Экономические дисциплины


Концепции современного естествознания. Вариант 1

Содержание
МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
МОСКОВСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
Кафедра философских и экономических дисциплин

Контрольная работа
Концепции современного естествознания
Вариант 1

Задание 1.
Прокомментируйте следующее высказывание:
«Наиболее интересными являются факты, которые могут служить свою службу многократно, которые могут повторяться».
(Пуанкре А. О науке. М., 1983, с.289).
Задание 2.
Изобразите схематично:
Современную картину мира.
Задание 3.
Ответьте на следующие вопросы:
1.    Наука: благо или зло
2.    Что такое НТР и научная революция
3.    Определите понятие «биосфера» и ее состав
4.    Охарактеризуйте структурные уровни организации материи в неживой природе
5.    Определите основной понятийный аппарат кибернетики
Задание 4.
Вставьте пропущенные имена
«Идея атомистического строения материи впервые высказана (500-400 до н.э.) и развита его учеником (460-370) .»
Задание 5.
Напишите эссе на тему: «Концепция самоорганизации в науке»
Задание 6.
Выполните тест:
1. Наука возникла…
А) в Египте
Б) в Древнем Риме
В) на Ближнем Востоке
Г) в Вавилоне
Д) в Древней Греции
2. Основная концепция современного естествознания – это…
А) идеи единства эволюции человека и Вселенной, а также идея самоорганизации любых открытых сложных систем
Б) то, что на каждом этапе развития основные закономерности поведения любых подсистем имеют связь со всей системой Вселенной
В) то, что различные элементы материально мира образуют единую систему (Вселенная), и процессы, протекающие в ней, описываются едиными фундаментальными законами
Г) конвергенция (сближение) и естественнонаучной и гуманитарной культур
Д) экологизация планеты
3. Скорость света в вакууме одинаковы во всех инерциальных системах отсчета по всем направлениям (не зависит от источника света и наблюдателя) Она предельна и равна с=3*1010 м/сек. Так формулируется…
А) принцип относительности
Б) принцип причинности
В) принцип постоянства скорости света (ППСС)
Г) соотношение неопределенностей
Д) принцип фальсификации
4. Энтропия – это…
А) количество теплоты, которым термодинамическая система обменивается с окружающей средой
Б) внутренняя энергия системы
В) количество теплоты, сообщенное системе, которое идет на увеличение внутренней энергии
Г) термодинамическая функция, характеризующая часть внутренней энергии системы, которая не может быть преобразована в механическую работу (мера хаоса)
Д) количество теплоты, которое идет на совершение механической работы
5. Человечество выживет лишь в том случае, если…
А) будет сохранен озоновый слой Земли
Б) будет предотвращено глобальное потепление климата
В) будет сохранена устойчивость биосферы (при изъятии биотических ресурсов) и ее ассимиляционный потенциал
Г) атомная энергетика будет заменена альтернативными видами энергии (например, гелио- или водной энергетикой)
Д) фактические антропогенные воздействия на биосферу не будут превышать пороговые критические уровни.
6. Гелиоцентрическая система мира была создана Коперником…
А) в эпоху Средневековья
Б) в эпоху Возрождения
В) в эпоху Нового времени
Г) в XVII веке
Д) в XVIII веке
Цена:  
В корзине

Концепции современного естествознания. Вариант 10

Содержание
МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
МОСКОВСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
Кафедра философских и экономических дисциплин

Контрольная работа
Концепции современного естествознания

Вариант 10
Задание 1.
Прокомментируйте следующее высказывание:
«Таким образом, интерес представляет лишь исключение».
(Пуанкре А. О науке. М., 1983, с.291).
Задание 2.
Изобразите схематично:
Структуру естествознания.
Задание 3.
Ответьте на следующие вопросы:
1.    Чем наука отличается от других отраслей культуры
2.    Что значит: «мир познаваем»
3.    В чем сущность эмпиризма в науке. Назовите методы, используемые при формировании эмпирических знаний. Раскройте их сущность
4.    Определите современный взгляд на строение атома с позиции квантовой механики
5.    Противоречия в системе «Природа – Биосфера – Человек»
Задание 4.
Заполните криптограмму:
Если Вы правильно решите криптограмму, то в выделенных клетках (по вертикали) появится название изучаемой вами науки

                                        
                            
                                        
                                    
                                    
                                                        
                                    
                                        
                            
                                    
                                
                                            
                                        
                            

