Бродель о генезисе и динамике капитализма

В этом разделе выложены некоторые дипломные, курсовые и контрольные работы для студентов, выполненные специалистами нашего портала. Данные работы предназначены для ознакомления, а не заимствования.

Бродель о генезисе и динамике капитализма


Далее, автор переходит к детальному рассмотрению субъектов обмена, их формирования, развития, а также местных особенностей (Европа:Англия, Голландия - неевропейские страны, Африка, Америка, Индия, Китай, исламские государства). Ф.Бродель солидарен с К.Бринкманом, «что экономическая история сводится к истории рыночной экономики - от ее возникновения до ее возможного конца». Нельзя не согласиться с Ф.Броделем в том, что «Все, что осталось за пределами рынка, имеет лишь потребительскую стоимость, все, что сумело пройти в его тесные врата, приобретает обменную стоимость. В зависимости от того, с какой стороны элементарного рынка находится индивид, он будет или не будет участником обмена, того, что я называю экономической жизнью, в отличие от материальной жизни, но также и в отличие от капитализма». Автор структурирует субъекты обмена: «По отношению к рынкам и субъектам обмена элементарного уровня более высокое положение занимают ярмарки и биржи (ярмарки проводятся регулярно в одном и том же месте в определенное время и продолжаются несколько дней, а биржи открыты ежедневно). Даже если на ярмарках обычно находится место для мелкой розничной торговли и купцов с небольшим капиталом, на них, как и на биржах, господствуют крупные дельцы, получившие вскоре название негоциантов, которые розничной торговлей не занимаются». Таким образом автор выделяет два уровня рыночной экономики - нижний, т.е. мелкие торговцы, рынки и лавки, и верхний, представленный ярмарками и биржами. Сравнивая европейскую экономику с экономикой остального мира, автор отмечает что, более интенсивное развитие Европы обязано превосходству своих экономических инструментов и институтов - биржам и различным формам кредита.

2. «Игры обмена»

Во второй главе работы, которая называется «Игры обмена», автор сделал попытку оценить позиции, занимаемые рыночной экономикой и капитализмом. «Над огромной массой повседневной материальной жизни растянула сеть своих очагов рыночная экономика, постоянно поддерживающая жизнь своих структур. И обычно лишь еще выше, наслаиваясь на рыночную экономику, развивается и процветает капитализм. Можно сказать, что при таком подходе видна экономическая жизнь всего мира как бы на настоящей рельефной карте». Ф.Бродель проводит различия между терминами рыночная экономика и капитализм. Автор считает, что до 18 века эти два рода деятельности оставались в меньшинстве, а огромная масса человеческих действий охватывалась, поглощалась огромной сферой материальной жизни. «Если рыночная экономика и распространялась вширь, если она и покрывала уже обширные пространства и достигла зримых успехов, то слой ее был все еще по-прежнему тонок. Что же касается той реальности Старого Порядка, которую я - правильно или не вполне правильно - называю капитализмом, то она принадлежит блестящему, усложненному, но весьма узкому слою, не охватывающему всей экономической жизни, и не создававшему - здесь исключения лишь подтверждают правило - собственного «способа производства», который обладал бы внутренней тенденцией к самораспространению. И даже так называемый торговый капитализм был пока еще далек от того, чтобы овладеть и управлять рыночной экономикой в целом, хотя последняя и является необходимым предварительным условием его господства. И все же роль капитализма на национальном, международном и мировом уровне становилась уже очевидной».
Автор считает, что капитализм и рыночную экономику обычно не различают потому, что они развивались одновременно - со Средних веков до наших дней, а также потому, что капитализм часто представляли как двигатель или вершину экономического прогресса. «В действительности, все несет на своей широкой спине материальная жизнь: если она набирает силу, то все движется вперед; вслед за ней, в свою очередь, быстро усиливается рыночная экономика, расширяя свои связи. Однако от этого роста всегда выигрывает капитализм».
Ф.Бродель отмечает, что капитализм развивается максимально динамично лишь тогда, когда идентифицирует себя с государством, когда сам становится частью государственной политики. Аналогичны отношения капитализма с культурой и религией. Он полемизирует с Максом Вебером, утверждавшим, что капитализм является порождением протестантства, или точнее, пуританства. По мнению автора, ошибка Макса Вебера коренится в первоначальном преувеличении роли капитализма как двигателя современного мира.
Историки-экономисты уже давно обратили внимание на то, что в самом конце XVII в. Англия ввела и затем поддерживала в течение нескольких десятилетий явно невыгодный для себя курс обмена золота на серебро. В то время как практически во всем мире деньгами считалось именно серебро, а золото рассматривалось как драгоценный металл.
Страницы

X
Обратная связь
Отправлено.