Анализ учения о бытие-к-смерти Мартина Хайдеггера

В этом разделе выложены некоторые дипломные, курсовые и контрольные работы для студентов, выполненные специалистами нашего портала. Данные работы предназначены для ознакомления, а не заимствования.

Анализ учения о бытие-к-смерти Мартина Хайдеггера

Региональный финансово-экономический институт
Институт экономики и права Аксенова

Контрольная работа

по курсу: философия
на тему: «Анализ учения о бытие-к-смерти Мартина Хайдеггера»

Выполнила:
студентка гр.
Великий Новгород
2004
Содержание


"1-3" Введение

1. Основные понятия концепции Хайдеггера

2. Страх и забота в бытие-к-смерти

3. Повседневность, совесть и мысли о смерти

Заключение

Список использованной литературы


Введение

Темой своей работы я выбрала учение о бытие-к-смерти Мартина Хайдеггера, изложенное им в его книге «Бытие и время» (Sein und Zeit, 1927). Эта тема пересекается сразу с несколькми разделами лекции по философии – «Исторические типы философии», «Природа человека», «Смысл существования человека», «Познание, его возможности и границы».
Вначале несколько слов об авторе. Мартин Хайдеггер (Martin Heidegger) (1889–1976), немецкий философ-экзистенциалист, оказал значительное влияние на европейскую философию 20 в. Хайдеггер родился 26 сентября 1889 в Мескирхе (ныне земля Баден-Вюртемберг, Германия). Окончил иезуитское училище, гимназию (1909), поступил в университет во Фрайбурге-им-Брайсгау, где защитил докторскую диссертацию (1913). В 1923 получил звание профессора Марбургского университета, а через пять лет Гуссерль назвал его своим преемником на кафедре философии во Фрайбурге. В 1933 был избран деканом факультета. Оказавшись на вершине преподавательской карьеры, Хайдеггер вскоре вынужден был уйти в отставку. После войны жил вначале уединенно, но позже возобновил преподавательскую деятельность и вел ее до 1957. Умер Хайдеггер в Мескирхе 26 мая 1976.
В своей книге «Бытие и время» Хайдеггер предложил исследовать смысл бытия и описать формы, в которых бытие себя являет, – эту задачу он называл «фундаментальной онтологией». Отправным моментом, с его точки зрения, должно быть описание наиболее близкого нам феномена бытия – человеческого существования. Книга М. Хайдеггера достаточно сложная, в ней много новых и необычных терминов. Поэтому в прочтении «Бытия и времени» я опиралась на комментарии, изложенные в монографии В.И. Молчанова «Время и сознание. Критика феноменологической философии».

1. Основные понятия концепции Хайдеггера

Хайдеггер часто использует несколько терминов. Философию Хайдеггера относят к экзистенциальной, хотя сам термин «экзистенция» (буквально: существование) принадлежит не ему. Хайдеггер дает новое толкование, определяя «экзистенцию» через свой термин Dasein, который буквально означает «здесь-бытие». Экзистенцией Хайдеггер называет «само бытие, к которому Dasein так или иначе может себя относить и всегда каким-либо образом относит». Подобное определение, на мой взгляд, головокружительное, но ничего другого я сама предложить не могу. На той же странице Хайдеггер пишет: «Dasein всегда понимает себя самое из своей экзистенции, возможности самого себя быть самим собой или не самим собой». На мой взгляд, логический круг, или тавтология. Как поясняет Молчанов, экзистенция - это возможность, которая схватывается или упускается только в определенном Dasein. Иначе говоря, экзистенция - это всегда особый и всегда индивидуальный опыт человека, который выбирает одну из двух фундаментальных возможностей: заимствовать структуры своего бытия из многообразных сфер «несоразмерного» с самим собой сущего (несобственное бытие) или же, наоборот, искать основу своего бытия в себе самом.
Пролистаем сразу 200 страниц книги и посмотрим, что пишет Хайдеггер про смерть. Эта часть его книги мне показалась более понятной и увлекательной, чем предыдущая.
Хайдеггер вводит еще один термин бытие-к-смерти, которое выступает в его концепции как исходная точка будущего и характеризует целостность Dasein.
2. Страх и забота в бытие-к-смерти

В концепции бытие-к-смерти Хайдеггер использует привычные мне понятия «страх» (Angst), «забота» (Sorge), однако несколько изменив их смысл. Во-первых, Хайдеггер описывает «страх» как отличный от боязни. Разница заключается в том, что боязнь - это всегда боязнь чего-то предметно определенного. Страх же приходит из «ниоткуда». Из неопределенного «ниоткуда» онтологически означает из «мира». Страх вообще непредметен, как говорит Хайдеггер, с ним невозможно иметь дело, он неинтенционален. Страх указывает на непрерывную соотнесенность человеческого существования с бытием. Таким образом, страх раскрывает Dasein не как обычное сущее, которое просто «есть», но как особое сущее, всегда относящееся к способу своего бытия, существующее как целостность, самость.
Страницы

X
Обратная связь
Отправлено.