Концепции детерминизма в классическом естествознании

В этом разделе выложены некоторые дипломные, курсовые и контрольные работы для студентов, выполненные специалистами нашего портала. Данные работы предназначены для ознакомления, а не заимствования.

Концепции детерминизма в классическом естествознании

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ
НОВГОРОДСКИЙ ФИЛИАЛ
ГОУ ВПО «САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ЭКОНОМИКИ И ФИНАНСОВ»

Контрольная работа
по предмету «Концепции современного естествознания»
на тему: «Концепции детерминизма в классическом естествознании»
Выполнил:
студент 1 курса
группы З.10.6б
Даревский Юрий Олегович
Проверила:
Самолюк Нина Прокопьевна
Великий Новгород
2011
Содержание


"1-3" Введение

1. Триумф небесной механики и становление концепции детерминизма

2. Механика Ньютона как динамическая теория: основные идеализации, структура, методология

3. Детерминизм как фундамент классического мировоззрения

Заключение

Список использованной литературы

Введение

Одним из важнейших мировоззренческих вопросов философии является определение понятий необходимость и случайность, причина и следствие. Этот вопрос является предметом спора философов, начиная с древних времен до наших дней. Этот спор определил два диаметрально противоположных взгляда на случайность и необходимость: детерминистический - утверждающий, что в мире все закономерно, случайность объективно не существует, она может рассматриваться только как непознанная необходимость, и индетерминистический - утверждающий, что в мире не существует необходимости, а все определяется непредвиденным стечением случайностей.
Между этими двумя взаимоисключающими друг друга, полярными позициями можно проследить целый спектр промежуточных точек зрения, в той или иной степени признающих как случайность, так и необходимость.
Индетерминизм в своей крайней форме отрицает всякую объективную необходимость, мир - результат действия стихийно-бессознательных сил, а поэтому в мире нет ничего закономерного. Мир - хаос случайностей (мир Гиббса). Будущее - следствие стечения множества случайностей и поэтому неопределенно. Детерминисты считают, что все происходящее в мире рассматривается как следствие действия объективных однозначных законов природы, а случайность является выражением необходимости (мир Лапласа).
Рассматривая понятия «случайность» и «необходимость», можно разграничить две области их применения. Во-первых, эти понятия могут быть отнесены к объективной реальности и рассматриваться как свойства материи вообще, вне зависимости от нашего восприятия и знаний. Такую область применения понятий «необходимость» и «случайность» можно назвать объективной или онтологической. Во-вторых, эти понятия могут быть отнесены к теории познания и рассматриваться как критерии оценки событий и явлений в объективном мире, применяемые для его изучения и познания. Эту область применения понятий «необходимость» и «случайность» можно условно назвать субъективной или гносеологической.
К сожалению, в ряде работ, связанных со случайностью и необходимостью, это очень важное различие не делается, что приводит к путанице и ошибочным выводам. Вместе с тем различие в применении понятий «необходимость» и «случайность» довольно четко прослеживается в высказываниях многих философов. Это вполне понятно, так как, используя то или иное понятие, человек сознательно или подсознательно определяет область его применения, хотя не всегда это определение четко формулируется.
Первые зачатки детерминистических взглядов можно найти в сочинениях Демокрита и его последователей. «Люди измыслили идол (образ) случая, чтобы пользоваться им как предлогом, прикрывающим их собственную нерассудительность», - писал Демокрит. Он отрицал случайность в природе в смысле беспричинности, считая ее непознанной необходимостью.
Впервые принципы детерминизма были четко сформулированы П.Лапласом в 1775 году: «Все явления - даже те, которые по своей незначительности как будто не зависят от великих законов природы, суть следствия столь же неизбежные этих законов, как обращения Солнца. Не зная уз, соединяющих их с системой мира в ее целом, их приписывают конечным причинам или случаю, в зависимости от того, происходили ли и следовали они одно за другим с известной правильностью, или же без видимого порядка, но эти мнимые причины отбрасывались по мере того, как расширялись границы нашего знания и совершенно исчезли перед здравой философией, которая видит в них лишь проявления неведения, истинная причина которого мы сами. Всякое имеющее место явление связано с предшествующими на основании того принципа, что какое-либо явление не может возникнуть без производящей его причины».
Страницы

X
Обратная связь
Отправлено.