Билеты 3

В этом разделе выложены некоторые дипломные, курсовые и контрольные работы для студентов, выполненные специалистами нашего портала. Данные работы предназначены для ознакомления, а не заимствования.

Билеты 3

Концепции современного естествознания

1. Естественнонаучная и гуманитарная культуры: их специфика и взаимосвязь.
Культура – это совокупность созданных человеком материальных и духовных ценностей, а также сама человеческая способность эти ценности производить и использовать. Естественно-научная культура есть научное осмысление природных процессов и использование данных естествознания в практической деятельности. Гуманитарная культура – это осмысление общественных явлений в понятиях, художественных и религиозных образах и т.д., их отражение в науках об обществе и человеке, в искусстве, морали, религии, и в других формах общественного сознания, а также в практической деятельности людей.
Критерии различения гуманитарного («науках о духе») и естественнонаучного («науках о природе») знания.
Критерии различения
Естественные науки («науки о природе»)
Гуманитарные науки («науки о духе»)

Объект исследования
Природа
Человек, общество

Ведущая функция
Объяснение (истины доказываются)
Понимание (истины истолковываются)

Метод исследования
Генерализирующий (обобщающий)
Индивидуализирующий

Влияние ценностей
Малозаметно, неявно
Существенно, открыто

Антропоцентризм
Изгоняется
Неизбежен

Идеологическая нагрузка
Идеологический нейтралитет
Идеологическая нагруженность

Взаимоотношения субъекта и объекта познания
Строго разделено
Частично совпадают

Количественно-качественные характеристики
Преобладание количественных оценок
Преобладание качественных оценок

Применение экспериментальных методов
Составляет основу методологии
Затруднено

Характер объекта исследования
Материальный; относительно устойчивый
Больше идеальный, чем материальный; относительно изменчивый

Ведущие функции. Природа для нас есть нечто внешнее, материальное, чуждое. Все в природе жестко сцеплено причинной обусловленностью и закономерностями. А сведение явлений природы к их причинам и законам существования есть объяснение – главная определяющая познавательная процедура в науках о природе. Именно поэтому истины в науках о природе доказываются: объяснение одинаково для всех и общезначимо.
Науки о духе имеют дело с предметом не внешним, а внутренним для нас. Явления духа даны нам непосредственно, мы их переживаем как свои собственные, глубоко личные. Поэтому дела человеческие подлежать не столько объяснению, сколько пониманию, т.е. познавательной процедуре. Истины же в науках о духе лишь истолковываются, интерпретируются: мера понимания, чувствования, сопереживания не может быть одинаковой.
Метод исследования. Для науках о природе характерен метод генерализирующий (выделяющий общее в вещах). Цель наук о природе – отыскать общее в разнообразных явлениях, подвести их под единое правило. И чем больше различных объектов подпадает под найденное обобщение, тем фундаментальнее данный закон. Примерно 1,5 млн. видов животных обитают на нашей планете, однако механизм передачи наследственных признаков у всех один и тот же.
Для науках о духе характерен метод индивидуализирующий (подчеркивающий неповторимость, уникальность явления), но гуманитарная наука также обязана искать общее в объектах своего исследования и следовательно, устанавливать общие правила и законы. Но сфера ее компетенции – человек. И пренебрегать его индивидуальностью, отличиями от других людей нельзя даже при установлении общего правила или закона. Общее должно быть представлено только в неразрывной связи с индивидуальным. Любое историческое событие (революция, например) несет в себе некоторые общие черты, сходство с другими событиями; можно даже построить некую общую модель такого рода, но без наполнения этой общей конструкции сугубо индивидуальными, личными страстями, эмоциями, амбициями конкретных участников не получится никакой истории.
Влияние ценностей. Под ценностями обычно понимают общественную или личностную значимость для человека тех или иных явлений природной и социальной реальности. Свою лепту в разграничение двух наук ценности вносят «сомнительным» в научном плане способом их обоснования. Суть в том, что строго теоретически обосновать выбор человеком тех или иных ценностей невозможно. Сравним для примера два суждения:
- «данная глава книги по объему меньше следующей». Установить истину этого суждения можно эмпирическим путем – достаточно посчитать количество страниц в обеих главах.
- «данная глава учебника интереснее следующей», утверждение простое, но можно ли дать эмпирическое подтверждение такому выводу? Вряд ли. Для однозначного подтверждения или опровержения данного суждения отсутствует какая-либо объективная общая норма. Суждения не подлежат проверке на истинность, поскольку апеллируют к человеческим ценностям, которых бесконечно, а выбор во многом произволен.
Страницы

X
Обратная связь
Отправлено.