1.    Создатель Периодической системы химических элементов.
2.    Один из авторов модели ДНК.
3.    Древнегреческий ученый, завершивший первую научно-техническую революцию.
4.    Наименьшая частица химического вещества.
5.    Совокупность организмов, ограниченные в пространстве и во времени и обитающая на поверхности Земли.
6.    Область физики, одним из создателей которой является Максвелл.
7.    Ученый, опровергший теорию «флогистона», которому принадлежит первая в истории химия, классификация химических элементов.
8.    Физическая наука о Вселенной в целом.
9.    Основополагающая наука в системе естествознания.
10.    Создатель теории относительности.
11.    Автор теории естественного отбора.
12.    Свойства атомных частиц вступать в химическое взаимодействие, количественной мерой которого является суммарное число неспаренных электронов, неподеленных электронных пар и вакантных орбиталей, участвующих в образовании химических связей.
13.    Синоним термина «макроэволюция».
14.    Основоположник теории валентности веществ, который ввел в обиход химиков термин «химическое сродство»
Задание 5.
Напишите эссе на тему: «Концепция самоорганизации в науке»
Задание 6.
Выполните тест:
1. Отличие современного естествознания от классического заключается в том, что современное естествознание…
А) обеспечивает современные технологии
Б) охватывает все уровни организации материи
В) утверждает взгляд на мир «изнутри»: мы - люди, мы - человечество, неотделимы от Вселенной, как и она oт нас
Г) направляет пути развития в научно-технической сфере деятельности человека
Д) решает вопросы предотвращения глобальной катастрофы
2. Исследовательские эксперименты...
А) дают возможность обнаружить у объекта новые, неизвестные свойства
Б) служат для проверки, подтверждения тех или теоретических построений
В) направлены на установление количественных зависимостей
Г) не позволяют вмешиваться в естественное течение процессов
Д) служат дня воспроизведения проводимые наблюдений и измерений вплоть до получения достоверных результатов
3. Системы, которые обмениваются с окружающей средой веществом, энергией и информацией (космос, биосфера, общество, живой организм, мировой рынок), называются…
А) нелинейными
Б) динамическими
В) неравновесными
Г) самоорганизующимися
Д) открытыми
4. Самоорганизация - это...
А) пребывание системы в термодинамическом равновесии
Б) переход системы из одного состояния в другое и обратно
В) процесс взаимодействия элементов, в результате которого происходит возникновение нового порядка или структуры в системе; структура в действии
Г) изменение системы под действием энтропийных факторов среды
Д) процесс, протекающий в закрытой системе
5. Закон Менделеева в современной формулировке: свойство элементов, а также формы и свойства их соединений находятся в периодической зависимости от…
А) атомных масс элементов
Б) числа нуклонов в ядре
В) общего количества элементарных частиц в атоме
Г) числа ? в атоме
Д) заряды ядра (атомного номера) элемента
6. Область активной жизни, охватывающая нижнюю часть атмосферы, гидросферу и верхнюю часть литосферы, активная оболочка Земли называется…
А) ноосферой
Б) тропосферой
В) экосферой
Г) биотой
Д) биосферой
Цена:  
В корзине

Концепции современного естествознания. Вариант 2

Содержание
МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
МОСКОВСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
Кафедра философских и экономических дисциплин

