Философия


Возникновение науки и основные стадии ее исторической эволюции

Содержание
Негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ИНСТИТУТ УПРАВЛЕНИЯ И ПРАВА»
Кафедра Философии и социологии
История и философия науки

Тема 3. Возникновение науки и основные стадии ее исторической эволюции.
Преднаука и наука в собственном смысле слова. Две стратегии порождения знаний: обобщение практического опыта и конструирование теоретических моделей, обеспечивающих выход за рамки наличных исторически сложившихся форм пр оизводства и обыденного опыта
Культура античного полиса и становление первых форм теоретической науки. Античная логика и математика. Развитие логических норм научного мышления в средневековых университетах. Роль христианской теологии в изменении созерцательной позиции ученого. Западная и восточная средневековая наука.
Цена:  
В корзине

Динамика науки как процесс порождения нового знания

Содержание
Негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ИНСТИТУТ УПРАВЛЕНИЯ И ПРАВА»
Кафедра Философии и социологии
История и философия науки

Тема 6. Динамика науки как процесс порождения нового знания
Историческая изменчивость механизмов порождения научного знания. Взаимодействие оснований науки и опыта как начальный этап становления новой дисциплины. Обратное воздействие эмпирических фактов на основания науки. Формирование первичных теоретических моделей и законов. Роль аналогий в теоретическом поиске. Процедуры обоснования теоретических знаний. Механизмы развития научных понятий.
Становление научной теории. Классический, неклассический и
постнеклассический варианты формирований теории. Развитие оснований науки под влиянием новых теорий. Проблемные ситуации в науке. Развитие оснований науки под влиянием новых теорий. Проблема включении я новых теоретических представлений в культуру.
Цена:  
В корзине

История и философия науки. Контрольная работа

Содержание
Негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ИНСТИТУТ УПРАВЛЕНИЯ И ПРАВА»
Кафедра Философии и социологии
История и философия науки

