Юридический и псевдоюридический подходы в оценке научности учебников по истории

Статьи о внешней и внутренней политике, истории и теории государства. Вы можете подписаться на новые публикации.
Дата: 10.10.2021 Автор: Алексеев Владимир Михайлович Просмотров: 490 Комментариев: 0 Категория: История России Теги: история россии, государство, терминология, самодеятельность

С 6 класса дети изучают, что такое государство, на уроках истории и на уроках обществознания. И нередко эти уроки следуют один за другим, и ведёт их один и тот же учитель. Например: учитель истории и обществознания Тулупова О.В., вот выдержка из её рабочей программы по обществознанию для 6 класса:

Проблема в том, что государство, изучаемое на уроках истории, отличается от государства, изучаемого на уроках обществознания, примерно как лист от [lɪst]. Эти слова одинаково пишутся в латинской/кириллической транслитерации и схоже произносятся, но обозначают разные объекты:

на английском языке [lɪst] – это список,

на немецком языке [lɪst] – это хитрость; и т.д.

 

Юридический подход в оценке научности учебников по истории

Сходства и различия между государством (учебники по истории России) и государством (Конституция РФ) показаны ниже (см. приложение). Из таблицы сравнения видно, что государство (учебники по истории России) имеет гораздо больше сходств с домохозяйством, состоящим из людей, связанных родством, чем с государством (Конституция РФ). В свою очередь, государство (Конституция РФ) гораздо более похоже на общество с ограниченной ответственностью (Гражданский кодекс РФ), чем на государство (учебники по истории России).

Наиболее существенное отличие «государства» Рюриковичей от Российской Федерации в том, что первое не является организацией. В отличие от Российской Федерации:

  1. «государство» Рюриковичей не имеет наименования в момент своего создания,
  2. не имеет момента своего создания (даты, места и т.п.).

Российская Федерация учреждена в результате схода населения 12 декабря 1993 года.

Безымянное «государство» Рюриковичей учреждено в сочинениях сказочников, которые постоянно путаются в его наименовании, называя то Русь, то Киевская Русь, то Древняя Русь, то Древнерусское государство и ещё десятками другими именами.

Очевидно, «государство» Рюриковичей и [федеративное] государство Российская Федерация – это два совершенно разных исторических явления, которые историки почему-то обозначают одним словом «государство».

Ученик 6 класса не понаслышке знает про Путина, который из каждого ящика каждый день преподносится как глава «государства», который постоянно принимает указы, подписывает федеральные законы и визирует постановления Правительства. И этот ученик 6 класса учит тексты учебника по истории, в которых Рюрик и его потомки также именуются или подразумеваются «главами государства». Хуже того: ФГОС основного общего образования, утверждённый приказом Минпросвещения России от 31.05.2021 № 287, обязывает историков употреблять термины «органы власти» и «органы государственной власти», употребляемые в Конституции Российской Федерации, Гражданском кодексе Российской Федерации, применительно к «государству» Рюриковичей:

В соответствии с подп. 7 п. 45.6.1 ФГОС основного общего образования, предметные результаты по учебному предмету «История России» должны обеспечивать умение сравнивать исторические явления в различные исторические эпохи. А как условный ученик 6 класса сможет это сделать, если ему не дают ни одного шанса отличать «государство» Русь от [федеративного] государства Российская Федерация, так как историки обозначают их одним словом «государство»?

 

Что должны историки в соответствии с подп. 7 п. 45.6.1 ФГОС ООО?

В соответствии с подп. 7 п. 45.6.1 ФГОС ООО историки должны научить обучающихся:

  • различать «государство» Рюриковичей и Российскую Федерацию,
  • понимать на сколько «государство» Рюриковичей эволюционировало в Российскую Федерацию.

Для этого историки должны показать обучающимся, какой современной организационно-правовой форме соответствует «государство» Рюриковичей.

В Конституции Российской Федерации и Гражданском кодексе Российской Федерации прописаны ВСЕ ныне существующие виды объединений людей, имеющие органы управления. В других федеральных законах (Семейный кодекс РФ и другие) прописаны объединения людей, не имеющие органы управления. Никаких других объединений людей не существует.

Не обращаясь к современному законодательству, историки занимаются не просто прафанацией и не просто самодеятельностью. Их деятельность может быть квалифицирована как:

  • наносящая вред несовершеннолетним,
  • имеющая признаки экстремизма.

