Гильванова И.Н. Местное общественное управление и местное самоуправление соотношение понятий

В этом разделе выложены некоторые дипломные, курсовые и контрольные работы для студентов, выполненные специалистами нашего портала. Данные работы предназначены для ознакомления, а не заимствования.

Гильванова И.Н. Местное общественное управление и местное самоуправление соотношение понятий

Гильванова И.Н. Местное общественное управление и местное самоуправление: соотношение понятий (историко-теоретический аспект) // Муниципальная служба: правовые вопросы. 2013. N 1. С. 28 - 31.
Гильванова И.Н., заведующая кафедрой государственно-правовых дисциплин Кировского филиала Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации.
В официальных документах Российской империи во второй половине XIX в. термин «местное самоуправление» не использовался, его заменял термин «общественное управление». При этом именно понятие «самоуправление» в это время активно разрабатывалось наукой, хотя ученые мало обращали внимания на различия, существовавшие между местным самоуправлением и местным общественным управлением. Оба эти понятия оставались в российской науке и законодательстве до конца не проясненными. Интересно, что и современные исследователи не предлагают четких критериев соотношения понятий «общественное управление» и «самоуправление», хотя в науке конституционного, административного, муниципального права используются оба термина.
Активный интерес к изучению теории местного самоуправления впервые проявился в 60 - 70 годы XIX в. и был связан с «великими реформами», в том числе с земской и городской. Теория самоуправления в России появляется как результат изучения складывающейся практики, организации и деятельности общественных учреждений - действующей модели местного самоуправления.
Местное самоуправление - это публичная власть населения административно-территориальной единицы, а точнее местного сообщества, основанная на его самоорганизации, самодеятельности, административной самостоятельности. В связи с этим государство не вправе вмешиваться в деятельность местного самоуправления и его органов, осуществляемую в пределах их полномочий. Суть местного самоуправления связана с тем, что в соответствии с принципом субсидиарности местные проблемы лучше и эффективнее решать не из центра с помощью государственных представителей, а на самих местах путем активизации самодеятельности местного населения и избираемых им органов.
Развитие капиталистических производственных отношений везде сопровождалось привлечением населения к управлению, развитием местной инициативы. С середины XIX в. в России в местное управление стали вовлекаться представители всех сословий. По точному смыслу Указа Александра II Правительствующему Сенату 1 января 1864 г. признавалось за «благо призвать к ближайшему участию в заведовании делами, относящимися до хозяйственных польз и нужд каждой губернии и каждого уезда, местного их населения, посредством избираемых от оного лиц». И в земской, и в городской реформе мы видим стремление правительства включить сельских и городских обывателей в процесс управления.
Подавляющее большинство дореволюционных исследователей использовали термины «общественное управление» и «самоуправление» как синонимы <1>, взаимозаменяя их, а иногда и смешивая («общественное самоуправление»). Этими терминами обозначалось, по сути, любое вовлечение общественных сил в процесс управления. Так, В.П. Безобразов, указывая на необходимость установления связи «между администрацией и общественным управлением», понимал под последним «всю совокупность действующих органов местного самоуправления» <2>. И.Т. Тарасов главную цель самоуправления видел «в привлечении местных общественных сил к участию в местном государственном управлении, в видах наилучшего удовлетворения и защиты местных общественных интересов» <3>.
--------------------------------
<1> См., например: Гессен В.М. Вопросы местного управления. СПб.: Издание юридического книжного склада «Право»; Типолитография А.Е. Ландау, 1904; Градовский А.Д. Начала русского государственного права. Тома I - III. СПб.: Типография М. Стасюлевича, 1875 (том I), 1876 (том II), 1883 (том III); Елистратов А.И. Основные начала административного права. М.: Издание Г.А. Лемана, 1914; Ильин И.А., Устинов В.М., Новицкий И.Б., Гернет М.Н. Основы законоведения. Издание 4-е, испр. и значительно дополненное. Петроград-Москва: Товарищество «В.В. Думнов, наследн. бр. Салаевых», 1915 и мн. др.
<2> Безобразов В.П. Государство и общество. Управление, самоуправление и судебная власть (статьи). С. XXVI. СПб.: Типография В. Безобразова и Ко, 1882.
<3> Тарасов И.Т Учебник науки полицейского права. Выпуск I. М.: Товарищество «Печатня С.П. Яковлева», 1891. С. 51.
Большинство современных ученых - юристов, историков - также отождествляют «местное общественное управление» и «местное самоуправление», употребляя в своих работах преимущественно последний термин <4>.
--------------------------------
<4> См., например: Куликов В.В. Земские учреждения и правительственный контроль (вторая половина XIX - начало XX в.). М.: Институт государства и права РАН, 1998; Мухлынина М.М. Сенат и практика по земским делам (конец XIX - начало XX вв.). Киров: Изд-во ВятГУ, 2006 и др.
Страницы

X
Обратная связь
Отправлено.