Контрольная работа
Концепции современного естествознания

Вариант 2
Задание 1.
Прокомментируйте следующее высказывание:
«Таким образом, интерес представляет лишь исключение».
(Пуанкре А. О науке. М., 1983, с.291).
Задание 2.
Изобразите схематично:
Ход научного исследования.
Задание 3.
Ответьте на следующие вопросы:
1.    Чем наука отличается от других отраслей культуры
2.    Что значит: «мир познаваем»
3.    В чем сущность эмпиризма в науке. Назовите методы, используемые при формировании эмпирических знаний. Раскройте их сущность
4.    Определите современный взгляд на строение атома с позиции квантовой механики
5.    Противоречия в системе «Природа – Биосфера – Человек»
Задание 4.
Суть учения Демокрита сводится к следующему:
1.
2.
3.
4.
5.
Задание 5.
Напишите эссе на тему: «Концепция самоорганизации в науке»
Задание 6.
Выполните тест:
1. Отличие современного естествознания от классического заключается в том, что современное естествознание…
А) обеспечивает современные технологии
Б) охватывает все уровни организации материи
В) утверждает взгляд на мир «изнутри»: мы - люди, мы - человечество, неотделимы от Вселенной, как и она oт нас
Г) направляет пути развития в научно-технической сфере деятельности человека
Д) решает вопросы предотвращения глобальной катастрофы
2. Исследовательские эксперименты...
А) дают возможность обнаружить у объекта новые, неизвестные свойства
Б) служат для проверки, подтверждения тех или теоретических построений
В) направлены на установление количественных зависимостей
Г) не позволяют вмешиваться в естественное течение процессов
Д) служат дня воспроизведения проводимые наблюдений и измерений вплоть до получения достоверных результатов
3. Вакуум (в физике) – это…
А) пустота
Б) особое состояние электрического поля при отсутствии возбуждения
В) особое состояние магнитного поля при отсутствии возбуждения
Г) особое состояние электромагнитного поля при отсутствии возбуждения
Д) состояние разряженного газа
4. Самоорганизация - это...
А) пребывание системы в термодинамическом равновесии
Б) переход системы из одного состояния в другое и обратно
В) процесс взаимодействия элементов, в результате которого происходит возникновение нового порядка или структуры в системе; структура в действии
Г) изменение системы под действием энтропийных факторов среды
Д) процесс, протекающий в закрытой системе
5. Вирус в биологическом плане представляет собой...
А) нуклеопротеид
Б) возбудитель инфекционных болезней - кристаллическое вещество
В) возбудитель инфекционных болезней, репродуцирующий внутри живых клеток, неклеточная организация
Г) вещество, обладающее свойствами существа
Д) молекула-возбудитель инфекции
6. Область активной жизни, охватывающая нижнюю часть атмосферы, гидросферу и верхнюю часть литосферы, активная оболочка Земли называется…
А) ноосферой
Б) тропосферой
В) экосферой
Г) биотой
Д) биосферой
Цена:  
В корзине

Концепции современного естествознания. Вариант 3

Содержание
МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
МОСКОВСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
Кафедра философских и экономических дисциплин

Контрольная работа
Концепции современного естествознания

Вариант 3
Задание 1.
Прокомментируйте следующее высказывание:
«Однако мы должны сосредоточить свое внимание, главным образом, не столько на сходствах и различиях, сколько на тех аналогиях, которые часто скрываются в кажущихся различиях»
(Пуанкре А. О науке. М., 1983, с.292).
Задание 2.
Изобразите схематично:
Науки, которые входят в десятку естественных наук.
Задание 3.
Ответьте на следующие вопросы:
1.    Как вообще понимать выражение «книга природы»
2.    Чем правовой закон отличается от научного
3.    Какие основные свойства пространства и времени Вам известны
4.    В чем состоит сущность эволюционной химии
5.    Определите понятие «Экология». Покажите роль экологии в современном естествознании
Задание 4.
Заполните криптограмму:
Если Вы правильно решите криптограмму, то в выделенных клетках (по вертикали) появится название изучаемой вами науки

                                        
                            
                                        
                                    
                                    
                                                        
                                    
                                        
                            
                                    
                                
                                            
                                        
                            

1.    Создатель Периодической системы химических элементов.
2.    Один из авторов модели ДНК.
3.    Древнегреческий ученый, завершивший первую научно-техническую революцию.
4.    Наименьшая частица химического вещества.
5.    Совокупность организмов, ограниченные в пространстве и во времени и обитающая на поверхности Земли.
6.    Область физики, одним из создателей которой является Максвелл.
7.    Ученый, опровергший теорию «флогистона», которому принадлежит первая в истории химия, классификация химических элементов.
8.    Физическая наука о Вселенной в целом.
9.    Основополагающая наука в системе естествознания.
10.    Создатель теории относительности.
11.    Автор теории естественного отбора.
12.    Свойства атомных частиц вступать в химическое взаимодействие, количественной мерой которого является суммарное число неспаренных электронов, неподеленных электронных пар и вакантных орбиталей, участвующих в образовании химических связей.
13.    Синоним термина «макроэволюция».
14.    Основоположник теории валентности веществ, который ввел в обиход химиков термин «химическое сродство»
Задание 5.
Напишите эссе на тему: «Концепция самоорганизации в науке»
Задание 6.
Выполните тест:
1. Учением о Вселенной как о целом, основанном на исследовании ее доступной части (Ближнего Космоса) астрономическими и другими способами, занимается...
А) астрономия
Б) астрология
В) космология
Г) космогония
Д) астрофизика
2. Специальная теория относительности (СТО) Эйнштейна решает задачи...
А) приспособления пространственно-временной метрики к уравнениям Максвелла и ко всей физике (видоизменение ньютоновских законов движения на случай больших скоростей и к закону взаимосвязи массы тела и энергии: Е=mс)
Б) классической механики
В) неинерционных систем отсчета
Г) одновременности событий в разных системах отсчета
Д) абсолютности протяженности (пространства), длительности (времени) и массы в движущихся системах отсчета
3. Структурными компонентами процесса самоорганизации системы являются…    
А) механизм управления и гомеостаз
Б) канал обратной связи и информация
В) механизм управления, (оценки и переработки информации) и канал обратной связи
Г) механизмы, обеспечивающие вход и выход вещественно-энергетического потока
Д) гомеостатические обратные связи
4. Биосфера (по В.И. Вернадскому) -это...
А) оболочка, подобная литосфере, гидросфере и атмосфере
Б) геометрически однородная оболочка Земли
В) оболочка Земли, постоянная по своему физико-химическому составу
Г) самостоятельное естественноисторическое тело природы
Д) организованная оболочка Земли
5. Корпускулярно-волновой дуализм – это…
А) важнейшее универсальное свойство природы, заключающееся в том, что всем микрообъектам присуще одновременно и корпускулярные и волновые объекты
Б) квантово-релятивистские представление о физической реальности на основе СТО Эйнштейна
В) теория о квантовании физических величин
Г) теория, устанавливающая способ описания и законы движения физических систем, для которых величины, характеризующие систему и имеющие размерность действия оказываются сравнимой с постоянной Планка «h» (h =6.63*10-34 Дж*с)
6. Хаос (в синергетике) – это…
А) беспорядок
Б) стремление системы к уменьшению энтропии
В) стремление системы перейти в состояние с большей упорядоченностью частиц
Г) нелинейное явление, бесформенное состояние мира, при котором утеряна связь со своим прошлым
Д) случайное отклонение системы от некоторого среднего положения
Цена:  
В корзине

