Влияние коллектива на формирование личности подростка

В этом разделе выложены некоторые дипломные, курсовые и контрольные работы для студентов, выполненные специалистами нашего портала. Данные работы предназначены для ознакомления, а не заимствования.

Влияние коллектива на формирование личности подростка

Министерство образования Российской Федерации
Новгородский государственный университет
имени Ярослава Мудрого
Контрольная работа
по Педагогике
на тему: "Влияние коллектива на формирование личности подростка"
Выполнил:
студент гр. 1072
Бабанов Н.В.
Проверил:
преподаватель Коршунов В.Л.
Великий Новгород
2004
Содержание
Введение
1. Характерные особенности образования и развития малых групп
2. Значение коллективизма в процессе формирования личности школьников разных возрастных групп
Заключение
Список использованной литературы
3
4

10
14
15

Введение
Актуальность выбранной темы состоит в том, что общение внутри собственной субкультуры является важнейшим фактором формирования личности подростка.
Общение - это взаимодействие двух и более людей в процессе их совместной деятельности. Конструктивное общение - эффективное общение, единое понимание ситуации общения, принятие единой системы значений, которые обеспечат возможность понимать друг друга [3]. Равнозначное значение имеют все составляющие установки на общение: ситуация, потребность, активность.
Общение как взаимодействие участников, направлено на преобразование деятельности коммуникативными средствами, на разностороннее формирование личности ученика. Очень важно чтобы подросток знал, что общение приносит ему информацию, которая необходима ему в дальнейшей жизни.
Н.В. Седова выделяет три основные функции общения:
1. Регуляция совместной деятельности.
2. Оно - изначальный инструмент познания всего на свете. Благодаря общению подростки познают как друг друга, так и окружающий мир. Участники общения обмениваются различными сведениями друг о друге и об окружающем мире.
3. Самоопределение личности (без чего подросток бы выпал из совместной деятельности) в его мыслях и поступках [3, c.9-10].
1. Характерные особенности образования и развития малых групп

Проблема малой группы является наиболее традиционной проблемой социальной психологии. Интерес к исследованию малых групп возник очень давно, по существу немедленно вслед за тем, как начала обсуждаться проблема взаимоотношения личности и среды ее формирования. Но прежде чем говорить о проблемах, возникающих в малых группах, хотелось бы дать определение этому понятию, и здесь мы встречаемся с великим множеством определений. Но все они имеют много общего, а именно, это составляющие части этих определений:
Структура
Организация
Цель деятельности
Мотив деятельности
Личностное общение (личные контакты)
Эмоциональное отношение
Хотелось бы поподробнее раскрыть некоторые из этих понятий.
Структура – объективно существующее единство целостности, ее элементов, объединенных в необходимое и достаточное число подструктур, и всесторонних взаимосвязей. В свою очередь, организация – это процесс и определенный уровень образования структуры. (1, с.34(
Теперь обратимся к следующим двум элементам определения. Цель деятельности (как психическое явление) – это ожидаемый и желаемый результат деятельности. Мотив деятельности – это психическое явление, побуждающее к деятельности по достижению определенной цели, это причина деятельности, это ответ на вопрос, "ради чего" совершается данная деятельность.
Итак, перед нами предстает некое единство целостности, подчиненное некоторой организации, т.е. процесс, заставляющий это единство проходить через ряд стадий, ступеней – от низшей к высшей.
Речь в нашей работе пойдет именно о низших ступенях становления этого единства и о проблемах, возникающих на этой стадии. Но прежде чем перейти к этому вопросу, мы приведем мнения различных авторов о том, что же составляет малую группу, какие признаки для нее характерны. Обратимся к работам Д. Картрайта и А. Зандара, (2, с.56( которые писали, что группу составляет собрание индивидов. Они:
а) часто взаимодействуют друг с другом;
б) определяют себя как члены одной группы;
в) разделяют общие нормы по поводу того, что их интересует;
г) участвуют в единой системе разделения ролей;
д) идентифицируют себя с одними и теми же объектами и идеалами;
е) воспринимают группу как источник удовлетворения;
ж) находятся в кооперативной взаимозависимости;
з) координируют действия по отношению к среде.
Как мы видим, данным авторам очень сложно найти какой-то один общий признак для такого сложного явления, как группа. Им легче найти целый "реестр" необходимых характеристик малой группы.
С претензией на большую упорядоченность подходят к перечислению должных качеств малой группы французские социальные психологи Д. Анзье и Ж. Мартэн. (2, с.61( С их точки зрения малая группа характеризуется:
а) ограниченным числом членов, таким, чтобы каждый был способен выработать индивидуализированное представление обо всех остальных и аналогичным образом быть воспринятым каждым из них;
Страницы

X
Обратная связь
Отправлено.