Проблема философии в творчестве Достоевского

В этом разделе выложены некоторые дипломные, курсовые и контрольные работы для студентов, выполненные специалистами нашего портала. Данные работы предназначены для ознакомления, а не заимствования.

Проблема философии в творчестве Достоевского

Министерство образования и науки Российской Федерации
Новгородский филиал Санкт-Петербургского государственного университета экономики и финансов

Контрольная работа

по курсу: философия
на тему: «Проблема философии в творчестве Достоевского»

Выполнила:
студентка гр.

Великий Новгород
2004
Содержание


"1-3" Введение

1. Русский религиозный ренессанс и творчество Достоевского

2. Проблема философии истории в художественном пути Достоевского

3. Легенда о «Великом Инквизиторе» и ее генезис. Смысл жизни богостроителя и всемирная любовь

Заключение

Список использованной литературы


Введение

Федор Михайлович Достоевский (1821-1881) принадлежит столько же литературе, сколько и философии. Ни в чем это не выражается с большей яркостью, как в том, что он доныне вдохновляет философскую мысль. Комментаторы Достоевского продолжают реконструировать его идеи, - и самое разнообразие этих комментарий зависит не от какой - либо неясности у Достоевского в выражении его идеи, а, наоборот, от сложности и глубины их. Конечно, Достоевский не является философом в обычном и банальном смысле слова, - у него нет ни одного чисто - философского сочинения. Он мыслит как художник, - диалектика идей воплощается у него в столкновениях и встречах различных «героев». Высказывания этих героев, часто имеющие самостоятельную идейную ценность, не могут быть отрываемы от их личности, - так, Раскольников, независимо от его идеи, сам по себе, как личность, останавливает на себе внимание: его нельзя отделить от его идеи, а идеи нельзя отделить от того, что он переживает... Во всяком случае, Достоевский принадлежит русской - и даже больше - мировой философии.
Творчество Достоевского сосредоточено вокруг вопросов философии духа, - это темы антропологии, философии истории, этики, философии религии. В этой области обилие и глубина идей у Достоевского поразительны, - он принадлежит к тем творческим умам, которые страдают от изобилия, а не от недостатка идей. Не получив систематического философского образования, Достоевский очень много читал, впитывая в себя чужие идеи и откликаясь на них в своих размышлениях. Поскольку он пробовал выйти за пределы чисто - художественного творчества (а в нем несомненно был огромный дар и темперамент публициста), он, все равно, оставался мыслителем и художником одновременно всюду.
1. Русский религиозный ренессанс и творчество Достоевского

Драгоценные черты, присущие классической русской литературе XIX века - напряженное искание добра и общественной правды, насыщенность пытливой, беспокойной мыслью, глубокий критицизм, соединение удивительной отзывчивости на трудные, больные вопросы и противоречия современности с обращенностью к устойчивым, постоянным «вечным» темам бытия России и всего человечества. Черты эти получили наиболее глубокое и яркое выражение в произведениях великого русского писателя второй половины XIX века Достоевского.
Его творчество - одно из важнейших звеньев в истории развития тех тенденций реализма XIX века, которым суждено было стать в XX веке определяющими для всей истории русской и мировой культуры. Глубокое сочувствие человеческому страданию, интерес и внимание ко всем униженным и отринутым сделали Достоевского одним из величайших писателей-гуманистов мира. В своих романах и повестях Достоевский разработал особый тип насыщенного философской мыслью психологически углубленного реализма, в центре его внимания неизменно находится жизнь разночинного, демократического населения города. Достоевский определил как главную, определяющую черту своего реализма стремление «найти человека в человеке», т.е. показать, что человек не мертвый механический «штифтик», «фортепьянная клавиша», управляемая движением чужой руки (и шире - любых посторонних, внешних сил), но что в нем самом заложен источник внутреннего самодвижения, жизни, различения добра и зла.
Страницы

X
Обратная связь
Отправлено.