Концепции современного естествознания. Вариант 4

Содержание
МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
МОСКОВСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
Кафедра философских и экономических дисциплин

Контрольная работа
Концепции современного естествознания

Вариант 4
Задание 1.
Прокомментируйте следующее высказывание:
«Метод – это, собственно, и есть выбор фактов и прежде всего, следовательно, нужно озаботиться изобретением метода»
(Пуанкре А. О науке. М., 1983, с.291).
Задание 2.
Изобразите схематично:
Модель строения научного знания.
Задание 3.
Ответьте на следующие вопросы:
1.    Можно ли отделить теоретический уровень исследования от эмпирического и если нет, то почему
2.    Мир существовал бесконечно и будет существовать бесконечно – это научное утверждение, философское или какое-нибудь еще
3.    Раскройте эволюцию естественнонаучного познания. Какие формы имеет преднаучное знание
4.    Назовите структурные уровни живого и их отличительные признаки
5.    Сущность гуманитарного аспекта синергетики. Принципы синергетики
Задание 4.
Заполните таблицу:
Основные открытия в естествознании
    Античность    Средние века V-XII    Века XIV-XIX    XX век
Физика                
Химия                
Астрономия                
Биология                
География                

Задание 5.
Напишите эссе на тему: «Концепция самоорганизации в науке»
Задание 6.
Выполните тест:
1. В появлении кибернетики, электронно-вычислительных машин и в решении задач автоматизации производства основную роль сыграло развитие...    
A)математической логики
Б) математической формализации
B) искусственных языков
Г) метода формализации
Д) формализованных языков естественных наук.
2. Квантово-релятивистские представления о физической реальности это…
А) представление о физической реальности на основе квантовой механики и ОТО Эйнштейна
Б) теория, устанавливающая способ описания и законы движения физических систем для которых величины, характеризующие систему, и, имеющие размерность действия, оказываются сравнимыми с постоянной Планка «h» (h =6.63*10-34 Дж*с)
В) важнейшее универсальное свойство природы, заключающееся в корпускулярно-волновом дуализме
Г) квантовая теория поля
Д) представления о физической реальности на основе СТО Эйнштейна
3. Системы, которые обмениваются с окружающей средой веществом, энергией и информацией (космос, биосфера, общество, живой организм, мировой рынок), называются…
А) нелинейными
Б) динамическими
В) неравновесными
Г) самоорганизующимися
Д) открытыми
4. Естественнонаучные направления, которые определили наступление научно-технической революции (НТР) в конце XIX-XX вв. – это…
А) анатомия и физиология
Б) антропология и гелиобиология
В) космология и космогония
Г) физика и астрофизика
Д) атомная физика и молекулярная биология
5. Закон Менделеева в современной формулировке: свойство элементов, а также формы и свойства их соединений находятся в периодической зависимости от…
А) атомных масс элементов
Б) числа нуклонов в ядре
В) общего количества элементарных частиц в атоме
Г) числа ? в атоме
Д) заряды ядра (атомного номера) элемента
6. Гипотеза возможного возникновения жизни на Земле (по В.И. Вернадскому):
А) жизнь создалась на Земле при космических стадиях ее истории в условиях, не повторявшихся в позднейшие геопогические эпохи
Б) жизнь была на Земле в космические эпохи ее былого, она извечна
В) жизнь, извечная во Вселенной, явилась новой на земле, ее зародыши переносились в нее извне постоянно, но укрепились на Земле лишь тогда, когда на ней оказались благоприятные для этого возможности
Г) жизнь на Земле возникла случайно
Д) жизнь на Земле возникла в результате специального божественного актотворения
7. Стремление системы сохранить стабильность – это…
Цена:  
В корзине

