Социально-философские взгляды Жан-Жака Руссо

В этом разделе выложены некоторые дипломные, курсовые и контрольные работы для студентов, выполненные специалистами нашего портала. Данные работы предназначены для ознакомления, а не заимствования.

Социально-философские взгляды Жан-Жака Руссо

Министерство образования и науки Российской Федерации

Контрольная работа
по философии
на тему: «Социально-философские взгляды Жан-Жака Руссо»
Выполнила:
студентка гр.

Великий Новгород
2005
Содержание


"1-3" Введение

1. Идейные предшественники Руссо

2. Философская система Руссо

3. Социально-политические идеи Руссо

4. Религиозные и нравственные воззрения Руссо

Заключение

Список использованной литературы


Введение

Руссо относится к числу крупнейших мыслителей и идеологов эпохи Просвещения, вместе с Вольтером, Дидро, Гольбахом, Гельвецим, Ламетри и другими они разработали новые человеческие и общественные идеалы «просвещенной жизни» и оказали огромное влияние на развитие прогрессивной буржуазной идеологии. А также к числу выдающихся деятелей просветительской художественной литературы, среди которых те же Вольтер и Дидро, а также Бомарше, Г. Месинг, И. Гете, Ф. Шиллер, С. Ричардсон, Г. Филдинг, Т. Смоллетт, Р. Шеридан и другие.
Составной частью Просвещения была передовая буржуазная философия XVIII века - начала XIX века, теоретически обосновавшая необходимость буржуазно-демократических социальных преобразований. Конкретной разновидностью философии Просвещения явилась «дейстская форма материализма», представители которой (Вольтер, Вольф, Д.Г.Аничков) исходили из метафизической онтологии конечного мира, абсолютного дуализма причины и следствия, материи и движения, эволюции и целесообразности. В гносеологии деисты, как правило, разделяли идеалистическую теорию врожденных идей, рационалистическую концепцию совпадения логического и реального следования, идеи субстанциональности души и некоторые положения агностицизма. Деисты рассматривали бога в качестве разумной первопричины мира, а «естественную религию» в качестве социального регулятора исторического процесса. Критика феодализма привела деистов к отрицанию теологического объяснения исторического процесса и утверждению рационалистической теории общественного договора (Руссо, Джефферсон, В.В. Попугаев).
Другая историческая форма философии Просвещения - материализм XVIII века - формировалась путем философской критики теоретических основ деизма на базе материалистического естествознания. В решении основного вопроса философии материалисты эпохи Просвещения (Мелье, Дидро, Гольбах, Форетер, Радищев) отвергли субъективный идеализм Беркли и предприняли естественно-научное обоснование концепции материи как объективной реальности. Они считали жизнь и сознание функцией определенной организации материи, сформировавшейся в результате длительного исторического развития. В теории познания материалисты отвергли агностицизм, картезианскую концепцию врожденных идей, включая идею бога, и последовательно развивали основные положения материалистического сенсуализма, утверждавшего, что источники человеческого знания - это ощущения и восприятия.
В данной работе будут рассмотрены основные положения мировоззренческой системы Жан-Жака Руссо.


1. Идейные предшественники Руссо

К числу ближайших предшественников Руссо в области общественно-политической мысли следует отнести Г. Гроция (1583-1645), Т. Гоббса (1588-1679), Д. Локка (1632-1704), Ш.Л. онтескье (1689-1755).
Г. Гроций, крупный нидерландский ученый-юрист, в 1625 году выпустил в свет свое главное сочинение - «О праве войны и мира», в котором утверждал, что в условиях первобытных отношений стихийно господствовало естественное право, коренящееся в самой природе человека, и что нормы его неизменны, вечны. Затем главную роль в этих отношениях, по мнению Гроция, стала играть абсолютная верховная власть, возникшая якобы в результате добровольного отказа людей от своей естественной первобытной свободы. Отсюда следовало, что верховная власть представляла собой не продукт естественного права, а некий исторический факт.
Соглашаясь с некоторыми выводами Гроция, Руссо вместе с тем подвергал критическому разбору его учение о происхождении верховной власти, подчеркивая враждебность этого учения интересам народа.
В «Общественном договоре» Руссо довольно часто упоминает о политическом учении Т.Гоббса. Руссо резко критиковал антидемократические тенденции во взглядах Гоббса, его «презрение к свободе и равенству». Но это не мешало ему видеть сильные стороны учения английского философа-материалиста, а именно его антифеодальные взгляды на церковную гегемонию. Руссо писал, что Гоббс впервые «...осмелился предложить соединить обе головы орла (церковь и государство) и привести все к политическому единству, без которого ни Государство, ни Правление никогда не будут иметь хорошего устройства».
Страницы

X
Обратная связь
Отправлено.