Наоборот, отождествляя «государство» Рюриковичей с Российской Федерации, историки тем самым ученика 6 класса:

1) с одной стороны, вводят в заблуждение о том, что Рюрик и его потомки также принимали указы, подписывали федеральные законы и визировали постановления Правительства. На самом деле, Рюриком и его потомками за 800 лет «управления» страной не было принято ни одного правового акта, сопоставимого с федеральным законом или постановлением правительства. Писульки, которые принимались в их времена, едва ли можно назвать локальными актами какого-то захудалого домохозяйства,

2) с другой стороны:

  • противодействуют формированию российской гражданской идентичности обучающихся как составляющей их социальной идентичности, представляющей собой осознание индивидом принадлежности к общности граждан Российской Федерации;
  • понуждают к формированию неуважительного отношения к Российской Федерации, органам государственной власти и (или) органам местного самоуправления (п. 3.9 Методики, утвержденной Приказом Минпросвещения России от 18.12.2019 № 695 «Об утверждении Порядка формирования федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»).

 

Псевдоюридический подход в оценке научности учебников по истории

Историки парируют мне утверждением о том, что я применяю псевдоюридический подход в оценке научности учебников по истории.

Мол, согласно подп. 3 п. 45.6.1 ФГОС ООО историки должны обеспечивать обучающимся по учебному предмету «История» овладение историческими понятиями. И значит, историки обязаны использовать не современную терминологию, а термины, употребляемые в соответствующие исторические эпохи. Якобы поэтому историки вправе при описании исторических событий с 9 по 19 века использовать слово «государство» в значении, в котором его понимали современники тех событий. К примеру, Даль толковал «государство» как «страну, которой управляет государь». Подобное понимание «государства» противоречит толкованию государства в тексте Конституции Российской Федерации, в которой «государство» обозначает республику в составе Российской Федерации.

По мнению историков, дети должны изучать развитие понятия «государство», мол, с каждым веком «государство» менялось. Но с каждым веком менялось не только «государство», но и, к примеру, транспортные средства. И чтобы не путать совершенно разные типы транспортных средств, специалисты используют разные нарицательные имена: сани, конная упряжка, лифт, водопровод, самолёт, танк, трактор, легковой автомобиль, грузовой автомобиль и т.д.

Приложение

Таблица. Сходства и различия между государством (учебники по истории России), государством (Конституция РФ), домохозяйством и обществом с ограниченной ответственностью

Параметр

Объединения людей, не являющиеся организациями

Объединения людей, являющиеся организациями

Государство (учебники по истории России)

Домохозяйство, состоящее из людей, связанных родством

Государство (Конституция РФ)

Общество с ограниченной ответственностью (Гражданский кодекс РФ)

Регистрация (дата, место, реквизиты, официальные мероприятия и т.п.)

Отсутствует

Отсутствует

Да

Да

Учредительные документы

Отсутствуют

Отсутствуют

Да

Да

Наименование в момент регистрации

Отсутствует (множество разных наименований появляются как неологизмы 100-1000 лет спустя)

Отсутствует

Да

Да

Органы управления

Якобы имеются, но у них отсутствуют наименования, положения о подразделениях, кроме выдуманных историками, либо появляются 100-1000 лет спустя

Отсутствуют

Да

Да

Местонахождение лица, имеющего права действовать без доверенности (юридический адрес)

Изначально отсутствует, появляется 100-1000 лет спустя

Да

Да

Да

Учредители – население (чего-то)

Якобы имеются по мнению историков

Да (жилого помещения, жилого дома и т.п.)

Да (географического объекта или макрогеографического объекта)

Необязательно

Учредители имеют приоритет над органами управления

Нет

Да

Да

Да

Общество (учебники по истории России) вправе вмешиваться в дела

Да

Нет

Нет

Нет

Цель

Повышение благосостояния органов управления

Повышение благосостояния учредителей

Повышение благосостояния учредителей

Повышение благосостояния учредителей

Гражданство

Нет

Нет

Да

Нет

При копировании любой части этой статьи обязательно указывать источник:

Алексеев В.М. Юридический и псевдоюридический подходы в оценке научности учебников по истории // Razlichi.ru, 10.10.2021.

 

Комментарии
Комментарии отсутствуют