Классические научные идеи духовно-культурной деятельности человека

В этом разделе выложены некоторые дипломные, курсовые и контрольные работы для студентов, выполненные специалистами нашего портала. Данные работы предназначены для ознакомления, а не заимствования.

Классические научные идеи духовно-культурной деятельности человека

Санкт-Петербургская государственная академия
сервиса и экономики
Новгородский филиал
Контрольная работа
по курсу: Человек и его потребности
на тему: «Классические научные идеи духовно-культурной деятельности человека»

Выполнила:
студентка II курса заочного отделения группы 83
Куштовская Е.П.
Проверил:
______________________________________________

Великий Новгород
2004 Содержание


"1-3" Введение

1. Основные этапы развития представлений о духовной культуре

2. Основные концепции духовно-культурной деятельности человека

3. Ценности и функции духовно-культурной деятельности

Заключение

Список использованной литературы


Введение

Культура, особенно духовная культура, традиционно изучается многими научными дисциплинами: философией, социологией, историей, искусствознанием, литературоведением и т.д. Но теоретические вопросы культуры рассматриваются в этих науках лишь в специфическом ракурсе. Философ, например, обращается к общим мировоззренческим проблемам, к содержанию культурно-исторического процесса в целом, к раскрытию роли культуры в социальном развитии. Социолог исследует проявления культуры как социального феномена в общественной жизни, рассматривает ее как фрагмент социального бытия. Историка интересуют факты культуры в ее хронологической последовательности, в живом процессе становления и развития. Эстетик обращается к исследованию художественных процессов и содержанию эстетического сознания. Литературовед, искусствовед также не может обойтись без исследования культуры. Все эти указанные аспекты важны, но они зачастую лишены обобщающей направленности.
Следовательно, культурология рассматривает духовную культуру как самостоятельный объект изучения, исследуя его в комплексе, интегрально. Она исследует содержание культуры, присущие ей социальные функции, ее структуру и ее место в системе общественных отношений. К компетенции культурологии относится весь комплекс изучения общих закономерностей становления и развития духовной жизни, специфических закономерностей и важнейших этапов ее развития в условиях перехода к рыночным отношениям.
1. Основные этапы развития представлений о духовной культуре

Уже в античном обществе культура воспринималась не только как совокупность навыков и умений, но и как результат человеческой деятельности. В «Тускуланских беседах» (45 г. до н.э.) у Цицерона, например, говорится о «культуре ума». Согласно утверждению римского оратора, ум необходимо обрабатывать и возделывать так же, как крестьянин обрабатывает землю, и в такой обработке ума, развитии духовных способностей человека – главное содержание культуры: «Как плодородное поле без возделывания не даст урожая, так и душа. Возделывание души – это есть философия: она выпалывает в душе пороки, приготовляет души к приятию посева и вверяет ей – сеет, так сказать только семена, которые вызрев, приносят обильнейший урожай».
По мнению другого мыслителя античности – Протогора, люди обязаны богам возникновением материальной культуры, упорядоченным развитием общественного порядка. В представлении Демокрита основы культуры создал человек. Человек, создавая культурные ценности, одновременно, подражает природе и подчиняет ее своим потребностям. Самой главной в древнегреческой философии была мысль о том, что человек есть мера вещей. У них даже боги представлялись человекоподобными и по внешнему облику, и по поведению. Здесь уместно вспомнить о величайших образах греческой мифологии – Прометее, Апполоне, Дионисе и многих других, впоследствие в истории мировой культуры ставших символами различных гуманистических традиций.
В условиях средневековья произошли определенные изменения в осмыслении и интерпретации основ культуры. Бог представляется основной ценностью и на этой почве определяются фундаментальные принципы культуры. По мнению основателя христианской философии Августина Блаженного (IV-V), жизнь по богу – единственно ценная и достойная человека, поэтому ориентация человека на человека бессмысленна. Все прекрасное, благое, чистое и светлое – в боге, а не в жизни. Бог как художник создал вселенную. Человек – художник, как творец культуры, получает силы для творчества от художника – бога, который вдохнул в него душу живую, доставил материал для культурных работ, даровал ему и способность ума, чтобы постигать тайны эстетических, культурных ценностей.
Из последних представителей европейской богословской средневековой культурологии особо выделяется Фома Аквинский (1225-1274). Его культурологические, особенно эстетические мысли, отраженные в сочинении «Сумма теологии», были проникнуты теологией, и ее идейное содержание проводилось в соответствии с учением церкви.
Страницы

X
Обратная связь
Отправлено.