Концепции современного естествознания. Вариант 5

Содержание
МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
МОСКОВСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
Кафедра философских и экономических дисциплин

Контрольная работа
Концепции современного естествознания

Вариант 5
Задание 1.
Прокомментируйте следующее высказывание:
«Вот мой результат, но я пока не знаю, как его получить».
(Гаусс К.)
Задание 2.
Изобразите схематично:
Структуру естествознания.
Задание 3.
Ответьте на следующие вопросы:
1.    Раскройте сущность глобальных революций в естествознании
2.    Перечислите три основных закона движения. Почему закон всемирного тяготения Ньютона явился завершением второй естественно-научной революции?
3.    Что такое коэволюция?
4.    Какие модели Вселенной разработаны в современной космологии?
5.    Был этот мир глубокой тьмой окутан.
Да будет свет! И вот явился Ньютон.
Но Сатана не долго ждал реванша.
Пришел Эйнштейн – и стало все как, раньше.
(С.Я. Маршак)
Над какой особенностью научного познания иронизирует автор?
Задание 4.
Назовите четыре фактора, определяющих свойства вещества:
1.    ……
2.    ……
3.    ……
4.    ……
Задание 5.
Напишите эссе на тему: «Концепция самоорганизации в науке»
Задание 6.
Выполните тест:
1. Точка бифуркации – это…
А) свернутая точка начала Вселенной
Б) точка начала становления любого объекта бытия
В) диалектическое единство Омерной точки
Г) точка равновесия системы
Д) точка неравновесия, расхождения путей развития системы
2. Самоорганизация синергетики – это…
А) многовариантность и альтернативность
Б) нелинейность, открытость
В) процесс спонтанного перехода от хаоса к порядку
Г) возникновение флуктуации
Д) детерминизм (предопределенность)
3. Одна из теорий возникновения жизни на Земле, заключающаяся в том, что жизнь занесена на нашу планету извне называется…
А) теорией стационарного состояния
Б) креационизмом
В) самопроизвольным зарождением
Г) панспермией
Д) биохимической эволюцией
4. Источник жизни был принесен на Землю из глубин космоса ( по В.И. Вернадскому)…
А) в молекулярной форме (как совокупность живых молекул)
Б) в виде клеток живого вещества
В) другими материальными носителями информации (например, элементарными частицами)
Г) в форме постоянно движущихся во Вселенной биологических полей
Д) в виде энергии космических излучений
5. Пространственно временной континуум – это…
А) целостное, непрерывное единство пространственно временных координат
Б) пространство и время
В) непрерывное, связанное, целостное единство точек, чисел или физических величин
Г) непрерывность, совокупность, (например, совокупность всех точек отрезка времени)
Д) «моменты», в которые происходят явления, продолжительности (длительности) процессов
6. Система кровообращения человека состоит из…
А) сердца и большого круга кровообращения (от левого желудочка до правого предсердия)
Б) сердца и малого круга кровообращения (от правого желудочка до левого предсердия)
В) сердца и замкнутой системы кровеносных сосудов, включающей артерии, вены, капилляры.
Г) из большого и малого круга кровообращения
Д) сердца, артерий, вен и капилляров
Цена:  
В корзине

Концепции современного естествознания. Вариант 6

Содержание
МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
МОСКОВСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
Кафедра философских и экономических дисциплин

Контрольная работа
Концепции современного естествознания

Вариант 6
Задание 1.
Прокомментируйте следующее высказывание:
«Метод – это, собственно, и есть выбор фактов и прежде всего, следовательно, нужно озаботиться изобретением метода»
(Пуанкре А. О науке. М., 1983, с.291).
Задание 2.
Изобразите схематично:
Науки, которые входят в десятку естественных наук.
Задание 3.
Ответьте на следующие вопросы:
1.    Наука: благо или зло
2.    Что такое НТР и научная революция
3.    Определите понятие «биосфера» и ее состав
4.    Охарактеризуйте структурные уровни организации материи в неживой природе
5.    Определите основной понятийный аппарат кибернетики
Задание 4.
Заполните таблицу:
Основные открытия в естествознании
    Античность    Средние века V-XII    Века XIV-XIX    XX век
Физика                
Химия                
Астрономия                
Биология                
География                

