Оценка церковного раскола 17 века в русско-философской мысли

В этом разделе выложены некоторые дипломные, курсовые и контрольные работы для студентов, выполненные специалистами нашего портала. Данные работы предназначены для ознакомления, а не заимствования.

Оценка церковного раскола 17 века в русско-философской мысли


Реферат
На тему: Оценка церковного раскола 17 века в русско-философской мысли
Выполнила:
______________
______________

Проверил:

Великий Новгород
2002

Церковный раскол, который произошел в 17-м веке, во многом связан с музыкой. Древнее русское церковное пение было только вокальным, музыкальные инструменты не использовались, как на Западе, например, орган.
Единственный музыкальный инструмент - колокол, призыв в церковь, глас Божий. А церковная музыка - это церковное пение. Древнее пение было мужским, одноголосным. Оно развивалось в определенном каноне, который заимствовали из Византии, но постепенно трансформировали, создали свои собственные напевы. Во многом здесь повлиял и склад речи, музыкальная интонация русской речи и традиции русских народных песен. Приблизительно к 15-16-му векам сложились такие дивные напевы, как большой знаменный распев, демественный распев, путевой и столповой знаменные распевы.
Первое, что нарушило порядок и спокойствие, было введение новой нотации. В 1662-м году приезжают из Киева монахи, которые привозят первые образцы нотолинейных песнопений. Они поселились в одном из монастырей в Замоскворечье, и вот они привезли с собой киевские распевы. А потом появляется "Мусикийская грамматика" Дилецкого, и вот с ее появлением происходит как бы революция в музыке. Новые звучания в церкви, вдруг - после семисотлетнего пения монодий, одноголосным пением, уставным, традиции канонические, знаменные, крюковая запись, крюковая нотация, пение по крюкам - вдруг неожиданно все сместилось. Вдруг неожиданно запели концерты на 12 голосов с имитациями, с хоровыми контрастами, тутти, соло.
Все это настолько ново, все это поразило воображение русского человека, что, конечно, для раскола было одной из самых главных причин. Как бы если бы мы с вами слушали классическую музыку, вдруг - приходят наши дети, приносят нам тяжелый рок и говорят, что это самое красивое. И мы, которые привыкли слушать Моцарта, вдруг видим, что у них совершенно другие критерии музыкальные.

Проблема раскола сидела уже в 16-м веке, в середине 16-го. В чем дело в иконописи 16-го века? Она уже тогда стала очень разная, она стала совсем не такая однородная, как это было в начале 16-го или, уж тем более, в 15-м веке. Появились иконы сумрачного оттенка, строгие, с печальными ликами, очень драматические, с такими вспышками красного на темно-зеленом фоне. Вот как икона Иоанна Предтечи "Ангел в пустыне" из музея Рублева. А, с другой стороны, появились иконы столь многосложные, столь глубокомысленные, что здесь как бы невозможно было, если хотите, не погрешить, чуть-чуть хотя бы, против чистоты православного предания. В середине 17-го века воспроизводились старые формы довольно точно, но сухо. Я вспоминаю звенигородский иконостас середины 17-го века, все правильно, все узнается, а икона "не дышит".
Глас - это система осмогласия, восемь определенных типов мелодических, которые распределяются на восемь недель. Восьминедельный столп - это глас, а восемь голосов составляют партитуру восьмиголосного концерта. "Глас" - это византийское понятие, а "восьмиголосие" - это европейское понятие, так же как "многогласие" и "многоголосие". И это решительное изменение, это сразу другой тип звучания - многоголосие, гармоническое многоголосие.
Сначала служба, потом появляется новый жанр, который называется концерты, и он так быстро освоен был и так полюбился русским, так ловко и быстро сумели перестроиться русские композиторы. То есть, их даже не было, они вдруг возникли. Василий Титов, Федор Редриков, и много-много имен малоизвестных композиторов. Я когда стала считать, я насчитала 36 композиторов, а там их и больше. Просто берешь рукопись и видишь по списку, что там огромное число композиторов, которые создавали новую музыку. И эта новая музыка была в стиле барокко, барочная музыка. Так же как в это время создается барочная архитектура, тип нарышкинского барокко.
Живопись развивается. После древнего монолитного средневекового искусства неожиданно вдруг появление этого нового направления.
Страна разбогатела. Во второй половине 17-го века в России появилось очень много людей, которым было что терять и которые были ущемлены в своих правах, прежде всего, государством, которое оставалось старым дворянским, ориентированным на внеэкономическое принуждение. В то время как по Волге уже плавали торговые суда с командами по триста и по пятьсот человек и плавали целыми караванами. Когда купцы Гурьевы, например, могли взять и построить город и назвать его Гурьев. Мы знаем Строгановых, мы знаем
Страницы

X
Обратная связь
Отправлено.