Учебники по истории из федерального перечня Минпросвещения: творчество графоманов

Статьи о внешней и внутренней политике, истории и теории государства. Вы можете подписаться на новые публикации.

Приказом Минпросвещения России от 18.12.2019 N 695 утверждена методика экспертизы учебников по истории на соответствие установленным требованиям качества. Однако все 28 учебников по истории России, на 08.10.2021 включенные в федеральный перечень учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ общего образования, имеют критические ошибки.

Наиболее типичная критическая ошибка в учебниках ФП – это неиспользование в содержании учебника понятийного (терминологического) аппарата, соответствующего предметной области научного знания (п. 3.17 Методики).

Графоманы используют в своих учебниках не терминологию предметной области научного знания, а терминологию сказочников, тексты которых они подвергли рерайту.

Сначала Татищев прорерайтил летописи Нестора, затем Ключевский – Татищева, Сиповский – Ключевского, наконец Торкунов – Сиповского и т.п.

Рерайтеров выдаёт использование:

  • архаизмов,
  • иного смысла.

Транспортное средство как пример искажения смысла

Что вы видите?

Вы видите транспортное средство.

Нестор, Татищев и другие сказочники жили во времена, когда упряжка была едва ли не единственным видом наземного транспортного средства. Допустим, условный Татищев во всех своих историях использует термин «транспортное средство», подразумевая конную упряжку. Татищев рассказывает о том, как и кто управляет транспортным средством. Далее спустя сотни лет его истории переписывают последовательно Ключевский, Сиповский, Торкунов, употребляя термин «транспортное средство» и сопутствующие ему термины (управление, правила дорожного движения и другие).

Читатели, наши с вами современники, читая истории про транспортное средство, воображают себе такие транспортные средства:

И такое:

И даже такое:

Все эти 4 объекта относятся к типу объектов «транспортное средство», но к разным классам объектов. Все эти объекты требуют абсолютно разного уровня подготовки, чтобы быть допущенными к управлению. Объект № 1 – нулевая подготовка, объекты № 2 и № 4 – многолетняя подготовка, причем к управлению объекта № 4 будут допущены единицы людей из миллиона кандидатов и т.п.

Например, объект № 3 относится к классу объектов «Средства автотранспортные, прицепы и полуприцепы». Соответствующий понятийный (терминологический) аппарат для данных терминов содержится в ОКПД2, утвержденном приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 31 января 2014 г. N 14-ст. Чтобы не смешивать эти 4 объекта в современной терминологии используются уникальные нарицательные имена (термины). Объект № 3 имеет имя «Porsche 986 Boxster».

И когда условный Нестор пишет про управление транспортным средством, у нашего современника возникает предельно ложное представление об описываемой истории.

Нестор, Татищев и прочие сказочники понятия не имели ни про автомобили, трубопроводы, самолеты, ни про управление ими.

Архаизмы и иной смысл в учебнике «История России (в 2 частях) для 6 класса под редакцией Торкунова А.В.

А теперь возьмём, к примеру, учебник «История России (в 2 частях). Арсентьев Н.М., Данилов А.А., Стефанович П.С. и другие; под редакцией Торкунова А.В., 6 класс», порядковый номер учебника в ФП - 1.1.2.3.1.1.1.

Уже на 13-й странице мы видим явные следы рерайта: использование архаизмов:

  • род,
  • племя,
  • община,
  • общество.

Род, включающий кровных родственников, - это, говоря СОВРЕМЕННЫМ языком, домохозяйство, состоящее из людей, связанных родством. Соответствующий понятийный (терминологический) аппарат для данных терминов содержится в Общероссийском классификаторе информации о населении, утвержденном Приказом Росстандарта от 12.12.2014 N 2019-ст (далее – ОКИН).

Архаичная соседская (территориальная) община в современной терминологии ОКИН, это домохозяйства, состоящие из лиц, не связанных родством.

Забавно, но рерайтеры местами почти правильно пишут о том, что пресловутые общины являются «семейными хозяйствами» и «ведут хозяйство».

Но при этом они не понимают суть домохозяйств и пытаются приписать им несуществующие свойства. Нестор, Татищев жили во времена, когда домохозяйства были едва ли не единственным видом объединения людей. Такой вид объединения людей, как организация (в значении юридическое лицо) Нестору и Татищему не были известны. Поэтому более поздние рерайтеры употребляют некоторые термины (правление, управление, правители) либо неуместно, либо в ином смысле. Члены домохозяйств не выбирают ни старейшин, никого. Выборы выборных лиц – это особенность организаций (которых до 18 века не было) и с натяжкой самоорганизаций (пример самоорганизации – пассажиры автобуса, водители автострады).

Здесь графоманы неуместно и в ином смысле, помимо управления, упоминают также законы, власть, правители.

«Правитель» - это должность, а та в свою очередь свойственна только организациям.

«Власть» - в современном значении, закрепленном Конституцией РФ, принадлежит только многонациональному народу. Правителям же принадлежат полномочия (права, обязанности).

«Законы» - в современном значении, закрепленном Конституцией РФ, бывают федеральными и областными и принимают их представительные органы власти, каковые появились с натяжкой в 17 веке.

Ещё один яркий пример графомании: употребление архаизма «эксплуатация». В современном значении, утвержденном в ГОСТ (например, ГОСТ 25866-83), эксплуатация – это стадия жизненного цикла изделия, на которой реализуется, поддерживается и восстанавливается его качество.

Рерайтеры же приводят марскистское определение эксплуатации – присвоение результатов чужого труда. Но сегодня присвоение результатов чужого труда именуется другим термином «присвоение» (ст. 160 УК РФ). Марксу, который был таким же графоманом, мало что было известно про организации (которые только появлялись), и он выдумал теорию о труде, ставшую архаичной ещё 100 лет назад.

Для справки:

Нестор почти всю жизнь (1056-1114) прожил в монастыре как член домохозяйства, состоящего из лиц, не связанных родством. Он понятия не имел:

  • об организациях (начали появляться в 18 веке),
  • управлении, должностях, нормативно-правовых актах (свойства организаций).

При копировании любой части этой статьи обязательно указывать источник:

Алексеев В.М. Учебники по истории из федерального перечня Минпросвещения: творчество графоманов // Razlichi.ru, 08.10.2021.

Комментарии
Комментарии отсутствуют