Взаимодействие лидеров в малых школьных группах

В этом разделе выложены некоторые дипломные, курсовые и контрольные работы для студентов, выполненные специалистами нашего портала. Данные работы предназначены для ознакомления, а не заимствования.

Взаимодействие лидеров в малых школьных группах

Министерство образования Российской Федерации
Новгородский государственный университет
имени Ярослава Мудрого
Реферат
по Педагогике
на тему: "Значение коллективизма в формировании личности подростка"
Выполнил:
студент гр. 1072
Бабанов Н.В.
Проверил:
преподаватель Коршунов В.Л.
Великий Новгород
2004
Содержание
Введение
1. Характерные особенности образования и развития малых групп
2. Психологические признаки лидера в малой группе
Заключение
Список использованной литературы
3
4
9
15
18

Введение

Актуальность выбранной темы связана с необходимостью выявить механизм установления лидерства в малых группах. В нашей работе мы бы хотели обратить особое внимание на факт существования, а также сосуществования нескольких лидеров в одной группе с целью изучить особенности этого феномена, как они, потенциальные лидеры, на начальном этапе заявляют о себе в группе и приспосабливаются к ней. Понятие "малой группы" не новое для социальной психологии; это тот базис, с которого начинается изучение многих процессов, происходящих в социуме. Все динамические преобразования, характеризующие рост и развитие группы, широко рассмотрены в отечественной и зарубежной литературе, и лидерство, являющееся одним из последствий такого динамического развития, привлекает внимание многих исследователей, но некоторые его стороны остаются до сих пор темными. Все это заставляет нас еще раз обратиться к проблеме лидерства в малых группах, постараться взглянуть на нее под другим углом.
Цель работы – изучить особенности взаимодействия лидеров в малых группах, с целью выявления, возможна ли безболезненная адаптация подростка, с лидерскими задатками, к новому коллективу, где он такой не один; во что этот коллектив и малые группы, входящие в него, преобразуются в процессе развития, какие особенности они приобретают, какие проблемы характерны для такого рода коллектива, для таких групп.
1. Характерные особенности образования и развития малых групп

Проблема малой группы является наиболее традиционной проблемой социальной психологии. Интерес к исследованию малых групп возник очень давно, по существу немедленно вслед за тем, как начала обсуждаться проблема взаимоотношения личности и среды ее формирования. Но прежде чем говорить о проблемах, возникающих в малых группах, хотелось бы дать определение этому понятию, и здесь мы встречаемся с великим множеством определений. Но все они имеют много общего, а именно, это составляющие части этих определений:
Структура
Организация
Цель деятельности
Мотив деятельности
Личностное общение (личные контакты)
Эмоциональное отношение
Хотелось бы поподробнее раскрыть некоторые из этих понятий.
Структура – объективно существующее единство целостности, ее элементов, объединенных в необходимое и достаточное число подструктур, и всесторонних взаимосвязей. В свою очередь, организация – это процесс и определенный уровень образования структуры.(1, с.34(
Теперь обратимся к следующим двум элементам определения. Цель деятельности (как психическое явление) – это ожидаемый и желаемый результат деятельности. Мотив деятельности – это психическое явление, побуждающее к деятельности по достижению определенной цели, это причина деятельности, это ответ на вопрос, "ради чего" совершается данная деятельность.
Итак, перед нами предстает некое единство целостности, подчиненное некоторой организации, т.е. процесс, заставляющий это единство проходить через ряд стадий, ступеней – от низшей к высшей.
Речь в нашей работе пойдет именно о низших ступенях становления этого единства и о проблемах, возникающих на этой стадии. Но прежде чем перейти к этому вопросу, мы приведем мнения различных авторов о том, что же составляет малую группу, какие признаки для нее характерны. Обратимся к работам Д. Картрайта и А. Зандара, (5, с.56( которые писали, что группу составляет собрание индивидов. Они:
а) часто взаимодействуют друг с другом;
б) определяют себя как члены одной группы;
в) разделяют общие нормы по поводу того, что их интересует;
г) участвуют в единой системе разделения ролей;
д) идентифицируют себя с одними и теми же объектами и идеалами;
е) воспринимают группу как источник удовлетворения;
ж) находятся в кооперативной взаимозависимости;
з) координируют действия по отношению к среде.
Как мы видим, данным авторам очень сложно найти какой-то один общий признак для такого сложного явления, как группа. Им легче найти целый "реестр" необходимых характеристик малой группы.
С претензией на большую упорядоченность подходят к перечислению должных качеств малой группы французские социальные психологи Д. Анзье и Ж. Мартэн.(5, с.61( С их точки зрения малая группа характеризуется:
Страницы

X
Обратная связь
Отправлено.