Аксиология

В этом разделе выложены некоторые дипломные, курсовые и контрольные работы для студентов, выполненные специалистами нашего портала. Данные работы предназначены для ознакомления, а не заимствования.

Аксиология

Федеральное агентство по образованию

Контрольная работа
По дисциплине: Психология и педагогика
Тема: «Аксиология»

Выполнила:
студентка курса
группы
Великий Новгород
2008
Содержание


"1-3" Введение

1. Сущность и задачи педагогической аксиологии

2. Социально-педагогические ценности как предмет педагогической аксиологии

Заключение

Список использованной литературы


Введение

Изменения, проходящие в социальной, экономической и духовной сферах общества, утрата ранее значимых ценностей и возникновение новых оказывают существенное влияние на развитие образования, современное состояние которого характеризуется как кризисное. Одной из ведущих тенденций развития образовательной ситуации сегодня становится переход к ценностной парадигме. Этот переход подготовлен восхождением педагогической мысли от односторонне-функционального, к целостному представлению об образовании как универсальной ценности. Ориентация на данную тенденцию объективно требует развития концептуальной системы взглядов, интегрирующих ценностные основания традиционных инновационных процессов.
К сожалению, современное общество отошло от понимания образования как целенаправленного процесса и результата овладения учащимися знаний, умений и навыков. В связи с этим, не случайно усиление интереса исследователей к аксиологической проблематике, вызванной рядом противоречий. Общественные преобразования, с одной стороны, ведут к девальвации традиционных общественных ценностей, ценностных установок, на которые была ориентирована образовательная сфера. С другой стороны, эти преобразования способствуют развитию нового, ценностного сознания и поведения, что вызывает необходимость разработки аксиологических подходов в образовании. В ситуации социокультурного и образовательного кризиса, ценностного вакуума, изучение аксиологических оснований отечественного образования необычайно актуализируется.
Для выявления ценностных ориентиров дальнейшего развития образования необходимо систематизированное аксиологическое знание.
Думается, что педагогическая психология позволит сохранить традиционные гуманистические ценности отечественной теории и практики, использовать их в модернизации образования. Поиски методологической педагогики в последнее время привели к становлению педагогической аксиологии.
1. Сущность и задачи педагогической аксиологии

Чем же определяется сущность педагогической аксиологии? Рассмотрим само понятие «педагогическая аксиология». Так современный философский словарь определяет понятие «аксиология» как учение о формах и способах ценностного проектирования человеком своих жизненных устремлений в будущее, выбор ориентиров для личной жизни, оправдания или осуждения прошлого, иного и общезначимого.
Один из видных ученых-педагогов В.А. Сластенин рассматривает педагогическую аксиологию как область «педагогического знания, изучающей образовательные ценности с позиции самоценности человека, и осуществляющей ценностные подходы к образованию на основе признания, ценности самого образования».
Исходя из этого отметим, что предметом педагогической аксиологии является формирование ценностного отношения, ценностного поведения личности.
На основе анализа сущности понятия ценности, теоретических источников по аксиологической проблематике педагогическая аксиология рассматривает ценности как специфические образования в структуре индивидуального или общественного сознания, являющееся идеальными образцами и ориентирами деятельности личности и общества.
Отдельная личность или общество в целом рассматриваются при этом как носители ценностей, а последнее - мотивирует действие и поступки человека. Причем, характер действий и поступков свидетельствует об отношении личности к миру, самому себе. И все же, как отметил профессор М.Я. Виленский, «в конечном счете основой всех человеческих ценностей является нравственность».
Приоритетными задачами педагогической аксиологии являются:
- анализ исторического опыта развития педагогической теории и образовательной практики с позиции ценностей;
- определение ценностных оснований образования, отражающих его аксиологическую направленность;
- разработка ценностных подходов к определению стратегии развития содержания отечественного образования.
Основанием педагогической аксиологии послужили философские теории ценностей, разработанные О.Г. Дробницким,А.Г. Здравомысловым, М.С. Каганом, В.П. Тугариновым и др., психологические теории ценностных ориентаций, представленные Б.И. Додоновым, Г.Е. Залесским, А.Н. Леонтьевым, В.А. Ядовым и др.
Страницы

X
Обратная связь
Отправлено.