Динамика НДС 2000-2012 гг

В этом разделе выложены некоторые учебные материалы (книги, учебники, монографии, пособия, методические указания, сборники научных статей, статьи), которые используют специалисты нашего портала при написании дипломных, курсовых и контрольных работ для студентов. Данные учебные материалы предназначены для ознакомления, а не заимствования.

Динамика НДС 2000-2012 гг

НДС является системообразующим налогом, обеспечивая 40 - 50% доходов федерального бюджета. Важной фискальной особенностью этого налога служит то обстоятельство, что в силу широкой налоговой базы он менее подвержен конъюнктурным колебаниям цен на сырьё и энергоносители, чем другие налоги, о чём свидетельствует довольно стабильная динамика доли НДС в доходах федерального бюджета (рис. 1).

Рисунок 1. Динамика поступлений НДС в федеральный бюджет Российской Федерации в 2000 - 2011 гг., млрд. руб.
Экономическим основанием взимания НДС является акт товарообмена, а не финансовый результат, что выгодно отличает НДС от налога на прибыль.
Вместе с тем администрирование НДС сопряжено с серьёзными проблемами. Как организационно-управленческая система реализации налоговых отношений, налоговое администрирование включает совокупность методов регулирования и контроля, использование которых призвано обеспечить плановые налоговые поступления в бюджет. Однако уже сама методология налогообложения добавленной стоимости содержит противоречие, поскольку налоговая база определяется размером дохода или выручки от реализации всей агрегированной стоимости1, а не величиной добавленной стоимости, в чём и заключалась суть перехода от налога с оборота к НДС.
Одним из общеизвестных показателей качества налогового администрирования НДС служит коэффициент собираемости налога, который представляет собой отношение суммы фактически поступившего НДС к сумме налоговой задолженности (рис. 2). С помощью этого коэффициента можно судить также об эффективности реализации фискальной функции НДС, потому что задолженность является важным нереализованным резервом бюджета.

Показатели
2006
2007
2008
2009
2010
2011
2012

Поступления НДС, млрд. руб.
1511
2262
2132
2050
2498
3250,4
3546,1

Задолженность по НДС, млрд. руб.
731
429
413
527
479
447
458

Коэффициент собираемости, %
Рисунок 2. Динамика задолженности по уплате в бюджет НДС и коэффициента собираемости НДС в 2006 - 2012 гг.
В 2006 - 2012 годах динамика коэффициента собираемости НДС была аналогична динамике задолженности по уплате налога. Полученные значения коэффициента указывают на имеющиеся резервы увеличения собираемости НДС порядка 20% за счёт ликвидации имеющейся задолженности.
Наиболее выраженным параметром качества администрирования НДС, применяемым в мировой практике, является коэффициент эффективности (Co-efficiency), который показывает, какая доля базы (конечного потребления) эффективно облагается налогом, и рассчитывается по формуле:
Co-efficiency = Поступления НДС : (Стандартная ставка НДС х Конечное потребление)
Повышающее значение коэффициента (при максимальном, равном 1) свидетельствует о высоком качестве налогового администрирования.
Используя данные Казначейства России и Росстата, попробуем оценить эффективность администрирования НДС в Российской Федерации (табл.1).
Результаты оценки показали значительное снижение коэффициента эффективности НДС - с 0,52 в целом за 2000 - 2007 годы до 0,43 за 2008 - 2011 годы, что свидетельствует о падении сборов НДС, а значит, и низком качестве механизма администрирования налога.
Заметим, что Россия характеризуется одним из самых низких уровней администрирования НДС. Так, например, в 2008 г.
Таблица 1. Оценка эффективности администрирования НДС в 2000 - 2012 гг.
Показатели
2000
2001
2002
2003
2004
2005
2006
2007
2008
2009
2010
2011
2012

Поступления НДС, млрд. руб.
372
639,0
774
882
1070
1472,4
1511
2262
2132
2050
2498
3250,4
3546,1

Расходы на конечное потребление, млрд. руб.
4185,7
5251
6912,3
8343,9
10720,5
13722,7
17372,6
21860,4
27778,2
26886,1
31214,8
38526,5
43987,4

Базовая ставка НДС, %
20
20
20
20
18
18
18
18
18
18
18
18
Коэффициент эффективности
0,44
0,61
0,56
0,53
0,55
0,60
0,48
0,57
0,43
0,42
0,44
0,47
0,45

Рисунок 3. Доля налоговых вычетов и возмещений в объёме исчисленного НДС в 2002 - 2012 гг., %
коэффициент эффективности составлял: в Новой Зеландии - 0,98; Люксембурге - 0,93; Канаде - 0,78; Корее - 0,70; Австралии - 0,50.
В чём же причина столь низкого качества управляемости НДС в Российской Федерации?
Дело в том, что структура налога, позволяющая применять множество налоговых преференций2, приводит к значительному сокращению бюджетных средств.
Доля налоговых вычетов и возмещений в сумме НДС, исчисленной по налогооблагаемым объектам, в 2012 году достигла 99% против 85% в 2002 году (рис. 3).
Страницы

X
Обратная связь
Отправлено.