе Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности. В реальности, как мы видим, по многим причинам образование не является обслуживанием.
Читается это дерево следующим образом. Всё что непосредственно выше, это родовой термин.
Бакалавриат можно определить как обслуживание в области высшего образования. В свою очередь, обслуживание в области высшего образования – это образование. И так далее. Можно ли сказать, что образование – это не только производство услуг, но и пользование, и управление и так далее? Нет, потому что управление, помимо пользования и распоряжения, включает в себя владение, а учителя, хотя и распоряжаются, они не владеют учениками.
Итак, ответ на вопрос: «Почему действия врачей и юристов называют помощью, а действия учителей и чиновников – нет?». Потому что врачи и юристы помогают или пытаются вам помочь пользоваться собой. Учителя и чиновники пытаются вами распоряжаться.
В реальности образование является видом не пользования, а видом распоряжения. То есть учителя распоряжаются учениками.
Вы спросите, а что на этом дереве делают ученики, тоже распоряжаются? Нет, ученики, как противная сторона взаимодействия, занимаются противодействием, их действия диаметрально противоположны и называются иначе. Об этом поговорим в лекции 27.
Помогите каналу. Подписывайте, ставьте лайк, распространяйте. Поддержите канал финансово. Если вы хотите, чтобы я рассмотрел тему, которая вам интересна, пишите.