Контрольная работа

Тема 1: Предмет и основные концепции современной философии науки
Карнап Р. Философские основания физики. Введение в философию науки. М.,1971.; Конт О. Дух положительной философии. -СПб.,2002.; Гейзенберг В. Физика и философия: Часть и целое. - М., 1989; Степин B.C. Теоретическое знание. Структура, историческая эволюция. М., 2000. Тема 2: Наука в культуре современной цивилизации
Уайтхед А.Н. Избранные работы по философии науки. М.: Прогресс, 1990. (См.: Вступительная статья;
Раздел I, гл. 1, 3-6, 9, 12; Раздел III, ч.3).;
Микешина Л.А. Философия познания. Полемические главы. М., 2002.; Д. Бернал. Наука в истории общества. М., 1956. Ильин В.В. Наука. Философия и методология науки. СПб., 2002 Тема 3: Возникновение науки и основные стадии ее исторической эволюции Антология мировой философии, В 4-х томах, Т.1.Ч.1.М, 1969.С.267-
437.;
Антология мировой философии, В 4-х томах, Т.1,4.1, М., 1969, с.69-261; Быдагов Р.А. История слов в истории общества. М., 1971; Массон В.М. Первые цивилизации. Л., 1989; Лурье С. Архимед. М.-Л, 1940.
Тема 4: Становление опытной науки в новоевропейской культуре Бэкон Ф. Новый органон. Соч. в 2 т. Т. 2. М, 1978;
Декарт Р. Рассуждение о методе, чтобы верно направлять свой разум и отыскивать истину в науках // Сочинения: В 2 т. М., 1989. Т. 1;
Кирсанов В. С. Научная революция XVII века. М., 1987; Мандрыка А. П. Очерки развития технических наук. Л., 1984. Тема 5: Структура научного знания Поппер К. Логика и рост научного знания. М.,1983 Тема 6. Динамика науки как процесс порождения нового знания Лакатос И. Доказательства и опровержения. М. 1967.
Ортега-и-Гассет. Углубление в себя и обращение вовне // Философские науки. 1991, №5. Каире А. Очерки истории философской мысли. О влиянии философских концепций на развитие научных теорий. М., 1985.
Иванов В.Г. Принцип детерминизма в философии и физике. Л., 1974;
Огородников В.П. Детерминизм как принцип научного мировоззрения. М., 1985.
Энгельс Ф. Анти-Дюринг. //Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд.. Т20. Отдел первый. Гд.7, 8,12, 13.
Тема 7. Научные традиции и научные революций Типы научной рациональности.
Кун Т. Структура научных революций. М., 2001; Башляр Г. Новый рационализм. М., 1987;
Кирсанов В. С. Научная революция XVII века. М., 1987; Иванов В.Г., Лезгина М.Л. Детер минация научного поиска
Тема 8: Особенности современного этапа развития науки .Перспективы научно-технического прогресса
Пригожин И., Стенгерс И. Порядок из хаоса. М., 1986;
Бранский В.П., Пожарский С.Т. Глобализация и синергетический историзм.
Спб., 2004; Назиров А.Э., Огородников В.П. История и философия науки. СПб., 2005.
Тема 9: Методы и формы научного познания
Гайденко ПА. Проблема рациональности на исходе XX века. // Вопросы философии.
1991,№6.
Алексеев П.В., Панин А.В. Теория познания и диалектика. М., 1991. Тема 10. Логика как основание и органон науки
Огородников В.П., Филиппов Г.Г. Логика. Законы и принципы правильного мышления. СЗАГС, 2002;
Логика. М., 1995; Кондаков Н.И. Логический словарь. М., 1971, 1973 г. г.; Горский Д.Н., Ивин А.А. Краткий словарь по логике. М.,1991 Тема 11 Наука как социальный институт. Кун Т. Структура научных революций. М., 2001; Башляр Г. Новый рационализм. М., 1987;
Кирсанов В. С. Научная революция XVII века. М., 1987; Иванов В.Г., Лезгина М.Л. Детер минация научного поиска. Л. Наука. 1978;
Поппер К. Логика и рост научного знания. М.,1983
Тема 12: Особенности современного этапа развития науки .Перспективы научно-технического прогресса
Пригожин И., Стенгерс И. Порядок из хаоса. М., 1986;
Бранский В.П., Пожарский С.Т. Глобализация и синергетический историзм. Спб., 2004; Назиров А.Э., Огородников В.П. История и философия науки. СПб., 2005. Тема 13. Становление социальных и гуманитарных наук. Мировоззренческие основания социально-исторического исследования. Вебер М. Избранные произведения. М, 1990; Ясперс К. Смысл и назначение истории. М., 1991;
Фукуяма Ф. Конец истории? // Вопросы философии. 1990,№3. Поппер К. Нищета историцизма М,, 1992;
0 человеческом в человеке. М., 1991; Бердяев Н. Смысл истории. М.. 1990.
Губман. Б.Л. Смысл истории. Очерки современных западных концепций. М., 1991. Понарин А.С. Возвращение в цивилизацию или "формационное одиночество"? // Философские науки. 1991, №8.
Тема 14: Кризис идеала ценностно-нейтрального исследования и проблема идеологизированной науки.
Вернадский В.И. Размышления натуралиста. Научная мысль как планетарное
явление. М., 1978;
Вернадский В. И. Философские мысли натуралиста. М., 1988.
9. Формы и учебно-методическое обеспечение аттестации по итогам освоении дисциплины

Контрольная работа на заказ, заказать
Цена:  
В корзине

История и философия науки. Контрольные вопросы к экзамену

Содержание
Негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ИНСТИТУТ УПРАВЛЕНИЯ И ПРАВА»
Кафедра Философии и социологии
История и философия науки