Задание 5.
Напишите эссе на тему: «Концепция самоорганизации в науке»
Задание 6.
Выполните тест:
1. В появлении кибернетики, электронно-вычислительных машин и в решении задач автоматизации производства основную роль сыграло развитие...    
A)математической логики
Б) математической формализации
B) искусственных языков
Г) метода формализации
Д) формализованных языков естественных наук.
2. Исследовательские эксперименты...
А) дают возможность обнаружить у объекта новые, неизвестные свойства
Б) служат для проверки, подтверждения тех или теоретических построений
В) направлены на установление количественных зависимостей
Г) не позволяют вмешиваться в естественное течение процессов
Д) служат дня воспроизведения проводимые наблюдений и измерений вплоть до получения достоверных результатов
3. Системы, которые обмениваются с окружающей средой веществом, энергией и информацией (космос, биосфера, общество, живой организм, мировой рынок), называются…
А) нелинейными
Б) динамическими
В) неравновесными
Г) самоорганизующимися
Д) открытыми
4. Самоорганизация - это...
А) пребывание системы в термодинамическом равновесии
Б) переход системы из одного состояния в другое и обратно
В) процесс взаимодействия элементов, в результате которого происходит возникновение нового порядка или структуры в системе; структура в действии
Г) изменение системы под действием энтропийных факторов среды
Д) процесс, протекающий в закрытой системе
5. Закон Менделеева в современной формулировке: свойство элементов, а также формы и свойства их соединений находятся в периодической зависимости от…
А) атомных масс элементов
Б) числа нуклонов в ядре
В) общего количества элементарных частиц в атоме
Г) числа ? в атоме
Д) заряды ядра (атомного номера) элемента
6. Хаос (в синергетике) – это…
А) беспорядок
Б) стремление системы к уменьшению энтропии
В) стремление системы перейти в состояние с большей упорядоченностью частиц
Г) нелинейное явление, бесформенное состояние мира, при котором утеряна связь со своим прошлым
Д) случайное отклонение системы от некоторого среднего положения
Цена:  
В корзине

Концепции современного естествознания. Вариант 7

Содержание
МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
МОСКОВСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
Кафедра философских и экономических дисциплин

Контрольная работа
Концепции современного естествознания

Вариант 7
Задание 1.
Прокомментируйте следующее высказывание:
«Однако мы должны сосредоточить свое внимание, главным образом, не столько на сходствах и различиях, сколько на тех аналогиях, которые часто скрываются в кажущихся различиях»
(Пуанкре А. О науке. М., 1983, с.292).
Задание 2.
Изобразите схематично:
Науки, которые входят в десятку естественных наук.
Задание 3.
Ответьте на следующие вопросы:
1.    Чем наука отличается от других отраслей культуры
2.    Что значит: «мир познаваем»
3.    В чем сущность эмпиризма в науке. Назовите методы, используемые при формировании эмпирических знаний. Раскройте их сущность
4.    Определите современный взгляд на строение атома с позиции квантовой механики
5.    Противоречия в системе «Природа – Биосфера – Человек»
Задание 4.
Заполните криптограмму:
Если Вы правильно решите криптограмму, то в выделенных клетках (по вертикали) появится название изучаемой вами науки

                                        
                            
                                        
                                    
                                    
                                                        
                                    
                                        
                            
                                    
                                
                                            
                                        
                            

