14 Вариант Логика контрольная

В этом разделе выложены некоторые дипломные, курсовые и контрольные работы для студентов, выполненные специалистами нашего портала. Данные работы предназначены для ознакомления, а не заимствования.

14 Вариант Логика контрольная

Новгородский филиал заочного обучения
Санкт-Петербургского университета
МВД РФ

Контрольная работа
по логике
Выполнил:
слушатель II курса группы 023
ст.сержант милиции
Орлов Сергей Николаевич

Великий Новгород
2004
Содержание


"1-3" Тема 1

Тема 2

Вариант 14

Задача 1

Правильно ли произведено следующее деление понятий. Укажите ошибку, если она есть:
«Обувь делится на мужскую, женскую, детскую».
Теория:
Деление понятий
Деление - логическое действие, посредством которого объем делимого понятия распределяется на известные множества с точки зрения определенного основания деления.
Делимое - понятие, объем которого подлежит делению.
Члены деления: подмножества, которые получаются в результате деления исходного понятия.
Основание деления - признак, с точки зрения которого делится объем делимого понятия на соответствующие подмножества.
Примеры:
а) понятия (делимое) бывают нулевые, единичные, общие (члены деления). Основание - объем понятия;
б) государства (делимое) подразделяются на республику и монархию (члены деления). Основание - формы правления.
Наиболее известные виды деления:
а) по видообразующему признаку;
б) дихотомическое деление.
Дихотомическим видом деления пользуются при отсутствии установленного основания деления. Дихотомия - деление объема данного понятия на два противоречащих понятия - видовое и его отрицание. Это отрицание опять делят надвое, и так до тех пор, пока не будут перечислены все виды данного рода.
Пример:
Позвоночные животные: млекопитающие – немлекопитающие, рыбы - не рыбы, птицы - не птицы и так далее.
Правила, которые надо соблюдать при делении понятий, элементарны. Обычно формулируют четыре таких правила.
Во-первых, деление должно вестись только по одному основанию.
Это требование означает, что избранный вначале в качестве основания отдельный признак или совокупность признаков не следует в ходе деления подменять другими признаками.
Правильно, например, делить климат на холодный, умеренный и жаркий. Деление его на холодный, умеренный, жаркий, морской и континентальный будет уже неверным: вначале деление производилось по среднегодовой температуре, а затем по новому основанию. Неверными являются деления людей на мужчин, женщин и детей; обуви на мужскую, женскую и резиновую; веществ на жидкие; твердые, газообразные и металлы и т.п.
Во-вторых, деление должно быть соразмерным, или исчерпывающим, т.е. сумма объемов членов деления должна равняться объему делимого понятия. Это требование предостерегает против пропуска отдельных членов деления.
Ошибочными, неисчерпывающими будут, в частности, деление треугольников на остроугольные и прямоугольные (пропускаются тупоугольные треугольники); деление людей с точки зрения уровня образования на имеющих начальное, среднее и высшее образование (пропущены те, кто не имеет никакого образования); деление предложений на повествовательные и побудительные (пропущены вопросительные предложения).
Неверно и шутливое деление людей в зависимости от того, кому что можно и что нельзя: одному можно все, даже то, что нельзя; другому можно все, кроме того, что нельзя; третьему нельзя ничего, кроме того, что можно; и, наконец, четвертому нельзя ничего, даже того, что можно. Здесь пропущены те, кому нельзя ничего, кроме того, что нельзя.
Неправильными являются и деления с излишним членом. Скажем, деление химических элементов на металлы, неметаллы и сплавы; деление наук на естественные, общественные и математические и т.п. Однако введение лишних членов нарушает не это, второе, правило, а первое, предписывающее делить по одному основанию и не подменять его в процессе деления.
В-третьих, члены деления должны взаимно исключать друг друга.
Согласно этому правилу, каждый отдельный предмет должен находиться в объеме только одного видового понятия и не входить в объемы других видовых понятий.
Нельзя, к примеру, разбивать все целые числа на такие классы: числа, кратные двум; кратные трем; числа, кратные пяти, и т.д. Эти классы пересекаются, и допустим, число 10 попадает и в первый и в третий классы, а число 6 и в первый и во второй классы. Ошибочно и деление людей на тех, которые ходят в кино, и тех, которые ходят в театр; есть люди, которые ходят и в кино и в театр.
И наконец, в-четвертых, деление должно быть непрерывным.
Это правило требует не делать скачков в делении, переходить от исходного понятия к однопорядковым видам, но не к подвидам одного из таких видов.
Страницы

X
Обратная связь
Отправлено.