Контрольные вопросы к экзамену
1. Возникновение науки: условия и предпосылки.
2. Античная наука: этапы развития и основные достижения. Особенности античного типа научности.
3. Средневековый этап развития науки. Западная и восточная ветви ср едневековой науки.
4. Возникновение современной науки в Западной Европе: исторические условия и социокультурные предпосылки.
5. Классический этап (XVII-XIX вв.). Формирование классической научной картины мира, гносеологии и методологии классической науки.
6. Конец XIX - начало XX вв. Кризис в основаниях классической науки и глобальная научная революция в математике, физике и социальных науках.
7. Неклассическая наука: онтология, гносеология и методология.
8. Постнеклассический этап развития науки (последняя треть XIX в. - по настоящее время).
9. Будущее науки. Сосуществование и интеграция сформированных ранее типов научности: классического, неклассического, постнеклассического.
10. Основные концепции исторического процесса.
11. Предпосылки и основы научно-технической цивилизации.
12. Особенности современного мира. Возрастание масштабов и глобальный характер человеческой деятельности. Проблемы и противоречия современности.
13. Оценки науки в культуре. Сциентизм и антисциентизм.
14. Рационализм как философское направление, признающее разум основой познания и поведения людей.
15. Внерациональное. Иррационализм как философское направление, ограничивающее возможности разума в жизни и познании.
16. Рационализм-антирационализм: социально-поведенческий, социокультурный, гносеологический и онтологический уровни дилеммы.
17. Рациональное и внерациональное в человеческой психике.
18. Элементы иррационализма в методологии науки.
19. Период формирования современной философии, его основные тенденции.
20. Основные ориентиры современной философии: принципиально антиметафизическая установка.
21. Отказ от классической субъект-объектной дихотомии в теории познания.
22. Рационалистическая ориентация: философия неокантианства, прагматизм и неопрагматизм, постпозитивизм и философия науки, нео- и постмарксизм.
23. Иррационалистическая ориентация: философия жизни, феноменология, герменевтика, экзистенциализм, постмодернизм.
24. Особенности отечественной философской традиции.
25. Русский духовный Ренессанс начала 20 века и его влияние на современную философию.
26. Субъективно-персоналистское мировоззрение и его особенности.
27. Религиозное мировоззрение. Основы религиозного мировоззрения и плюр ализм интер пр етаций.
28. Научное мировоззрение. «Три точки зрения на человеческое познание».
29. Взаимодополнительность мировоззрений и возможности синтеза.
30. Идея развития в истории философии и науки.
31. Универсальная эволюция: эволюция в космосе, эволюция живого, эволюция человека, социальная и культурная эволюция.
32. Коэволюционная стратегия. Идея коэволюции и единство биосферы.
33. Понятие знания и познания. Основные философские интерпретации познания: эссенциализм, скептицизм и инструментализм, гипотетический реализм.
34. Особенности научного знания. Многообразие научного знания.
35. Структура научного знания.
36. Основные идеалы научного знания. Идеал научности как комплекс познавательных ценностей и норм.
37. Неявное знание. Знание и умение.
38. Обыденное знание. Особенности обыденного знания.
39. Миф. Интерпретации мифа: аллегорическая, психологическая, структуралистская и др.
40. Паранауки. Проблемы демаркации науки и паранауки.
41. Классическая кумулятивистская модель развития науки.
42. Эволюционная теория развития науки.
43. Концепция парадигм и революций в науке Т. Ку на.
44. Научные революции в истории науки и их трактовки.
45. Мифология и рационалистический способ мышления.
46. Стратегии развития науки и природа научной истины.
47. Наука и ценности. Виды ценностей: когнитивные и социальные ценности.
48. Стратегии, ценности и проблема принятия, отвержения и выбора научных теорий.
49. Основные модели взаимосвязи философии и науки.
50. Редукционизм и два его основных варианта: метафизика (натурфилософия) и позитивизм.
51. Позитивизм: наука - единственно рациональный и самодостаточный вид познания.
52. Диалектическая концепция соотношения философии и науки.
53. Наука как важнейший социальный институт современного общества.
54. Познавательный горизонт и культурные ресурсы научного исследования.
55. Наука как имманентная часть инновационной деятельности.
56. Научно-технический потенциал (НТП), его основные составляющие, методы их измерения и оценки.
57. Научный текст. Специфика и логическая структура научного текста.
58. Научная свобода и социальная ответственность ученого.
59. Этико-правовое регулирование профессиональной деятельности ученого.
60. Человек как объект научных исследований и новые этико-правовые проблемы в науке второй половины XX века.
10. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины
10.1. Рекомендуемая литература: а) Основная литература:
1. Бранский В.П., Пожарский С.Т. Глобализация и синергетический историзм. СПб., 2004;
2. Гусева Е.А., Леонов В.Е. Философия и история науки. СПБ., 2009. 3.Вебер М. Избранные произведения. М., 1990.
4.Вернадский В.И. Размышления натуралиста. Научная мысль как планетарное явление. М., 1978.
4. Кармин А.С., Бернадский Г.Г. Философия. СПб., 2001.
5. Кун Т. Структура научных революций. М. М., 2001.
6. Никифоров А.Л. Философия науки: история и методология. М., 2008.
7. Поппер К. Логика и рост научного знания. М., 1983.
8. Степин В.С. Философия науки. Общие проблемы. М., 2009.
б) Дополнительная литература:
(указывается в соответствии с ГОСТ 7.1—2003 библиографическое описание изданного учебно-методического документа, в т.ч периодического, изданного, как правило, за последние 5 лет)
1. Бернал Д.. Наука в истории общества. М., 1956. 2.Гайденко П.П. Эволюция понятия науки (ХУП-ХУШ вв.). М., 1987.
3. Гейзенберг В. Физика и философия: Часть и целое. - М., 1989.
4. Ильин В.В. Наука. Философия и методология науки. СПб., 2002 Зотов А.Ф. Современная западная философия. М.,1990.
5.Карнап Р. Философские основания физики. Введение в философию науки. М.,1971
6. Конт О. Дух положительной философии. -СПб.,2002
7. Келле В.Ж. Наука как компонент социальная системы. М., 1998.
8. Лекторский В.А. Эпистемология классическая и неклассическая. М., 2000.
9. Микешина Л.А. Философия познания. Полемические главы. М., 2002.;
10. Моисеев Н.Н. Современный рационализм. М., 1995.
11.Огородников В.П., Филиппов Г.Г. Логика. Законы и принципы правильного мышления. СЗАГС, 2002;
12. Пригожин И., Стенгерс И. Порядок из хаоса. М., 1986.
13. Степин В.С., Горохов В.Г., Розов М.А. Философия науки и техники. М., 1991.
14. Уайтхед А.Н. Избранные работы по философии науки. М.: Прогресс, 1990
15. Фейерабенд П. Избранные труды по методологии науки. М., 1986.
Цена:  
В корзине