1.    Создатель Периодической системы химических элементов.
2.    Один из авторов модели ДНК.
3.    Древнегреческий ученый, завершивший первую научно-техническую революцию.
4.    Наименьшая частица химического вещества.
5.    Совокупность организмов, ограниченные в пространстве и во времени и обитающая на поверхности Земли.
6.    Область физики, одним из создателей которой является Максвелл.
7.    Ученый, опровергший теорию «флогистона», которому принадлежит первая в истории химия, классификация химических элементов.
8.    Физическая наука о Вселенной в целом.
9.    Основополагающая наука в системе естествознания.
10.    Создатель теории относительности.
11.    Автор теории естественного отбора.
12.    Свойства атомных частиц вступать в химическое взаимодействие, количественной мерой которого является суммарное число неспаренных электронов, неподеленных электронных пар и вакантных орбиталей, участвующих в образовании химических связей.
13.    Синоним термина «макроэволюция».
14.    Основоположник теории валентности веществ, который ввел в обиход химиков термин «химическое сродство»
Задание 5.
Напишите эссе на тему: «Концепция самоорганизации в науке»
Задание 6.
Выполните тест:
1. Наука возникла…
А) в Египте
Б) в Древнем Риме
В) на Ближнем Востоке
Г) в Вавилоне
Д) в Древней Греции
2. Основная концепция современного естествознания – это…
А) идеи единства эволюции человека и Вселенной, а также идея самоорганизации любых открытых сложных систем
Б) то, что на каждом этапе развития основные закономерности поведения любых подсистем имеют связь со всей системой Вселенной
В) то, что различные элементы материально мира образуют единую систему (Вселенная), и процессы, протекающие в ней, описываются едиными фундаментальными законами
Г) конвергенция (сближение) и естественнонаучной и гуманитарной культур
Д) экологизация планеты
3. Скорость света в вакууме одинаковы во всех инерциальных системах отсчета по всем направлениям (не зависит от источника света и наблюдателя) Она предельна и равна с=3*1010 м/сек. Так формулируется…
А) принцип относительности
Б) принцип причинности
В) принцип постоянства скорости света (ППСС)
Г) соотношение неопределенностей
Д) принцип фальсификации
4. Биосфера (по В.И. Вернадскому) -это...
А) оболочка, подобная литосфере, гидросфере и атмосфере
Б) геометрически однородная оболочка Земли
В) оболочка Земли, постоянная по своему физико-химическому составу
Г) самостоятельное естественноисторическое тело природы
Д) организованная оболочка Земли
5. Корпускулярно-волновой дуализм – это…
А) важнейшее универсальное свойство природы, заключающееся в том, что всем микрообъектам присуще одновременно и корпускулярные и волновые объекты
Б) квантово-релятивистские представление о физической реальности на основе СТО Эйнштейна
В) теория о квантовании физических величин
Г) теория, устанавливающая способ описания и законы движения физических систем, для которых величины, характеризующие систему и имеющие размерность действия оказываются сравнимой с постоянной Планка «h» (h =6.63*10-34 Дж*с)
6. Хаос (в синергетике) – это…
А) беспорядок
Б) стремление системы к уменьшению энтропии
В) стремление системы перейти в состояние с большей упорядоченностью частиц
Г) нелинейное явление, бесформенное состояние мира, при котором утеряна связь со своим прошлым
Д) случайное отклонение системы от некоторого среднего положения
Цена:  
В корзине

Концепции современного естествознания. Вариант 8

Содержание
МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
МОСКОВСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
Кафедра философских и экономических дисциплин

Контрольная работа
Концепции современного естествознания

Вариант 8
Задание 1.
Прокомментируйте следующее высказывание:
«Таким образом, интерес представляет лишь исключение».
(Пуанкре А. О науке. М., 1983, с.291).
Задание 2.
Изобразите схематично:
Структуру естествознания.
Задание 3.
Ответьте на следующие вопросы:
1.    Чем наука отличается от других отраслей культуры
2.    Что значит: «мир познаваем»
3.    В чем сущность эмпиризма в науке. Назовите методы, используемые при формировании эмпирических знаний. Раскройте их сущность
4.    Определите современный взгляд на строение атома с позиции квантовой механики
5.    Противоречия в системе «Природа – Биосфера – Человек»
Задание 4.
Назовите четыре фактора, определяющих свойства вещества:
1.    ……
2.    ……
3.    ……
4.    ……
Задание 5.
Напишите эссе на тему: «Концепция самоорганизации в науке»
Задание 6.
Выполните тест:
1. Точка бифуркации – это…
А) свернутая точка начала Вселенной
Б) точка начала становления любого объекта бытия
В) диалектическое единство Омерной точки
Г) точка равновесия системы
Д) точка неравновесия, расхождения путей развития системы
2. Исследовательские эксперименты...
А) дают возможность обнаружить у объекта новые, неизвестные свойства
Б) служат для проверки, подтверждения тех или теоретических построений
В) направлены на установление количественных зависимостей
Г) не позволяют вмешиваться в естественное течение процессов
Д) служат дня воспроизведения проводимые наблюдений и измерений вплоть до получения достоверных результатов
3. Вакуум (в физике) – это…
А) пустота
Б) особое состояние электрического поля при отсутствии возбуждения
В) особое состояние магнитного поля при отсутствии возбуждения
Г) особое состояние электромагнитного поля при отсутствии возбуждения
Д) состояние разряженного газа
4. Источник жизни был принесен на Землю из глубин космоса ( по В.И. Вернадскому)…
А) в молекулярной форме (как совокупность живых молекул)
Б) в виде клеток живого вещества
В) другими материальными носителями информации (например, элементарными частицами)
Г) в форме постоянно движущихся во Вселенной биологических полей
Д) в виде энергии космических излучений
5. Пространственно временной континуум – это…
А) целостное, непрерывное единство пространственно временных координат
Б) пространство и время
В) непрерывное, связанное, целостное единство точек, чисел или физических величин
Г) непрерывность, совокупность, (например, совокупность всех точек отрезка времени)
Д) «моменты», в которые происходят явления, продолжительности (длительности) процессов
6. Область активной жизни, охватывающая нижнюю часть атмосферы, гидросферу и верхнюю часть литосферы, активная оболочка Земли называется…
А) ноосферой
Б) тропосферой
В) экосферой
Г) биотой
Д) биосферой
7. Система кровообращения человека состоит из…
А) сердца и большого круга кровообращения (от левого желудочка до правого предсердия)
Б) сердца и малого круга кровообращения (от правого желудочка до левого предсердия)
В) сердца и замкнутой системы кровеносных сосудов, включающей артерии, вены, капилляры.
Г) из большого и малого круга кровообращения
Д) сердца, артерий, вен и капилляров
Цена:  
В корзине

