Запретите учителям писать учебники. Конфликт интересов: педагогам выгодна профанация

Статьи о внешней и внутренней политике, истории и теории государства. Вы можете подписаться на новые публикации.

Председателю Правительства Российской Федерации М.В. Мишустину от гражданина Российской Федерации В.М. Алексеева.
Прошу:
1. Упразднить Министерство просвещения Российской Федерации и Министерство образования и науки Российской Федерации, оставив в их компетенции функции санитарно-эпидемиологического, материально-технического, документационного обеспечения и лицензирования учебного процесса.

В том числе лишить Министерство просвещения Российской Федерации функции ведения Федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность (далее - Федеральный перечень учебников).
Функции обеспечения образовательными программами, учебными пособиями, обеспечения научных исследований передать профильным министерствам и ведомствам либо некоммерческим организациям. Например, функции обеспечения образовательными программами, учебными пособиями, научных исследований по обществознанию, юридическим наукам передать в Министерство юстиции Российской Федерации, по экономическим наукам в Министерство экономического развития Российской Федерации и так далее.
Функции ведения Федерального перечня учебников возложить на некоммерческие организации, выбранные по результатам открытых электронных аукционов, проведенных по нормам Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 05.04.2013 N 44-ФЗ (далее- аукционы).

2. Экспертиза учебников, включенных или рассматриваемых на включение в Федеральный перечень учебников, должна быть:
- непрерывной,
- открытой,
- прозрачной.
Все учебники, включенные или рассматриваемые на включение в Федеральный перечень учебников, должны быть в частичном или полном виде опубликованы в свободном доступе на сайте некоммерческой организации, ответственной за обеспечение экспертизы учебников (далее – оператор). Оператор обеспечивает публикацию, модерацию, учет и контроль:
- отзывов и пожеланий граждан, в том числе иностранных граждан,
- ошибок учебников,
- ответов и отчетов о работе над ошибками авторов учебников. 

3. Ликвидировать следующие организации:
- Федеральное государственное бюджетное учреждение «Российская Академия Образования» (далее – РАО),
- Федеральное государственное бюджетное научное учреждение «Федеральный Институт Педагогических Измерений» (далее – ФИПИ),
- и другие организации, созданные от имени Российской Федерации или при участии Правительства Российской Федерации, замешанные в многочисленных правонарушениях в сфере образования и науки.

4. Упразднить учёные степени кандидата наук и доктора наук, заменив их присвоением уровня квалификации от 1 до 10 согласно профессиональным стандартам, утверждаемым Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации.

5. Внедрить в эти и другие науки терминологическую работу на основе международных и национальных стандартов. В основе науки должна быть унифицированная терминология Общеотраслевого терминологического классификатора объектов, созданного на основе международных и национальных стандартов (далее - унифицированная терминология).

6. Посредством аукционов выбрать операторов, ответственных за обеспечение ведения унифицированной терминологии.

7. Науки, в которых отсутствует унифицированная терминология, переименовать в словесности. В том числе переименовать гуманитарные и общественные науки в гуманитарные и общественные словесности.

8. Прекратить финансирование словесностей. Ликвидировать аспирантуры и диссертационные советы по словесностям.
Временное исключение из этого порядка для следующих словесностей: психология, педагогика, юридические словесности, история и некоторые другие.

9. Прекратить финансирование диссертаций, научных статей. Финансировать только разработку и внедрение ноу-хау, технических решений, опытных образцов и т.п.

10. Прекратить грантовое финансирование научных исследований, опытно-конструкторских работ и т.п. Исполнителей научных исследований, опытно-конструкторских работ и т.п. выбирать только по результатам аукционов. Авансирование научных исследований, опытно-конструкторских работ и т.п. осуществлять посредством спецсчета и контроля расходования денежных средств.

11. По результатам аукциона выбрать оператора Реестра добросовестных исследователей («Белый список») и Реестра недобросовестных исследователей («Черный список»).

12. Постепенно полностью отказаться от зачетно-балльно-рейтинговых оценок заучивания информации, заменив на методы оценивания уровня квалификации и другие подобные методы.