Кризис идеала ценностно-нейтрального исследования и проблема идеологизированной науки

Содержание
Негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ИНСТИТУТ УПРАВЛЕНИЯ И ПРАВА»
Кафедра Философии и социологии
История и философия науки

Тема 14. Кризис идеала ценностно-нейтрального исследования и проблема идеологизированной науки.
Экологическая этика и ее философские основания. Философия русского космизма и учение В.И. Вернадского о биосфере, техносфере и ноосфере. Сциентизм и антисциентизм. Наука и паранаука. Научная рациональность и проблема диалога культур. Роль науки в преодолении современных глобальных кризисов.

Цена:  
В корзине

Логика как основание и науки

Содержание
Негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ИНСТИТУТ УПРАВЛЕНИЯ И ПРАВА»
Кафедра Философии и социологии
История и философия науки

Тема 10. Логика как основание и науки
Роль логики в построении научного знания. История становления и развития логики. Логичность и истинность
Основные законы лог ики. Т ипы у мозаключений
Правила и ошибки в доказательстве. Аргументация как способ обоснования знания в социогуманитарных науках. Правила аргументации.
Цена:  
В корзине

Методы и формы научного познания

Содержание
Негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ИНСТИТУТ УПРАВЛЕНИЯ И ПРАВА»
Кафедра Философии и социологии
История и философия науки

Тема 9. Методы и формы научного познания.
Связь философских и общенаучных методов познания и преобразования действительности. Историческое и логическое.
Наблюдение и эксперимент. Мысленный эксперимент и его роль в развитии науки. Моделирование и его формы.
Индуктивный и дедуктивный методы познания: достоинства и недостатки.
Цена:  
В корзине

Наука в культуре современной цивилизации

Содержание
Негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ИНСТИТУТ УПРАВЛЕНИЯ И ПРАВА»
Кафедра Философии и социологии
История и философия науки

Тема 2. Наука в культуре современной цивилизации.
Традиционалистский и техногенный типы цивилизационного развития и их базисные ценности. Ценность научной рациональности
Особенности научного познания. Наука и философия. Наука и искусство. Наука и обыденное познание.
Функции науки в жизни общества. Наука как мировоззрение, как производительная и социальная и социальная сила.
Цена:  
В корзине

Наука как социальный институт

Содержание
Негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ИНСТИТУТ УПРАВЛЕНИЯ И ПРАВА»
Кафедра Философии и социологии
История и философия науки

Тема 11. Наука как социальный институт.
Различные подходы к определению социального института науки. Историческое развитие институциональных форм научной деятельности. Научные сообщества и их исторические типы
Научные школы. Подготовка научных кадров. Историческое развитие способов трансляции научных знаний Компьютеризация науки и ее социальные последствия. Наука и экономика. Наука и власть.
Цена:  
В корзине

Научные традиции и научные революций Типы научной рациональности

Содержание
Негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ИНСТИТУТ УПРАВЛЕНИЯ И ПРАВА»
Кафедра Философии и социологии
История и философия науки

Тема 7. Научные традиции и научные революций Типы научной рациональности.
Взаимодействие традиций и возникновение нового знания. Научные революции как перестройка оснований науки. Типология научных революций.
Социокультурные предпосылки глобальных научных революций.Перестройка оснований науки и изменении смыслов мировоззренческих универсалий культуры. Прогностическая роль философского знания.
Научные революции как точки бифуркации в развитии знания. Нелинейность роста знаний.
Глобальные революции и типы научной рациональности .Историческая смена типов научной рациональности: классическая, неклассическая и постнеклассическая наука.
Цена:  
В корзине
пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ


X
Обратная связь
Отправлено.