Родионова О.Н. Выделение понятий теории преступности как способ изучения криминологии

В этом разделе выложены некоторые дипломные, курсовые и контрольные работы для студентов, выполненные специалистами нашего портала. Данные работы предназначены для ознакомления, а не заимствования.

Родионова О.Н. Выделение понятий теории преступности как способ изучения криминологии

Родионова О.Н. Выделение понятий теории преступности как способ изучения криминологии // Российский юридический журнал. 2012. N 5. С. 56 - 60.
Новый образовательный стандарт переместил акцент в целях обучения со знаний на умения и навыки. Очевидно, что для формирования умений и навыков нужны знания, причем освоенные на уровне применения.
Проблема различения механически усвоенного (зазубрил, списал) и осмысленного (понимает) знания всегда возникала у преподавателя при реализации различных форм проверки знаний студентов.
Представляется, что эта проблема должна ставиться не применительно к моменту контроля усвоенного, а как задача организации всего процесса обучения. Другими словами, как сделать так, чтобы в центре обучения было понимание, а не запоминание?
При организации преподавания криминологии используется методика, которая позволяет приблизиться к решению обозначенной задачи. При создании данной методики сначала был выделен материал, который обучаемый должен понять, причем минимизируя объем такого материала.
Основу криминологии составляют теории (в ряде учебников - одна теория) преступности, которые излагаются в научных трудах более или менее подробно. В качестве иллюстративного материала в криминологии достаточно часто используются статистические данные. В результате студенты задают вопрос: "Какое количество цифр надо запомнить?". Однако базу любой теории составляют не детали и тем более не иллюстративный материал, а понятийный ряд. Именно понятия и были выделены в качестве материала, подлежащего усвоению через понимание.
В разных криминологических теориях преступности предложено неодинаковое количество понятий, но вполне возможно выделение наиболее часто используемых. Таких всего шесть: преступность, преступление, преступник, жертва, причины (факторы) преступности (преступления), предупреждение (отношение к) преступности (преступлению). Итак, при изучении криминологии студент должен усвоить шесть базовых понятий, образующих теории преступности. Следовательно, центральным элементом обучения становится самостоятельная работа обучаемого с понятиями, т.е. их осмысление. Форма контроля за этой самостоятельной работой традиционна - письменная работа, где излагаются результаты работы с понятиями.
В принципе работа может быть и аудиторной, но опыт использования методики свидетельствует, что не все обучаемые могут работать с материалом в режиме понимания в условиях группы и аудитории, да еще в строго отведенное расписанием время. Поэтому предпочтительнее внеаудиторная работа. Хотя есть отдельные студенты, которые могут поставленную задачу решать в процессе проведения практического занятия, используя потенциал преподавателя и группы для снятия возникающих при работе с материалом вопросов.
В письменной работе студент должен изложить свое понимание шести базовых криминологических понятий. Поскольку понятия в литературе и лекциях фиксируются в виде определений, возникает проблема блокирования зазубривания дефиниций вместо работы с понятиями, т.е. понимания (осмысления) криминологических теорий.
Студентам предлагается в письменной работе выполнить следующие задания.
1. Выбрать понятия, которые входят в описываемую теорию. Это означает, что применительно к каждому понятию студент должен решить, есть оно или его нет. Ответ неочевиден, так как разные теории и даже разные версии одной теории могут иметь различный набор понятий. В криминологических текстах использованные понятия не всегда выделены четко, их поиск требует анализа текста, иногда достаточно сложного. Чтобы было невозможно механически выбрать перечень понятий, названных в каком-либо источнике, отсутствие понятия должно быть объяснено. При этом ссылка на авторитеты, т.е. на то, что в учебнике или монографии этого понятия нет, запрещена, а в криминологических текстах отсутствие понятий комментировать не принято (за очень редким исключением).
2. Дать определения выбранным понятиям. Набор характеристик, признаков и т.п., которые включаются в работу, оставляется на усмотрение студента. За основу может быть взята любая дефиниция (из учебника, лекции, иного текста). В ряде текстов определения сформулированы четко и развернуто, в некоторых их выделение само по себе требует анализа текста. Разрешено редактировать определения, взятые из литературы или лекции, добавляя, исключая, преобразовывая текст любым образом. Здесь также запрещено ссылаться на авторитеты, аргументы "так написано", "так сказано в лекции" не принимаются. Итоговый текст должен быть логически непротиворечивым и понятным автору, поэтому рекомендуется изменить все, что непонятно.
Страницы

X
Обратная связь
Отправлено.