Социально-политическая утопия Платона (Диалог «Государство»)

В этом разделе выложены некоторые дипломные, курсовые и контрольные работы для студентов, выполненные специалистами нашего портала. Данные работы предназначены для ознакомления, а не заимствования.

Социально-политическая утопия Платона (Диалог «Государство»)

Министерство образования и науки Российской Федерации
Новгородский государственный университет
имени Ярослава Мудрого
Факультет ИТФ
Контрольная работа
по дисциплине «Философия»
на тему: «Социально-политическая утопия Платона (Диалог «Государство»)»
Выполнил:
студент гр. 3062 зу
шифр 20-зу
Обарухин Роман

Великий Новгород
2004
Содержание


"1-3" Введение

1. Метафизический и гносеологический дуализм в диалоге «Государство»

2. Цель государства есть общее счастье

3. Воинство идеального государства

4. Этико-философский контроль идеократии

Заключение

Список использованной литературы


Введение

Платон (427–347 гг. до н.э.) – родоначальник философии объективного идеализма. Сердцевину платоновской философии составляет теория идей. Его взгляды сложились под влиянием Сократа, знаменитого мудреца, проводившего жизнь в беседах и спорах на афинских площадях. Содержание этих бесед нашло отражение в ранних произведениях Платона, которые обычно выделяют в особую группу так называемых сократических диалогов. Политико-правовым вопросам посвящены самые крупные диалоги Платона «Государство», «Полития» и «Законы».
Громадное влияние на развитие политико-правовой идеологии оказало учение Платона. Под его воздействием складывались философские и социально-политические взгляды Аристотеля, стоиков, Цицерона и других представителей античной политической мысли. Выдвинутые Платоном идеи «правления философов» и «мудрых законов» были восприняты многими мыслителями эпохи Просвещения.
Платоновский проект общности имущества активно обсуждали ранние представители социализма – Т. Мор, Т. Кампанелла и др. На этом основании некоторые исследователи называли Платона «родоначальником коммунизма». В действительности платоновские построения не содержат коммунистического идеала, ибо общность имущества у него распространяется лишь на узкую прослойку стражей-правителей и не составляет экономической основы проектируемого общественного строя. Истолкование его доктрины в качестве коммунистической является таким же анахронизмом, как и попытки обнаружить в ней идейные истоки современного тоталитаризма.
1. Метафизический и гносеологический дуализм в диалоге «Государство»

Самопознание приводит к постижению объективных начал, сверхиндивидуальных сущностей. Познание приводит к действию: теоретическое разоблачение призрака обертывается нравственным долгом ниспровержения лжи. Уразумение единства Блага приводит к осмыслению философского общения, организованной общественной среды: предпосылка совершенного государства.
Движимый внутренней логикой своей мысли, Платон, как известно, не ограничился созданием системы этики индивидуальной и создал определенную систему политики, т.е., по представлению древних, этики социальной: образ идеального общежития.
Для Платона политика - не искусство, а наука, подобно этике. Еще в «Горгии» он отмечает, что ее цель - сделать людей лучшими. Она воспитывает души, шлифует характеры, конкретно организует всеобщее спасение. Этика завершается, увенчивается политикой.
Вл. Соловьев высказал мысль, что платоново «Государство» - плод неудачи философа с Эросом: «так как настоящее глубокое исправление и полная помощь - через перерождение человеческой природы - оказались ему не по силам, то он берет более поверхностную, но зато и более доступную задачу - преобразование общественных отношений».
Вопреки Соловьеву, социальная «утопия» Платона - не узко-политический трактат, а грандиозная попытка коренного и этически-активнейшего переустройства человеческого общежития, переустройства, непосредственно связанного с перевоспитанием человеческой природы. В русской литературе вопроса уже проф. Е.Н. Трубецкой убедительно вскрыл всю ошибочность соловьевской оценки «Государства», игнорирующей самый смысл этого диалога. «Вся философия Платона - пишет кн. Трубецкой - не что иное, как искание «высшего города»... В основе социального и политического учения Платона лежит сознание той глубокой истины, что одна и та же безусловная цель, а стало быть, одна и та же правда, должна лежать в основе как личной, так и общественной жизни... Вся Полития - не что иное, как трактат о правде-справедливости. Как мог Соловьев утверждать, что в «Республике» Платон отступает перед своей высшей жизненной (эротической) задачей! Это значит игнорировать в преобразовательных планах философа самую их сущность!». Иначе говоря, политическое учение становится прямым продолжением этического и воодушевляется теми же началами, которыми воодушевлено последнее.
Страницы

X
Обратная связь
Отправлено.