Обоснование предложений.
На протяжении последних 50 и более лет в нашей стране сложился конфликт интересов, критический перекос полномочий и квалификации педагогов (педагогических работников; лиц, имеющих учёные степени по педагогическим наукам). С одной стороны, педагоги вправе писать учебники, также они уполномочены оценивать знания. Согласно профессиональным стандартам педагоги имеют номинально 5-6 уровень квалификации и выше, а кандидаты и доктора наук имеют номинально 9-10 уровень квалификации. А с другой стороны реальный уровень квалификации педагогов не превышает 4 уровень квалификации.
Педагоги посредством подконтрольных им министерств (Министерства просвещения и Министерства образования и науки) и учреждений (РАО, ФИПИ) устанавливают удобные для себя правила. Так, к примеру, Министерством просвещения утвержден порядок формирования федерального перечня учебников, в которых прописаны несколько десятков требований к учебникам. На самом деле, ни один учебник не соответствует всем этим требованиям, а экспертизу проводят аффилированные лица.
Так, авторами учебников по обществознанию, включенных в Федеральный перечень, являются члены Российской академии образования, которая даёт положительные педагогические экспертные заключения. Среди таких учебников наиболее бездарные, содержащие сотни критических ошибок, начиная с первого параграфа, - учебники под редакцией Л.Н. Боголюбова, который являлся действительным членом Российской академии образования с 2001 года. Боголюбов и ещё один член-корреспондент Российской академии образования, Лазебникова, оба являются докторами педагогических наук, и оба числятся авторами первого и второго параграфов учебника по обществознанию, базовый уровень, для 10 класса, которые содержат большое количество критических логических ошибок, типичных для людей с 3 уровнем квалификации. Поразительно бездарные тексты, написанные рерайтерами, ничего не понимающими в предмете, о котором они пишут.
На основе таких бездарных учебников миллионы детей каждый год готовятся к экзаменам, тратя впустую свои силы и деньги налогоплательщиков.
На протяжении нескольких последних лет я неоднократно писал обращения в Министерство просвещения, Министерство образования и науки, в ФИПИ с требованием исправить ошибки, однако в ответ получал отписки. Также на протяжении нескольких последних лет я на своем сайте aleksejev.ru, а также в социальных сетях опубликовал подробные разборы критических логических ошибок этих и других учебников. Однако эти и другие бездарные учебники почти без изменений переиздаются из года в год на протяжении более 10 лет. Со мной ни разу и никто из ответственных лиц не связывался по вопросам сотрудничества по экспертизе учебников.
Сложившаяся ещё во времена СССР ситуация с продвижением педагогами бездарных учебников объясняется конфликтом интересов и крайне низкой квалификацией педагогов.
Основная функция педагогов – создать видимость усвоения «знаний» в кавычках. Поэтому педагогам выгоден учебный процесс, в основе которого зубрёжка. Как следствие, педагоги продвигают то, что проще заучивать. Поэтому в Федеральный перечень учебников попадают учебники, которые написаны простым и лёгким письмом с целью «заучил, получил балл и забыл». Это приветствуется многими школьниками и их родителями, цель которых – набрать баллы и поступить в вуз.
Следствием многолетней профанации стало и оглупление педагогов, подавляющее большинство которых не только не имеет представления о предмете, который они годами преподают, о котором они годами пишут учебники, но и не имеют навыков терминологической работы.
Не имеют навыков терминологической работы даже лица, имеющие учёные степени докторов юридических наук и получившие гранты на разработку словарей.
Яркий пример бессмысленного грантового финансирования – грант Российского научного фонда (проект №14-18-00168), по которому доктор юридических наук, профессор МГУ С.А. Авакьян в 2015 году подготовил «Конституционный лексикон: Государственно-правовой терминологический словарь», не используя международные стандарты терминологической работы, опубликованные еще в 20 веке. Как следствие, результаты его работы не имеют никакой ценности. Ошибки этого конституционного лексикона я неоднократно разбирал – реакции ноль, всем всё равно, деньги-то бюджетные.
На настоящий момент все кандидаты и доктора гуманитарных и общественных наук, за редкими исключениями, имеют реальный уровень квалификации 3-4-й, что соответствует среднему образованию. Это значит, что учёные степени кандидата и доктора гуманитарных и общественных наук вообще не отражают реальный уровень их обладателей. Это значит, что сотни миллиардов бюджетных рублей, потраченных на их подготовку, израсходованы напрасно.

Комментарии
Комментарии отсутствуют