Концепции современного естествознания. Вариант 9

Содержание
МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
МОСКОВСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
Кафедра философских и экономических дисциплин

Контрольная работа
Концепции современного естествознания

Вариант 9
Задание 1.
Прокомментируйте следующее высказывание:
«Метод – это, собственно, и есть выбор фактов и прежде всего, следовательно, нужно озаботиться изобретением метода»
(Пуанкре А. О науке. М., 1983, с.291).
Задание 2.
Изобразите схематично:
Современную картину мира.
Задание 3.
Ответьте на следующие вопросы:
1.    Наука: благо или зло
2.    Что такое НТР и научная революция
3.    Определите понятие «биосфера» и ее состав
4.    Охарактеризуйте структурные уровни организации материи в неживой природе
5.    Определите основной понятийный аппарат кибернетики
Задание 4.
Заполните таблицу:
Основные открытия в естествознании
    Античность    Средние века V-XII    Века XIV-XIX    XX век
Физика                
Химия                
Астрономия                
Биология                
География                

Задание 5.
Напишите эссе на тему: «Концепция самоорганизации в науке»
Задание 6.
Выполните тест:
1. Одна из теорий возникновения жизни на Земле, заключающаяся в том, что жизнь занесена на нашу планету извне называется…
А) теорией стационарного состояния
Б) креационизмом
В) самопроизвольным зарождением
Г) панспермией
Д) биохимической эволюцией
2. Источник жизни был принесен на Землю из глубин космоса ( по В.И. Вернадскому)…
А) в молекулярной форме (как совокупность живых молекул)
Б) в виде клеток живого вещества
В) другими материальными носителями информации (например, элементарными частицами)
Г) в форме постоянно движущихся во Вселенной биологических полей
Д) в виде энергии космических излучений
3. Пространственно временной континуум – это…
А) целостное, непрерывное единство пространственно временных координат
Б) пространство и время
В) непрерывное, связанное, целостное единство точек, чисел или физических величин
Г) непрерывность, совокупность, (например, совокупность всех точек отрезка времени)
Д) «моменты», в которые происходят явления, продолжительности (длительности) процессов
4. Система кровообращения человека состоит из…
А) сердца и большого круга кровообращения (от левого желудочка до правого предсердия)
Б) сердца и малого круга кровообращения (от правого желудочка до левого предсердия)
В) сердца и замкнутой системы кровеносных сосудов, включающей артерии, вены, капилляры.
Г) из большого и малого круга кровообращения
Д) сердца, артерий, вен и капилляров
5. Гипотеза возможного возникновения жизни на Земле (по В.И. Вернадскому):
А) жизнь создалась на Земле при космических стадиях ее истории в условиях, не повторявшихся в позднейшие геопогические эпохи
Б) жизнь была на Земле в космические эпохи ее былого, она извечна
В) жизнь, извечная во Вселенной, явилась новой на земле, ее зародыши переносились в нее извне постоянно, но укрепились на Земле лишь тогда, когда на ней оказались благоприятные для этого возможности
Г) жизнь на Земле возникла случайно
Д) жизнь на Земле возникла в результате специального божественного актотворения
6. Стремление системы сохранить стабильность – это…
Цена:  
В корзине
пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ


X
Обратная связь
Отправлено.